В пейзаже «Озеро» Исаак Левитан собрал воедино свои впечатления из разных уголков нашей необъятной страны. Этот мотив волновал мастера. Левитан писал его неоднократно. Сохранилось несколько работ под названием «Озеро» и эскизов к ним. Одна из работ — шедевр Третьяковской галереи.

— Настенька, тебе понравилась экскурсия по Русскому музею?
— Да, очень, Маргарита Константиновна. Экскурсовод увлекательно рассказывала. Жаль только, что мы не успели поговорить вот об этой прекрасной картине, которая сейчас перед нами.
— Это одна из последних работ Исаака Левитана — «Озеро».
— Какая большая! На ней мы видим потрясающий пейзаж. Огромное озеро, дальний берег на заднем плане. А сверху — большое бесконечное небо!
— Исаак Ильич долго готовился к её написанию. Он сделал множество эскизов. Писал разные озёра, в разных уголках России. И примерно в 1899-1900 годах написал вот эту, главную работу, которую искусствоведы называют «лебединой песней» Левитана, одним из лучших его произведений.
— А почему они её так называют?
— Потому что художник вложил в неё свою любовь к России и к русской природе.
— Казалось бы, художник просто нарисовал озеро, природный водоём. А создаётся впечатление чего-то огромного, бесконечного, непостижимого — того, что невозможно объяснить простыми словами.
— И это ощущение бесконечности мастер создаёт с помощью некоторых художественных приёмов. Смотри, во-первых, художник размещает облака на небе таким образом, будто они выплывают из-за горизонта.
— И кажется, что они движутся прямо на нас. Удивительно!
— А во-вторых, посмотри-ка на первый план картины. Видишь, впереди изображены камыши и кувшинки, тёмные штрихи водной ряби. Эти элементы обрезаны краем полотна, но не по всей нижней части картины, а кое-где, фрагментарно. Из-за этого кажется, что изображение выходит за пределы рамы.
— А на заднем плане я вижу берег, домики с покатыми крышами, белые стены храмов... А что это за храмы художник здесь изобразил?
— В том-то и дело, что эта картина — не пейзаж какой-то конкретной местности с очертаниями определённых храмов и монастырей. Это впечатления, собранные Левитаном воедино из разных уголков нашей необъятной страны. Можно сказать, что пространство здесь бесконечно. И нет привязки ко времени. Здесь и прошлое Руси, и её настоящее...
— Так, можно сказать, художник написал Вечность!
— Да, пожалуй, ты права, Настенька. Как в Царствии Небесном — где нет времени.
— Потрясающе, Маргарита Константиновна! Чувствуется, что Левитан был человеком высокого полёта, масштабной личностью!
— Но главное — он всем сердцем любил свою родину. И выразил эту любовь в своей картине «Озеро», которая стала шедевром Русского музея Петербурга.
Все выпуски программы Светлый вечер
26 июня. О проповеди во время гонений

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа, обращённые к апостолам: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой».
О проповеди во время гонений — игумен Лука (Степанов).
Словами о том, что надлежит гонимым ученикам Его бежать в другие города и там проповедовать, Господь указывает на те обстоятельства жизни человечества, которые как раз и послужат к всемирной проповеди.
Действительно, и иудеи, и язычники восстали на учеников Христовых в скорости после Его вознесения и схождения Святого Духа на апостолов, после рождения Церкви.
Изгоняемые ученики Христовы не пытались удержаться любыми правдами и неправдами в Иерусалиме, но расходились по всему миру, сознавая себя уже посланными для благовестия тем народам, в которых ещё не было и слышно имени Христова.
Таким образом, они без смущения, посланные Господом, совершали великую миссию преображения рода человеческого евангельским благовестием.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об ожидании Второго пришествия Христа

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне».
Об ожидании Второго пришествия Христа — священник Захарий Савельев.
В связи с тем, что человек допустил в свою природу зло, и, соответственно, через вот эту природу человека зло вошло в этот мир, то и вся тварь стенаетмучится, смысл мироздания поменялся. Первоначально, как вот мы помним из псалмовпророка Давида, «всякое дыхание да хвалит Господа».
Весь мир Богом из небытия в бытие был приведён для того, чтобы восхвалять своего Творца. Бог создал нас только по Своей любви. Он не был зависим от того, чтобы кого-то сотворить, чтобы Свою любовь воплощать. Наш Бог есть Бог-Троица, и любовь внутри самого Бога циркулирует и существует.
Бог сам есть любовь, и по Своей безвозмездной любви Бог приводит из небытия целый мир, и, в общем-то, всё живущее, всё живое в нашем мире, на нашей планете, связано со своим Творцом, с Богом, со Христом.
И вот пришествие в мир Спасителя освещает не только человечество, но и целый мир от греха, от зла, от несправедливости. В общем-то, и те катаклизмы, и те ненастья, которые происходят в этом мире, происходят, безусловно, по грехам рода человеческого.
И вот как раз избавлением от этого проклятия, от этой смерти является сам Господь Иисус Христос. И всёживое, на самом деле, ожидает второго пришествия Спасителя, как завершения вот этого периода бытия иожидания. И когда человеческая история перейдёт на новый виток, то и весь мир перейдёт на новый виток отношения с Богом. То есть мы, как и знаем из текста Священного Писания, будет новое небо и новая земля.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об опыте Церкви в борьбе с зависимостями

Сегодня 26 июня. Международный день борьбы с наркоманией.
Об опыте Церкви в борьбе с этим недугом — священник Стахий Колотвин.
Современный научный подход к изучению и борьбе с наркотическими зависимостями — вещь совсем недавняя в исторической перспективе. Тем не менее, Церковь могла представить свой богатый опыт, на который опираясь и светская наука может делать следующие шаги.
Потому что зависимость физическая, зависимость химическая, зависимость биологическая лишь зиждется на зависимости духовной. А любой грех делает, по сути, человека наркоманом. Потому что человек идет вновь и вновь к греху, который разрушает его душу, который вредит его жизни, потому что получает греховное удовольствие, греховное преимущество.
Поэтому, когда речь идёт об исцелении от наркотической зависимости, нужно работать и с душой, и с телом. И человеку, который опирается при решении своих наркотических проблем на духовный опыт Церкви, ему освободиться куда легче.
Однако мы помним, что лучшее лечение — это профилактика. И здесь церковный опыт может пригодиться. Потому что задача христианина — не борьба с грехом, — что согрешить, а потом каяться и не повторять, — а вообще не совершать греха, избегать, даже не подходить к тому краю, где тебя уже утянет губительная страсть.
И этот опыт может пригодиться и нам, и всем, даже маленьким детям, которым могут предложить какую-то дозировку распространители, и на неё попасться. И ребёнку-христианину это будет легче.
Поэтому, дорогие друзья, даже если вы далеки от храма, и, кажется, всё безопасно, пойдите к Богу. Потому что Господь сможет защитить ваших детей не только от духовных угроз, но и от страшной зависимости.
Все выпуски программы Актуальная тема