В пейзаже «Озеро» Исаак Левитан собрал воедино свои впечатления из разных уголков нашей необъятной страны. Этот мотив волновал мастера. Левитан писал его неоднократно. Сохранилось несколько работ под названием «Озеро» и эскизов к ним. Одна из работ — шедевр Третьяковской галереи.

— Настенька, тебе понравилась экскурсия по Русскому музею?
— Да, очень, Маргарита Константиновна. Экскурсовод увлекательно рассказывала. Жаль только, что мы не успели поговорить вот об этой прекрасной картине, которая сейчас перед нами.
— Это одна из последних работ Исаака Левитана — «Озеро».
— Какая большая! На ней мы видим потрясающий пейзаж. Огромное озеро, дальний берег на заднем плане. А сверху — большое бесконечное небо!
— Исаак Ильич долго готовился к её написанию. Он сделал множество эскизов. Писал разные озёра, в разных уголках России. И примерно в 1899-1900 годах написал вот эту, главную работу, которую искусствоведы называют «лебединой песней» Левитана, одним из лучших его произведений.
— А почему они её так называют?
— Потому что художник вложил в неё свою любовь к России и к русской природе.
— Казалось бы, художник просто нарисовал озеро, природный водоём. А создаётся впечатление чего-то огромного, бесконечного, непостижимого — того, что невозможно объяснить простыми словами.
— И это ощущение бесконечности мастер создаёт с помощью некоторых художественных приёмов. Смотри, во-первых, художник размещает облака на небе таким образом, будто они выплывают из-за горизонта.
— И кажется, что они движутся прямо на нас. Удивительно!
— А во-вторых, посмотри-ка на первый план картины. Видишь, впереди изображены камыши и кувшинки, тёмные штрихи водной ряби. Эти элементы обрезаны краем полотна, но не по всей нижней части картины, а кое-где, фрагментарно. Из-за этого кажется, что изображение выходит за пределы рамы.
— А на заднем плане я вижу берег, домики с покатыми крышами, белые стены храмов... А что это за храмы художник здесь изобразил?
— В том-то и дело, что эта картина — не пейзаж какой-то конкретной местности с очертаниями определённых храмов и монастырей. Это впечатления, собранные Левитаном воедино из разных уголков нашей необъятной страны. Можно сказать, что пространство здесь бесконечно. И нет привязки ко времени. Здесь и прошлое Руси, и её настоящее...
— Так, можно сказать, художник написал Вечность!
— Да, пожалуй, ты права, Настенька. Как в Царствии Небесном — где нет времени.
— Потрясающе, Маргарита Константиновна! Чувствуется, что Левитан был человеком высокого полёта, масштабной личностью!
— Но главное — он всем сердцем любил свою родину. И выразил эту любовь в своей картине «Озеро», которая стала шедевром Русского музея Петербурга.
Все выпуски программы Светлый вечер
Деяния святых апостолов

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Деян., 7 зач., III, 1-8

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на нравственное падение и какой-то глубинный бытовой атеизм, который поражает сегодня светское общество, многие люди всё равно продолжают присматриваться к христианству, продолжают видеть в Церкви, пусть не во всех верующих, но хотя бы в святых, пример для подражания. А мы можем вести себя, как святые? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 3-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
Многим людям, знакомым с советской антирелигиозной пропагандой, известна фраза Карла Маркса «религия — есть опиум народа». При этом мало кто знает, что ещё до Маркса её употребляли в том числе и верующие авторы, подразумевающие под опиумом не столько средство одурманивания, сколько средство, облегчающее страдания, которых в жизни простого народа было немало. Сегодняшние борцы с религией часто говорят, что религия сделала своё дело, помогла непросвещённому, мало что понимающему и ограниченному в средствах человеку выжить в трудных условиях, но в наши дни человек может справиться сам. Сегодня у него есть наука, техника, медицина, психология, зачем ему религия? Зачем все выдумки людей древности? Обычно при этом говорящие знают, но не произносят вслух, что сама европейская наука возникла благодаря трудам людей, не только не сомневающихся в бытии Божии, но бывших епископами, священниками или простыми монахами. Например, одно из первых богоугодных заведений, включавших больницу, лепрозорий и странноприимный дом, создал святитель Василий Великий. Можно вспомнить пример священника Павла Флоренского, который сделал немало открытий именно как учёный. И надо сказать, что всё это они сделали не помимо и не вопреки, но именно благодаря своим религиозным убеждениям.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим историю о том, как апостолы Пётр и Иоанн идут в храм в час молитвы. Они проходят мимо нищего, болезнь которого родственники используют для того, чтобы зарабатывать. Его приносят к воротам храма, чтобы проходящие люди, проявляя благочестие и сострадание, подавали ему милостыню. Апостолы не имели с собой денег, однако они дали этому человеку нечто гораздо большее, чем деньги: они дали ему здоровье, причём не только физическое, но и духовное. Мы видим, как после исцеления этот человек не только самостоятельно ходит, за своё исцеление он воздаёт хвалу Богу.
Сегодня мы тоже бываем ограниченны в средствах. Кроме того, зачастую простой верующий не имеет той веры, того дерзновения, тех благодатных даров, которые были у апостолов. И как будто бы это означает, что он не может совершить никакое чудо. Однако главное чудо, которое проявили апостолы, заключалось в их любви и готовности по-настоящему сердечно участвовать жизни несчастного человека, лежащего перед ним. Обычно, не так сложно, потешив собственное благочестие, подать нуждающемуся и внутренне успокоившись, сказать себе: «Вот и о нищем позаботился». Много ли в такой подачке подлинной заботы и любви? Кажется, нет. Но апостолы не просто позаботились, они воззвали к Богу и, соединив собственное сердечное расположение с Его силой, действенно помогли страдающему человеку. Подражая их искренности, их вере, их любви, мы призваны участвовать в жизни людей, пусть далеко не всегда наше участие сопровождается явными чудесами, главное, чтобы оно сопровождалось искренними состраданием и любовью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сложные моменты первых лет христианской Церкви». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о сложных моментах первых лет существования христианской Церкви, описанных в книге Деяний Апостольских.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена тому, как первые христиане относились к ветхозаветному закону
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Христианские основы в управлении». Сергей Бочаров

Гостем рубрики «Вера и дело» был кандидат экономических наук, первый проректор мастерской управления «Сенеж» Сергей Бочаров.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и о том, как христианские ценности и смыслы могут быть положены в основу образования и работы людей в сфере управления, в том числе государственного.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова