
— Ну, как тебе, Паша, Ивановский художественный музей?
— Здесь хорошо, дядя Андрей. Мне пейзажи Левитана очень понравились. Особенно вот этот — «Дорога».
— Одобряю твой выбор, племянник. Пейзаж неброский, но содержательный. У Исаака Левитана был особенный дар писать просто, глубоко и проникновенно. Художник не гнался за эффектными видами. На его картинах практически нет сочных, ярких красок. Но эти работы задевают сокровенные струны в душе.
— Правда. Вот смотрю на эту дорогу, которая жёлтой лентой изгибается среди полей, на тяжёлые облака над лесом, на пасущуюся лошадку — и столько чувств рождается. Детство вспоминается, когда я босыми ногами поднимал пыль на такой же вот просёлочной тропинке, бежал на озеро или в рощу. Столько в этом счастья!.. Наверное, и художник был счастлив, когда писал этот пейзаж?
— Трудно сказать. Картину «Дорога» Левитан создал в 1898 году. Для художника это было непростое время. С одной стороны, Исаак Ильич находился на пике творческого расцвета. Получил звание академика пейзажной живописи, начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Собирался создать «Дом пейзажей», где могли бы работать художники, у которых нет собственной мастерской. А с другой стороны, он уже был серьёзно болен.
— А чем художник болел?
— Врождённый порок сердца, прогрессирующий с годами, осложнился туберкулёзом. Левитану на момент написания картины «Дорога» исполнилось только тридцать восемь лет, но он очень плохо себя чувствовал — сердце постоянно болело, дышать было трудно. Жить художнику оставалось всего два года, и он, предчувствуя скорый конец, часто заговаривал с друзьями о смерти. Вот и суди, был ли он счастлив.
— А Левитан боялся смерти?
— Как любой человек. Но этот страх художник преодолевал в работе.
— Старался отвлечься?
— Нет, совсем нет. Левитан не отворачивался от мыслей о конечности земной жизни, много размышлял над тем, что ждёт человека за порогом смерти. И живопись была для него формой постижения тайн бытия. В сокровенной красоте окружающего мира Исаак Ильич чувствовал присутствие благого Создателя и стремился отразить это в своих полотнах.
— А ведь пейзаж «Дорога» — пожалуй, тоже заставляет задуматься о смысле бытия. Смотри, песчаная тропинка петляет по полю и уходит за горизонт — туда, куда мы не можем проникнуть своим взглядом.
— Конечно, ведь дорога — это древний символ земной жизни.
— И у Левитана этот путь не кажется пугающим.
— Верно заметил. Хотя тропа уходит в неизведанную даль, и сплошная гряда кучевых облаков на небе шепчет о грозе и чуть тревожит, но безмятежная лазурь проглядывает среди туч и отражается в маленьком озере. Небесное отзывается в земном и дарит надежду. В скромной палитре Левитановского пейзажа чуткий зритель улавливает гармонию, которой держится этот мир, чувствует дыхание Творца.
Картину Исаака Левитана «Дорога» можно увидеть в Ивановском областном художественном музее.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема