Замечательный русский поэт Константин Бальмонт писал: «Есть книги, которые пересоздают душу совершенно, прочтя такую книгу, ты уже навсегда другой». Эти слова относятся к книге Иова, входящей в состав Ветхого Завета. Кто же такой этот Иов, и почему его история произвела на поэта столь сильное впечатление?
Книга Иова рассказывает о великом праведнике, о его страданиях и несокрушимой вере в Бога. Иов жил задолго до пророка Моисея. Он был богатым, многодетным и счастливым человеком. Все любили его за доброту, мудрость и сострадание к бедным. Сатана решил опорочить добродетельного Иова. Он стал утверждать перед лицом Бога, что Иов богобоязнен только потому, что в жизни у него всё благополучно. Чтобы изобличить эту ложь, Бог позволил сатане испытать Иова.
С этого момента жизнь праведника превратилась в сплошное страдание. Сначала погибли его многочисленные стада овец, волов и верблюдов. Иов безропотно перенёс эту потерю. Затем пришло известие о смерти всех десятерых его детей. И тут Иов не укорил Господа в своих бедах. Он разорвал на себе одежду, пал на землю, поклонился Господу и сказал: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь к матери моей земле. Господь дал, Господь взял. Да будет имя Господа благословенно».
Тогда, желая, чтобы Иов возроптал на Господа, сатана поразил его проказой. Многострадальный Иов был вынужден уйти из дома и жить отшельником. Болезнь его была ужасна. Он сидел в пепле и скоблил куском черепицы покрытую язвами кожу. Даже жена из сострадания пожелала ему скорой смерти.
Три лучших друга Иова пришли, чтобы утешить страдальца. Вид несчастного поразил их. Они разрыдались от жалости, а затем сели рядом на землю, не зная, что сказать. Так они и сидели молча семь дней и семь ночей. Затем Иов заговорил.
Иов:
О, если бы положили на весы страдание моё! Оно верно перетянуло бы песок морей! Стрелы Вседержителя во мне; яд их пьёт дух мой; ужасы Божии ополчились против меня. Чего я ужасался, то и постигло меня. Чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады. Для чего не умер я, выходя из утробы? Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно. На что дан свет человеку, которого Бог окружил мраком?
Первый друг:
Вспомни, как ты поддерживал в беде других. А теперь дошло до тебя, и ты упал духом. Разве ты не знаешь, что человек рождается на страдание, чтобы устремляться вверх, подобно искрам? Разве ты не уповаешь на Бога? Вера должна укреплять твою надежду.
Иов:
Друзья мои, вы пускаете слова на ветер. Невинен я. Зря вы придумываете речи для обличения. Прошу вас, взгляните на меня. Буду ли я лгать вам? Правда на моей стороне, а потому не буду я молчать, буду изливать своё горе. Буду умолять Судию моего. Скажу Богу: Господи, опротивела мне жизнь. Зачем Ты борешься со мной, так что я стал самому себе в тягость?! Объясни мне, зачем Ты ищешь порока во мне, хотя знаешь, что я не беззаконник, и что некому защитить меня от Тебя?
Второй друг:
Ты говоришь, что чист перед Господом? Да если бы Бог ответил тебе и открыл тайны Своей премудрости, оказалось бы, что тебе вдвое больше следует понести! Я уверен, что Бог предал забвению некоторые из твоих беззаконий из милости к тебе.
Иов:
Вот что я скажу вам, друзья. Вы ничему не можете меня научить. Я не ниже вас и знаю всё то, что знаете вы. Я хотел бы говорить с Богом, отстоять свою правду перед Ним. А вы все бесполезные врачи. О, если бы вы молчали, я бы счёл вас мудрецами.
В те времена верили, что проказа посылается человеку за серьёзные прегрешения. Иов обратился к Богу, прося Его объяснить, за что ему послано столь страшное наказание. И Господь явился праведнику в бурном вихре. Он показал Своё могущество и премудрость и дал осознать, что причина несчастий – козни дьявола. Господь проявил милость к Иову, потому что тот остался верен Ему несмотря на все тяжкие испытания. Иов не только вернул, но и преумножил свои богатства. Господь дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Иов прожил счастливо ещё сто сорок лет и увидел своих потомков до четвертого колена.
На иконах этот святой часто изображается в царском венце. Святые отцы говорили, что Иов Многострадальный не просто ветхозаветный праведник, он - прообраз другого безгрешного Страдальца, Христа, воскресение Которого стало ответом Бога на извечный вопль человека о страдании. Священномученик Зенон, епископ Веронский, живший в IV в., так говорил об Иове: «Иов был образом Спасителя нашего Иисуса Христа. Иов был праведен — Спаситель наш есть сама правда. Иов был истинен, — Господь наш есть подлинная, совершённая истина».
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.