Замечательный русский поэт Константин Бальмонт писал: «Есть книги, которые пересоздают душу совершенно, прочтя такую книгу, ты уже навсегда другой». Эти слова относятся к книге Иова, входящей в состав Ветхого Завета. Кто же такой этот Иов, и почему его история произвела на поэта столь сильное впечатление?
Книга Иова рассказывает о великом праведнике, о его страданиях и несокрушимой вере в Бога. Иов жил задолго до пророка Моисея. Он был богатым, многодетным и счастливым человеком. Все любили его за доброту, мудрость и сострадание к бедным. Сатана решил опорочить добродетельного Иова. Он стал утверждать перед лицом Бога, что Иов богобоязнен только потому, что в жизни у него всё благополучно. Чтобы изобличить эту ложь, Бог позволил сатане испытать Иова.
С этого момента жизнь праведника превратилась в сплошное страдание. Сначала погибли его многочисленные стада овец, волов и верблюдов. Иов безропотно перенёс эту потерю. Затем пришло известие о смерти всех десятерых его детей. И тут Иов не укорил Господа в своих бедах. Он разорвал на себе одежду, пал на землю, поклонился Господу и сказал: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь к матери моей земле. Господь дал, Господь взял. Да будет имя Господа благословенно».
Тогда, желая, чтобы Иов возроптал на Господа, сатана поразил его проказой. Многострадальный Иов был вынужден уйти из дома и жить отшельником. Болезнь его была ужасна. Он сидел в пепле и скоблил куском черепицы покрытую язвами кожу. Даже жена из сострадания пожелала ему скорой смерти.
Три лучших друга Иова пришли, чтобы утешить страдальца. Вид несчастного поразил их. Они разрыдались от жалости, а затем сели рядом на землю, не зная, что сказать. Так они и сидели молча семь дней и семь ночей. Затем Иов заговорил.
Иов:
О, если бы положили на весы страдание моё! Оно верно перетянуло бы песок морей! Стрелы Вседержителя во мне; яд их пьёт дух мой; ужасы Божии ополчились против меня. Чего я ужасался, то и постигло меня. Чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады. Для чего не умер я, выходя из утробы? Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно. На что дан свет человеку, которого Бог окружил мраком?
Первый друг:
Вспомни, как ты поддерживал в беде других. А теперь дошло до тебя, и ты упал духом. Разве ты не знаешь, что человек рождается на страдание, чтобы устремляться вверх, подобно искрам? Разве ты не уповаешь на Бога? Вера должна укреплять твою надежду.
Иов:
Друзья мои, вы пускаете слова на ветер. Невинен я. Зря вы придумываете речи для обличения. Прошу вас, взгляните на меня. Буду ли я лгать вам? Правда на моей стороне, а потому не буду я молчать, буду изливать своё горе. Буду умолять Судию моего. Скажу Богу: Господи, опротивела мне жизнь. Зачем Ты борешься со мной, так что я стал самому себе в тягость?! Объясни мне, зачем Ты ищешь порока во мне, хотя знаешь, что я не беззаконник, и что некому защитить меня от Тебя?
Второй друг:
Ты говоришь, что чист перед Господом? Да если бы Бог ответил тебе и открыл тайны Своей премудрости, оказалось бы, что тебе вдвое больше следует понести! Я уверен, что Бог предал забвению некоторые из твоих беззаконий из милости к тебе.
Иов:
Вот что я скажу вам, друзья. Вы ничему не можете меня научить. Я не ниже вас и знаю всё то, что знаете вы. Я хотел бы говорить с Богом, отстоять свою правду перед Ним. А вы все бесполезные врачи. О, если бы вы молчали, я бы счёл вас мудрецами.
В те времена верили, что проказа посылается человеку за серьёзные прегрешения. Иов обратился к Богу, прося Его объяснить, за что ему послано столь страшное наказание. И Господь явился праведнику в бурном вихре. Он показал Своё могущество и премудрость и дал осознать, что причина несчастий – козни дьявола. Господь проявил милость к Иову, потому что тот остался верен Ему несмотря на все тяжкие испытания. Иов не только вернул, но и преумножил свои богатства. Господь дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Иов прожил счастливо ещё сто сорок лет и увидел своих потомков до четвертого колена.
На иконах этот святой часто изображается в царском венце. Святые отцы говорили, что Иов Многострадальный не просто ветхозаветный праведник, он - прообраз другого безгрешного Страдальца, Христа, воскресение Которого стало ответом Бога на извечный вопль человека о страдании. Священномученик Зенон, епископ Веронский, живший в IV в., так говорил об Иове: «Иов был образом Спасителя нашего Иисуса Христа. Иов был праведен — Спаситель наш есть сама правда. Иов был истинен, — Господь наш есть подлинная, совершённая истина».
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер