По большим церковным праздникам во всех православных храмах звучат каноны, песнопения, прославляющие Христа, Богородицу и святых. Многие из этих канонов написаны братьями Иоанном Дамаскиным и Косьмой Майумским. Почти всю жизнь они не расставались, вместе совершали духовные подвиги, вместе творили.
Будущий великий богослов Иоанн Дамаскин родился в конце VII века в Дамаске, который находился под властью арабов-мусульман. Он был сыном вельможи, принадлежавшего к греческой православной диаспоре, сборщика налогов Сергия Мансура. Как-то раз Сергию довелось побывать в приюте для сирот, устроенном при одной из дамасских церквей. В нём он увидел христианского мальчика по имени Косьма, который родился в Иерусалиме, и рано потерял родителей. Сергий усыновил мальчика и воспитывал его точно также как родного сына Иоанна. Для Иоанна и Косьмы отец выкупил из рабства сицилийского монаха, которого тоже звали Косьма. Монах учил мальчиков грамматике, философии, богословию, стихосложению.
Когда Иоанн и Косьма достигли совершеннолетия, они стали чиновниками в городской администрации. Но эта стезя тяготила братьев. Однажды Иоанн сказал Косьме: «Неужели ради этого мы прошли полный круг наук? Нет, мы учились мирской мудрости, чтобы она привела нас к мудрости духовной, которая достойнее и чище мирской, ибо приносит пользу и спасает душу». Иоанн и Косьма раздали всё своё имущество, продали земельные наделы, отпустили рабов и в 712 году отправились в монастырь святого Саввы в Палестине.
Здесь братья сначала были в послушании у духовных наставников, выполняли только грубую работу, забыв на время, по настоянию старцев, о богословии и поэзии. Как-то родной брат одного умершего монаха попросил Иоанна составить какие-нибудь душеполезные стихи, которые бы утешили скорбящего человека. Иоанн сочинил песнопения «Кая житейская сладость», «Вся суета человеческая», «Человецы, что всуе мятемся», которые до сих пор исполняются во время церковного обряда погребения. Услышав эти песнопения, старцы обители святого Саввы уже не препятствовали Иоанну и Косьме заниматься духовной поэзией. Через несколько лет слава братьев стала столь велика, что иерусалимский патриарх Иоанн V поручил именно им составить каноны праздника Преображения для храма на горе Фавор. Братья показывали друг другу свои черновики, советовались, сравнивали, но не соревновались.
В 526 году император Лев Исавр издал указ, с которого начались гонения на иконы: сами священные образы предписывалось уничтожить, а почитатели икон объявлялись еретиками. Косьма, узнав об указе, обратился к брату: «Иоанн, в отличие от тебя я не силён в философской аргументации, а ведь она требуется для опровержения иконоборцев. Посмотри, какое смятение в народе произвёл поступок Льва Исавра. Люди в большинстве своём боятся пренебрегать царскими указами. Напомни им, что есть закон, который выше царского». По просьбе брата Иоанн ДамаскИн написал богословский труд «Три слова в защиту иконопочитания».
В конце жизни Иоанн принял священнический сан, а Козьма — даже архиерейский, став по настоянию иерусалимского патриарха епископом города Майумы в Палестине. Братья впервые надолго расстались, но и в разлуке они не теряли связи друг с другом, обмениваясь письмами, присылали друг другу поэтические и богословские труды. Свою последнюю книгу «Источник знания» Иоанн Дамаскин посвятил брату — «преподобнейшему и богопочтенному Косьме».
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема