Вы когда-нибудь задумывались о том, нравится ли вам ваше имя? Как вообще относиться к имени, которое тебе дали? Лично я свое с детства невзлюбила. Аня. Что это? Говорили, что назвали меня в честь известной красавицы Витебской губернии, моей прабабушки, Анны Абрамовны, чья дореволюционная фотография стояла у нас на комоде. В пышном платье и с цветами на шляпе смотрела на меня с фотопортрета кудрявая темноглазая женщина. Анна Абрамовна родила семерых детей, двое из них умерли в младенчестве. А сама она ушла из жизни в 36 лет. Не хотелось мне носить имя Анна. Я суеверно очень боялась разделить ее участь.
В институте моей любимой книгой был роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Ну, а там... Да, да, Аннушка, которая разлила масло. Всеми презираемая и нечистая на руку «Чума-Аннушка». С этим персонажем не хотелось иметь ничего общего.
Одно время я даже думала сменить имя. Мало того, мама говорила, что на самом деле хотела назвать меня Бэлла, однако бабушка настояла и вот я сделалась Анной.
Видимо, моя нелюбовь к собственному имени передавалась и другим. Муж до сих пор называет меня Анной только если сердится. Придумывала себе различные прозвища, придумывали их и другие. В институте меня звали «Овечкой», и мне это нравилось гораздо больше, чем какая-то Анька. А уж уменьшительно-ласкательные формы своего имени я совсем не любила. Особенно Анчутка. Потому что в детстве посмотрела спектакль про злую и завистливую девочку-колдунью Анчутку.
В 26 лет меня крестили. Крестины были скромные. Кроме батюшки и мужа, который выполнял роль певчего в храме, никого не было. Даже горящих свечей в храме почти не было, только мерцали кое-где два-три огонька возле икон. И вот, священник провозглашает:
«Крещается раба Божия Анна!...»
И как же удивительно, по-новому прозвучало мое имя. А ведь 26 лет до того Анной была и не любила его. А тут как красиво, как музыкально вышло: «раба Божия Анна!» Тотчас меня осенило: дело не в музыке слова, не в красоте, не в благозвучии. Просто ни булгаковской Аннушкой, ни Анчуткой из детского спектакля мне быть не хотелось. А вот рабой Божией Анной — да!
Я много лет шла к истинной вере. Затем, искала возможности, чтобы креститься. Изо всех сил хотела стать христианкой. Рабой Божией. И вот, теперь я раба Божия Анна. Как праведная Анна, мать Пресвятой Богородицы. Как Анна-пророчица. Как множество святых жен, мучениц, исповедниц, носящих это имя.
Вот уже больше пятнадцати лет прошло со дня моего крещения. И я совершенно довольна тем, как меня зовут. В переводе с иврита Анна, или Ханна означает «милость». Великая милость Божья для меня носить это имя — Анна. Хотя, безусловно, не имя красит человека.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
«Летнее утро в деревне»
Стоит мне оказаться в деревне, я сразу вспоминаю, как в детстве мы с мамой каждое лето ходили в лес собирать ягоды. Одно такое утро помню особенно ярко. Я проснулся и некоторое время лежал и пытался понять, что такого особенного было в сегодняшнем дне. Потом вспомнил. Это — первый день каникул.
После завтрака мы с мамой пошли в лес. Солнце стояло невысоко и ещё не припекало, на горизонте ни облачка, в травяных миниатюрных джунглях деловито стрекотали кузнечики. Воздух был наполнен сладкой прохладой воды из родника, по-ночному влажной землёй и чем-то неуловимо свежим, как будто сорвали листик мяты и растёрли в ладонях. А вокруг всё мирное и безмятежное, словно только что вышло из-под резца Создателя. Я закрыл глаза и дышал полной грудью, впитывая благодать каждого мгновения. Господи, как же хорошо у Тебя!
Все выпуски программы Утро в прозе
18 января. О героизме ленинградцев
Сегодня 18 января. В этот день в 1943 году была прорвана блокада Ленинграда.
О героизме ленинградцев — игумен Лука (Степанов).
Великая духовная сила нашего народа проявилась и в многоскорбные дни блокады Ленинграда. Наш народ, который признал себя православным даже через 20 лет после совершения безбожной революции, переворота Октябрьского. Перепись населения 1937 года с графой «религиозная ориентация» выявила 80% православных в нашем народе. И Великая Отечественная война стала для народа потрясением, в котором православная вера в народе не уничтожена была окончательно, а, напротив, оказалась сохраненной и выпущенной на свободу самими кровавыми властителями.
В год снятия блокады Ленинграда было Сталином принято решение о возобновлении разрешения церковной жизни. Народ, перетерпевший страшные муки голода, холода, физического уничтожения с неба, бомбардировками регулярными в Ленинграде, оказалось чудом беспримерного героизма наших людей, в которых эта инерция православной веры, эта способность выжить в невыносимых условиях, явила всему миру удивительный подвиг. В нашей обители Пронской были расположены дети, вывезенные из блокадного Ленинграда в 40-е годы. Благодаря этому стены обители сохранились до нашего времени и стало возможно возрождение монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 января. О традиции освящения вод и его духовном смысле
Сегодня 18 января. В храмах совершается Чин Великого освящения воды.
О традиции освящения вод и его духовном смысле — протоиерей Максим Первозванский.
С древнейших времен сохранились свидетельства о том, что на праздник Крещения или Богоявления Господня совершалось освящение вод. Совершалось оно и в Палестине, в реке Иордан, совершалось оно и в Константинополе, совершалось оно и у нас на Руси во все века. Христос приходит на Иордан, чтобы принять Крещение от Иоанна. Вот освящается естество в эти дни, и Святая Церковь, естественно, совершает Чин Великого освящения воды. Это один и тот же чин, одни и те же молитвы, совершаемые в Сочельник, в сам день Крещения с той лишь разницей, что в сам день Крещения было принято крестным ходом исходить на воды и освящать воду вне храма. А в день Крещенского Сочельника вода освящалась непосредственно в храме, еще не приизливаясь как бы за пределы освященного пространства. Этой водой мы окропляем свое жилище, эту воду мы пьем. Да будет нам освящение домов и ко всякой пользе изрядной. Там много-много перечисляется всяких вещей, чему вода должна это служить. Но самое главное, что, как говорится в молитве, она должна быть скачущей в жизнь вечную. Это слово «скачущие» иногда в современном мире заменяют на слово «текущее». Но, как говорит один мой знакомый священник, представьте себе горную реку, и на перекате вода перекатываясь, блестит и скачет. Вот именно так в эти дни наша душа вместе со святой водой должна скакать в жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема