В самом начале 2019-го года из печати вышла стихотворная книга московского поэта, прозаика и переводчика Ильи Оганджанова — «Тропинка в облаках». Вся она состоит из верлибров, то есть — из художественных текстов, написанных как будто на границе поэзии и прозы: без привычных глазу рифм и традиционных ритмических построений.
Но это есть самая настоящая поэзия, — вспомним, для примера, хотя бы поздний пушкинский шедевр «...Вновь я посетил»; тот самый, где поэт приветствует «младое, незнакомое» племя неокрепших деревьев, могучий возраст которых увидеть доведется, скорее всего, уже лишь внуку стихотворца.
Книгу верлибров Ильи Оганджанова — совсем небольшую, чуть более полусотни страниц — я читал долго, по два-три стихотворения в день, понемногу впитывая её своеобычную животворную музыку. Попробую поделиться ею с вами.
раннее утро на исходе лета словно цитата из Евангелия от Природы
солнце всходит на холм с полными вёдрами синего неба
не беда что малость расплескалось
и глотка для счастья довольно
но в счастье ли дело
когда от безлюдных окраин души
до самой околицы горизонта
простирается море света
зажмурясь вхожу в его гостеприимные воды
на потёртых джинсах и войлочных тапочках — капли росы
слезинки Бога как говорят в деревне
в них отражается всё что минуло
и всё чему минуть ещё предстоит
половица ли скрипнет чиркнет по сердцу сверчок
каждый звук — окно распахнутое в вечность
и я в него гляжу из комочка своей тишины
где выучусь такому языку
он ведом только ветру и листве воде и ветру ветру и осоке
куда мне с голосом тепличным до колокола гроз
к стрекозам и шмелям пойду в ученики
из васильков и незабудок
играючи добуду
звонкого неба слезу
и уроню её на землю
на холме расколдованный лес прозрачный по самую чащу
кивает макушками елей незримым гостям
глазастые норы и дупла его неусыпны
птицы пробуют голоса репетируя скорое «до свиданья»
и первое золото осени холодком обжигает сердце.
Илья Оганджанов, «Август», из книги 2019-го года «Тропинка в облаках»
На одном из авторских вечеров Ильи Оганджанова я сказал об этой книге, что вся она, включая даже и грустные стихи поэта, написана во славу Божьего мира, потому что в ней, как я чувствую, присутствует таинственное вещество преображения.
А на прощание давайте прочитаем и традиционное стихотворение Оганджанова, строгое и прозрачное одновременно. Именно с него, после долгих лет молчания, этот, чрезвычайно взыскательный к себе стихотворец, начал писать и в рифму.
К синим звёздам уносится дым.
Никого не окликнуло эхо.
Дым над лесом, над домом моим,
над золою двадцатого века.
Струйку дыма сжимает рука,
и угрюмые, как каторжане,
надо мною плывут облака,
исчезая в вечернем тумане.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.