
Фото: свящ. Игорь Палкин / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Праздник Святой Троицы имеет ещё одно название — Пятидесятница. Он совмещает в себе две связанные темы — Церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов, а также прославляет все Три Ипостаси Господа. Поэтому существует два типа икон этого праздника.
Первый отражает строки «Деяний святых апостолов»: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Второй изображает Святую Троицу. Остановимся подробнее на первом.
Этот иконографический сюжет известен с шестого века. Изображение Сошествия Святого Духа встречается в рукописных Библиях и Псалтирях, в мозаиках Святой Софии Константинопольской и соборе святого Марка в Венеции, на фресках старинных храмов Афона, Киева и Новгорода.
На иконе изображены ученики Христовы, которые сидят полукругом. Сверху с неба на них опускаются лучи света или языки пламени. В центре между апостолами остаётся пустое место, в знак того, что Христос вознёсся и уже не присутствует в телесном облике на этой новой Тайной Вечере.
В древних византийских изображениях Пятидесятницы Матери Божией нет среди апостолов. Но с семнадцатого века Богородицу стали помещать в центр иконы. Эта традиция прижилась благодаря тому почитанию, которое в православии всегда оказывалось Богородице. Прямого указания на то, что она присутствовала при сошествии Святого Духа в «Деяниях святых апостолов» нет. Но евангелист Лука пишет, что после Вознесения Господня все апостолы «единодушно пребывали в... молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса...». Мы знаем, что Пресвятая Дева проповедовала наравне с учениками и была в числе устроителей Церкви Христовой.
На иконе мы видим двенадцать апостолов, но очень часто двенадцатый вовсе не Матфий, которого ученики избрали на место отпавшего Иуды. На икону Сошествия Святого Духа помещают апостола Павла, хотя его обращение состоялось гораздо позже. Но икона — это образ, отсылающий нас к главной идее — Святой Дух нисходит на всех, кто принимает Христа и стремится преобразить свою жизнь.
Апостолы изображаются с символами наставничества, как будто они уже вышли на свое служение и проповедуют язычникам: у них в руках книги, свитки, пастырские жезлы, у многих ладони сложены в благословляющем жесте.
Икона Пятидесятницы — не просто иллюстрация, она сочетает в себе события, разнесённые в месте и времени. Она содержит символы которые можно читать как книгу. Она не просто занимает зрителя как красивая картинка, она учит человека и ведёт за собой, в тайну Боговоплощения и Спасения.
Все выпуски программы День Святой Троицы
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







