Праздник Святой Троицы имеет ещё одно название - Пятидесятница. Он совмещает в себе две связанные темы - Церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов, а также прославляет все Три Ипостаси Господа. Поэтому существует два типа икон этого праздника.
Первый отражает строки "Деяний святых апостолов": "И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них". Второй изображает Святую Троицу. Остановимся подробнее на первом.
Этот иконографический сюжет известен с шестого века. Изображение Сошествия Святого Духа встречается в рукописных Библиях и ПсалтИрях, в мозаиках Святой Софии Константинопольской и соборе святого Марка в Венеции, на фресках старинных храмов Афона, Киева и Новгорода.
На иконе изображены ученики Христовы, которые сидят полукругом. Сверху с неба на них опускаются лучи света или языки пламени. В центре между апостолами остаётся пустое место, в знак того, что Христос вознёсся и уже не присутствует в телесном облике на этой новой Тайной Вечере.
В древних византийских изображениях Пятидесятницы Матери Божией нет среди апостолов. Но с семнадцатого века Богородицу стали помещать в центр иконы. Эта традиция прижилась благодаря тому почитанию, которое в православии всегда оказывалось Богородице. Прямого указания на то, что она присутствовала при сошествии Святого Духа в "Деяниях святых апостолов" нет. Но евангелист Лука пишет, что после Вознесения Господня все апостолы "единодушно пребывали в... молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса...". Мы знаем, что Пресвятая Дева проповедовала наравне с учениками и была в числе устроителей Церкви Христовой.
На иконе мы видим двенадцать апостолов, но очень часто двенадцатый вовсе не Матфий, которого ученики избрали на место отпавшего Иуды. На икону Сошествия Святого Духа помещают апостола Павла, хотя его обращение состоялось гораздо позже. Но икона - это образ, отсылающий нас к главной идее - Святой Дух нисходит на всех, кто принимает Христа и стремится преобразить свою жизнь.
Апостолы изображаются с символами наставничества, как будто они уже вышли на свое служение и проповедуют язычникам: у них в руках книги, свитки, пастырские жезлы, у многих ладони сложены в благословляющем жесте.
Икона Пятидесятницы - не просто иллюстрация, она сочетает в себе события, разнесённые в месте и времени. Она содержит символы которые можно читать как книгу. Она не просто занимает зрителя как красивая картинка, она учит человека и ведёт за собой, в тайну Боговоплощения и Спасения.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.