Икона Божией Матери Феодоровская-Костромская считается главной святыней Костромского края. Упоминания о ней появились в старинных преданиях с 12 века. Тогда этот образ Царицы Небесной, ещё не названный Феодоровским, находился в городе на Волге – Городце. В 1238 году войска хана Батыя захватили и сожгли город, а святой образ Божией Матери бесследно исчез. Историки считают, что впоследствии он находился у князя Александра Невского. Именно этой иконой его отец, великий князь Ярослав Всеволодович, благословил Александра на брак с полоцкой княжной Александрой. Святыня сопровождала князя во всех поездках и военных походах.
В начале 60-х годов 13 века образ Царицы Небесной явился в городе Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату Александра Невского. Случилось это на следующий день после праздника Успения Пресвятой Богородицы. Во время охоты в лесной чаще Василий внезапно увидел в ветвях сосны образ Пречистой Девы Марии. Он поспешно возвратился в город и рассказал о чудесном событии местному духовенству. В тот же день, обретённую икону торжественно перенесли в храм во имя святого великомученика Феодора Стратилата. Увидев образ Божией Матери, многие жители Костромы стали рассказывать о том, как в праздник Успения заметили на улицах города воина. Он держал ту самую икону Богородицы в своих руках. Люди признали в нём святого Феодора Стратилата, изображение которого видели в храме. Народ пришёл к убеждению, что святой принёс великую святыню в дар Костроме, как её покровитель. Так обретённая икона Божией Матери получила название - Феодоровская.
Чествуя Феодоровский–Костромской образ Царицы Небесной, мы молим – Пресвятая Богородица, спаси нас.
«Детям о вере». Наталья Мальгина, Евгения Арефьева
У нас в гостях были художник, режиссер Наталья Мальгина и продюсер, директор благотворительного фестиваля «Звезда Рождества» Евгения Арефьева.
Мы говорили о создании анимационного фильма «Выбор креста» и о том, как детям можно рассказывать о христианских смыслах, в том числе, через мультфильмы.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Горячая линия» церковной помощи. Диакон Игорь Куликов, Евгения Самоделкина
У нас в студии были создатель круглосуточной «горячей линии» церковной социальной помощи диакон Игорь Куликов и координатор социальной помощи Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению в Подмосковье Евгения Самоделкина.
Наши гости рассказали, как создавалась и как работает «горячая линия» социальной помощи — служба, в которую может обратиться любой человек с любой нуждой в разных регионах нашей страны. Также отец Игорь и Евгения поделились удивительными историями тех людей, кому удалось помочь.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Юрий Пименов. «Железнодорожная станция»
— Взгляните, Андрей Борисович. Оказывается, здесь, в Барнаульском художественном музее, есть работа Юрия Пименова!
— А, картина «Железнодорожная станция»! Сильная вещь! Хотя и скупая на краски, почти монохромная. В сизых тонах изображены полотно железной дороги, лестница и надземный переход. Всё пространство затянуто дымом из труб тепловозов. Какого цвета одежда на людях можно понять лишь по бликам. Зритель скорее догадывается, что на женщине, всматривающейся вдаль, пальто бордовое, а на мальчике, который несет котёнка — шоколадное.
— Да, есть в этой работе какая-то кинематографичность.
— Верно! Как будто в фильме внезапно переключили изображение с цветного на чёрно-белое, а твой мозг пытается воссоздать колорит по памяти.
— И только стоп-сигнал семафора отчётливо горит красным огнём. Эта яркая деталь на общем сером фоне внушает тревогу. Как и бесконечные прямые линии, пересекающиеся между собой: рельсы и шпалы исполосовали землю, железная лестница с прогалами между ступенями решёткой расчертила пространство.
— Тревога — главный герой картины, что вполне оправдано. Полотно написано в 1940 году. Уже началась Вторая мировая война, в обществе витает предчувствие беды, которая вскоре обрушится на страну.
— Но это же уму непостижимо, Андрей Борисович! Как художник смог передать предчувствие?
— Думаю, здесь все дело в правдивости и внимании к деталям. Юрий Пименов ухватил приметы времени. Это фасоны пальто, предметы в руках героев — плетёная корзинка, бидон. И мы с вами, имея определённый багаж знаний, угадали временной период.
— Не просто угадали — погрузились в его атмосферу.
— А эффект погружения возникает благодаря таким подробностям изображения, как дым, стелющийся над рельсами, котёнок в руках у мальчика. Смотришь, и почти физически ощущаешь специфический запах железной дороги, нежную шёрстку под рукой. Юрий Пименов мастер подобных эффектов.
— И здесь эти эффекты создают особое дорожное настроение, показывают душевное состояние человека, который находится далеко от дома.
— Дорога — любимая тема художника. Пименов рассматривает её не только в буквальном, но и в широком философском смысле, как путь от рождения в вечность. Или как поток жизни, в котором ценен каждый миг — и счастливый, и драматичный, как на картине «Железнодорожная станция».
— Ценен каждый миг, говорите? А вот мне всегда хочется поскорее закрыть тревожную страницу жизни, если случается что-то печальное.
— Это желание понятно. Но опыт показывает: когда приходит испытание, лучше довериться Богу и принять всё, что Он посылает. Принять с лёгким сердцем, в детской простоте. И тогда будут и силы, чтобы преодолеть трудности, и радостные открытия. Страдания как будто выводят жизнь на новый уровень. Мне кажется, эта мысль присутствует и в картине Юрия Пименова «Железнодорожная станция».
— Поясните?
— Лестница, по которой люди поднимаются от железнодорожных путей к переходу — это же древний символ. Она ведет вверх, к небу, которое синими всполохами проглядывает среди клубов дыма. И в этом образе сердце находит надежду.
Картину Юрия Пименова «Железнодорожная станция» можно увидеть в Барнауле, в Государственном художественном музее Алтайского края.
Все выпуски программы: Краски России