
Фото: Piqsels
В Серпухове, на левом берегу реки Нары, устремил к небу голубые купола православный Высоцкий монастырь. Своё имя он получил по названию живописного холма, на котором стоят его храмы, обнесённые белокаменной оградой. Это место с давних пор в народе известно, как Высокое. Но не географическое положение определяет высоту монашеского служения. Насельники обители имеют перед собой цель — помогать соотечественникам, страдающим от алкоголизма и наркомании.
Традиции помощи обездоленным в монастыре существуют со времён основания. Первые монахи здесь появились в 1374 году по благословению святого Сергия Радонежского. Они жили духовными наставлениями преподобного, среди которых самые важные — любовь к Богу и к людям, милостивое отношение к несчастным. Святой Сергий проповедовал «высокое житие», призывая братию к отказу от мирских соблазнов — богатства, власти и эгоизма. И его ученик Никон, игумен Высоцкого монастыря, перенёс из Радонежской обители обычаи милосердия и странноприимства.
В конце девятнадцатого века Серпухов стал прибежищем для людей, лишённых не крова над головой, а внутреннего покоя и благополучия. В 1878 году в городе произошло чудесное явление иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», к ней потянулись многочисленные паломники, искавшие исцеления от недуга пьянства. Чудотворный образ находился в Введенском Владычном монастыре. Но и в Высоцком страждущим богомольцам никогда не отказывали в приюте и молитвенной поддержке.
После революции 1917 года от безбожников пострадали обе серпуховские обители. В них на много лет прервалась богослужебная жизнь, чудотворный образ Божией Матери был утрачен. Первым от удара оправился Высоцкий монастырь. В 1991 году Священный Синод Русской православной церкви принял решение о его возрождении.
Восстанавливая прежний уклад, монахи вспомнили о соотечественниках, которые живут в плену у страсти винопития. Иноки попросили московского иконописца Александра Соколова написать для обители образ «Неупиваемая чаша». И пригласили всех страждущих вместе молиться Богородице об исцелении. Как встарь, в Серпухов потянулись паломники. И оказалось, что по молитвам перед новой, в двадцатом веке написанной иконой, Божия Матерь тоже избавляет от пагубных зависимостей.
Чудеса совершаются, когда люди заботятся друг о друге — как заповедовал Христос, как учил преподобный Сергий Радонежский. Об этом помнят насельники Высоцкого монастыря, разделяя скорби и болезни своих соотечественников и ходатайствуя о них к Богородице у иконы «Неупиваемая чаша».
Все выпуски программы Небесная Заступница
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 82 зач., II, 14-29.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какой важный навык необходимо в себе развивать, чтобы не выносить скорый суд о людях, которые нас окружают, и о тех поступках, которые они совершают? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Иудеи, которым адресован только что позвучавший отрывок, превозносились над язычниками своим происхождением от Авраама, а также презирали их за то, что они не исполняют предписания закона Моисеева. В ответ на это апостол Павел формулирует величайший принцип, который является одним из столпов христианской этики. Не следует судить людей по себе. У каждого свои обстоятельства. Каждого из нас Бог будет судить с учётом его уникальной ситуации. Он будет обращать свой взор не только на наши внешние поступки и соответствие социальным и ритуальным нормам, Он будет испытывать нашу совесть. А в этом смысле, по словам апостола Павла, некоторые язычники более праведны перед Творцом, нежели некоторые внешне религиозные иудеи. Поэтому слова апостола Павла вполне можно понимать, как призыв не быть скорыми на суд. Хотя бы научиться брать паузу. И эти рекомендации, безусловно, адресованы и всем нам, крещёным людям.
Представьте себе ситуацию, что вы возглавляете какую-либо общину, и люди привели к вам воришку-рецидивиста, которого поймали с поличным. Есть свидетели, есть записи видеокамер, есть чёткие инструкции, как действовать в этом случае. А потому, учитывая все эти переменные, скорее всего, мы вынесем приговор автоматически, не задумываясь. Другая ситуация. Вы — не последняя инстанция. Над вами стоит большой начальник. Главный судья. И преступник, которого к вам привели, — это его сын. И свидетельства его преступления все какие-то размытые. 50 на 50. Согласитесь, всё это очень усложнит дело. И вы десять раз подумаете и посоветуетесь с коллегами, как поступить в этой ситуации. Возможно, даже откажетесь от этого дела. Скажете: пусть папочка сам со своим сыном разбирается. И часто это будет очень мудрый шаг.
Точно так и в повседневном отношении с людьми. Замечательный навык, когда хочется кого-то осудить, кому-то «перемыть косточки», посплетничать или позлословить о ком-то, уметь остановиться и напомнить себе, что я — не последняя инстанция. У меня есть Небесный Начальник, который лучше меня знает ситуацию человека. Ему открыты самые глубокие мотивы его поведения. У Него на руках вся карта его болезни. А я сейчас просто пытаюсь занять Его место. И если я сужу, то моя проблема в том, что я не ощущаю присутствия этого Начальника в моей жизни.
Основной инструмент борьбы с осуждением — развивать в себе ощущение этого присутствия. Бог должен стать тем фоном, на котором протекают мои будни. В Священном Писании, когда говорится о праведных, святых людях, нередко используется выражение «он ходил перед Богом». То есть жил так, будто каждый момент ощущал на себе незримый взгляд Творца. Конечно, если Господь для меня посторонний, то лучше этого взгляда не чувствовать. Однако если я стараюсь свою жизнь подчинить Его воле, стремлюсь во всех своих делах исполнять Его заповеди, то Его взор для меня — это взор любящего отца. Он не судит меня, не карает, не обличает жёстко, Он согревает меня своим теплом. И я таю от этого взгляда, моё сердце становится мягким и милосердным, и я не выношу скорый суд о тех людях, которые меня окружают.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем сельскому центру «Вместе» кормить и одевать нуждающихся

В посёлке Нейво-Шайтанский Свердловской области работает православный центр помощи «Вместе». Он охватывает 8 населённых пунктов. Во всей округе подобных проектов нет. Сюда за едой, одеждой и другой необходимой помощью обращаются все те, кто попал в беду.
Центр «Вместе» открыли в посёлке два года назад местные жительницы, Наталья и Анна. «Когда в нашем районе закрыли последний гуманитарный склад, мы с Аней решили — хватит сидеть на пенсии, нужно действовать!» — говорит Наталья.

Женщины обратились к настоятелю местного сельского храма Петра и Павла— священнику Сергию Белякову, попросили благословить начинание и помочь воплотить задуманное. «Батюшка договорился, чтобы нам передали в безвозмездное пользование бесхозный дом. И мы незамедлительно открыли там пункт выдачи одежды, обуви и продуктов», — объясняет Наталья.
Основная помощь для центра в посёлок Нейво-Шайтанский поступает из Екатеринбургской епархии. Что-то докупают и приносят сюда Наталья с Анной и все неравнодушные люди.
Сегодня на попечении центра «Вместе» находятся 182 семьи. Ситуации у всех разные. Однажды зимой у мамы с четырьмя детьми сгорел дом. В центре их сразу же поддержали, одели и обули. А позже, когда администрация посёлка выделила им пустующий дом, привезли туда одеяла, подушки, постельное бельё и многое другое.
Сегодня центру важна поддержка. Вещей здесь хватает, а вот еда в постоянном дефиците. С работой в сёлах непросто. И без продуктовой помощи некоторым семьям не обойтись. Ещё необходимо отремонтировать старое здание, где размещается склад, — провести туда электричество и заменить окна.
Помочь сельскому центру «Вместе» можно на церковной платформе «Поможем»: Миром.Хелп.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение архитектуры Новгорода». Юлия Ратомская

У нас в студии была главный научный сотрудник научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева Юлия Ратомская
Разговор шел об истории и сохранении архитектурных памятников и святынь Великого Новгорода.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных истории, культуре и святыням Великого Новгорода.
Первая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена восстановлению новгородских храмов после ВОВ;
Вторая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена особенностям исторического городского пространства Новгорода;
Третья беседа с Анатолием Оксенюком была посвящена святыням Новгорода.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер