Чем гениальнее писатель, тем больше в нем тайн. Наверное, как нельзя более эта формулировка подходит к творчеству Николая Васильевича Гоголя. У него даже школьное прозвище было – Таинственный карла, то есть карлик, потому что при своей специфической внешности роста юноша был небольшого. Эти и многие другие малоизвестные подробности биографии, пожалуй, самого загадочного в русской литературе писателя мы узнаём из книги исследователя Игоря Золотусского «Гоголь».
Книга вышла в легендарной серии «Жизнь замечательных людей» и дает возможность по-иному взглянуть на, казалось бы, знакомого всем нам со школьной скамьи классика.
В лучших традициях всех биографических повествований, автор начинает с родителей писателя. Но не ищите обычного в жизнеописании Гоголя! Уже само его рождение было словно предопределено свыше. Отец Николая Васильевича, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский увидел свою суженую… во сне. Матерь Божья показала ему на младенца и произнесла: это твоя жена. Очень скоро Василий Афанасьевич с трепетом узнал этого младенца в Машеньке, новорожденной дочери друзей семьи, которая через 14 лет и стала его супругой.
Гоголь-писатель унаследовал от своего отца эту чрезмерную впечатлительность. Именно ей, по мнению Золотусского, мы обязаны появлением как знаменитых «Вечеров на хуторе близ Диканьки», с их южным сочным колоритом, так и мрачно фантастичных петербургских шедевров.
Биограф Гоголя, предлагая читателю интересный анализ его творчества, одновременно не обходит стороной частную жизнь и быт Гоголя-человека. К примеру, постоянно стесненный в средствах молодой писатель, оказывается, всё же любил красиво приодеться и нередко тратил последние деньги на костюм от лучшего столичного портного.
Игорь Золотусский в своей книге обращает внимание и на взаимоотношения Гоголя с женщинами. Это не только искренняя дружба с красавицей фрейлиной императорского двора Александрой Смирновой-Россет. Биограф выстраивает цепочку фактов, развивая уже известное ранее предположение о сватовстве Гоголя к своей знакомой Анне Виельгорской. И приводит в этой связи редко прежде публиковавшуюся переписку писателя, которая, по мнению автора, должна подтвердить этот вывод.
И хотя заглянуть в такие вот «замочные скважины» личной жизни создателя «Мертвых душ» и «Ревизора» чрезвычайно любопытно, все же суть не в этом. Автор книги о Гоголе касается главной, духовной стороны жизни и творчества Николая Васильевича – веры в Бога, ценность которой он хотел донести и до своего читателя. Именно этому посвящены гоголевские «Выбранные места из переписки с друзьями», - произведение, до сих пор находящееся как бы в тени всего остального творчества писателя, не понятое и его современниками.
Тем не менее, оно, по убеждению автора биографии, проливает свет на последнюю тайну Гоголя – сожжение второго тома «Мертвых душ» и последовавшую вскоре за этим скоропостижную смерть.
Вообще, в этом жизнеописании Гоголя высказана редкая даже по сегодняшним временам мысль о том, что Гоголь - не только злой сатирик, каким нас приучили его видеть, но и писатель высочайшей духовности, к которой он стремился всю свою жизнь, поднимаясь выше и выше. И на смертном одре умирающий Гоголь просил принести ему лестницу –кто знает, какие ещё вершины открылись ему в это мгновение?
С вами была программа «Литературный навигатор» и её ведущая Анна Шепелёва. Держитесь правильного литературного курса!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер