Игорь Ефимов стал одним из самых знаменитых советских актёров дубляжа, а его супруга Ираида отказалась от сценической карьеры ради семьи. Он недели и месяцы проводил в командировках, а она посвятила себя дому и детям. Супруги были счастливы, потому что роли в их семье распределяла сама любовь.
Игорь Ефимов и Ираида Вечерик познакомились в 1954 году, когда одновременно поступили на первый курс Московского театрального училища имени Щепкина. Оба отличались застенчивостью, которая, впрочем, не помешала молодому человеку начать ухаживать за девушкой, а девушке — быть к этим ухаживаниям благосклонной. Они поженились ещё до окончания училища. И в своём выпускном спектакле Ираида играла уже нося под сердцем первого сына Константина.
После окончания учёбы — шёл 1958 год — Ираиде Ефимовой предложили работу в Малом театре и даже готовы были дать роль Ольги в «Трёх сёстрах» Чехова. Но у Игоря в Ленинграде оставалась больная мать. Он не мог её бросить, а Ираида не могла бросить супруга. На семейном совете молодые люди решили переехать в северную столицу.
К счастью, со временем мама Игоря Ефимова поправилась. И супруги смогли в начале 1960-х годов отправиться в ГДР, где стали ведущими актёрами театра Группы советских войск. Когда сыну Косте было пора идти в первый класс, Ефимовы вернулись в Ленинград. С этого времени и до конца 1990-х годов Игорь Ефимов никогда не сидел без работы. «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Звезда пленительного счастья», «Остров сокровищ», «Анна Каренина» — вот только некоторые фильмы, в которых он снялся. Голосом Ефимова говорят в некоторых картинах персонажи Василия Шукшина, Армена Джигарханяна, Борислава Брондукова, Анатолия Папанова.
Ираида же после возвращения из ГДР решила завершить актёрскую карьеру. Дело в том, что сын Костя хотел играть на пианино, был музыкально одарён, и родители решили отдать его в специальную школу при консерватории. Мать решила посвятить себя занятиям с сыном. И её труды не пропали даром. Константин Ефимов стал известным композитором. Младший сын Ефимовых Игорь, который родился в 1967 году, — режиссёр дубляжа на петербургской студии «Невафильм». «Мама реализовала в нас свой творческий потенциал, — вспоминает Игорь Игоревич. — Она стала автором нашей семейной вселенной, и эту вселенную оберегала».
Игорь и Ираида прожили душа в душу больше сорока лет, и этому нисколько не мешали затяжные командировки востребованного актёра. У Ефимовых было заведено: каждый день они обязательно разговаривали по телефону. «На нас многие смотрели с недоумением, — рассказывает Игорь Игоревич Ефимов, — ведь счета за телефонные разговоры оказывались очень большими. Но папа шёл на такие расходы, потому что понимал: важно не терять связь с женой и детьми, быть в курсе их мыслей и желаний».
И эта связь не разорвалась до самого конца жизни актёра. Когда в 2000 году Игорь Константинович умирал — у него была последняя стадия рака — а священник, друг семьи, отец Владислав Кумыш совершал чинопоследование при разлучении души от тела, вокруг отца семейства собрались все домочадцы. Актёр смотрел на них и непрестанно повторял, что очень их любит. И отошёл к Господу с именами самых близких людей на устах.
«Жизнь мамы и папы, — вспоминает Игорь Игоревич Ефимов — это удивительный пример жертвенной любви, которая выражалась в реальной душевной близости мужа и жены, родителей и детей. Они преподали нам такой урок, который мы никогда не забудем. Их любовь всегда с нами».
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.