Игорь Ефимов стал одним из самых знаменитых советских актёров дубляжа, а его супруга Ираида отказалась от сценической карьеры ради семьи. Он недели и месяцы проводил в командировках, а она посвятила себя дому и детям. Супруги были счастливы, потому что роли в их семье распределяла сама любовь.
Игорь Ефимов и Ираида Вечерик познакомились в 1954 году, когда одновременно поступили на первый курс Московского театрального училища имени Щепкина. Оба отличались застенчивостью, которая, впрочем, не помешала молодому человеку начать ухаживать за девушкой, а девушке — быть к этим ухаживаниям благосклонной. Они поженились ещё до окончания училища. И в своём выпускном спектакле Ираида играла уже нося под сердцем первого сына Константина.
После окончания учёбы — шёл 1958 год — Ираиде Ефимовой предложили работу в Малом театре и даже готовы были дать роль Ольги в «Трёх сёстрах» Чехова. Но у Игоря в Ленинграде оставалась больная мать. Он не мог её бросить, а Ираида не могла бросить супруга. На семейном совете молодые люди решили переехать в северную столицу.
К счастью, со временем мама Игоря Ефимова поправилась. И супруги смогли в начале 1960-х годов отправиться в ГДР, где стали ведущими актёрами театра Группы советских войск. Когда сыну Косте было пора идти в первый класс, Ефимовы вернулись в Ленинград. С этого времени и до конца 1990-х годов Игорь Ефимов никогда не сидел без работы. «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Звезда пленительного счастья», «Остров сокровищ», «Анна Каренина» — вот только некоторые фильмы, в которых он снялся. Голосом Ефимова говорят в некоторых картинах персонажи Василия Шукшина, Армена Джигарханяна, Борислава Брондукова, Анатолия Папанова.
Ираида же после возвращения из ГДР решила завершить актёрскую карьеру. Дело в том, что сын Костя хотел играть на пианино, был музыкально одарён, и родители решили отдать его в специальную школу при консерватории. Мать решила посвятить себя занятиям с сыном. И её труды не пропали даром. Константин Ефимов стал известным композитором. Младший сын Ефимовых Игорь, который родился в 1967 году, — режиссёр дубляжа на петербургской студии «Невафильм». «Мама реализовала в нас свой творческий потенциал, — вспоминает Игорь Игоревич. — Она стала автором нашей семейной вселенной, и эту вселенную оберегала».
Игорь и Ираида прожили душа в душу больше сорока лет, и этому нисколько не мешали затяжные командировки востребованного актёра. У Ефимовых было заведено: каждый день они обязательно разговаривали по телефону. «На нас многие смотрели с недоумением, — рассказывает Игорь Игоревич Ефимов, — ведь счета за телефонные разговоры оказывались очень большими. Но папа шёл на такие расходы, потому что понимал: важно не терять связь с женой и детьми, быть в курсе их мыслей и желаний».
И эта связь не разорвалась до самого конца жизни актёра. Когда в 2000 году Игорь Константинович умирал — у него была последняя стадия рака — а священник, друг семьи, отец Владислав Кумыш совершал чинопоследование при разлучении души от тела, вокруг отца семейства собрались все домочадцы. Актёр смотрел на них и непрестанно повторял, что очень их любит. И отошёл к Господу с именами самых близких людей на устах.
«Жизнь мамы и папы, — вспоминает Игорь Игоревич Ефимов — это удивительный пример жертвенной любви, которая выражалась в реальной душевной близости мужа и жены, родителей и детей. Они преподали нам такой урок, который мы никогда не забудем. Их любовь всегда с нами».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер