— Анечка, доброе утро!
— Здравствуйте, Андрей Борисович!
— Вы сегодня ранняя пташка! И смотрю, с этюдником. На пленэр собрались?
— Да, увлеклась акварелью. Еду в парк Кузьминки, в бывшую усадьбу князей Голицыных. Сделала там вчера несколько набросков, хочу продолжить.
— О, в усадьбе Кузьминки богатая фактура для живописи! Позвольте полюбопытствовать, что вы уже нарисовали. Хочется освежить в памяти облик этого архитектурного ансамбля.
— Конечно, с радостью покажу вам свои работы. Хотя их пока немного. В основном я рисовала маленький жёлтый особнячок в центре парка. Вот, смотрите.
— А, Ванный домик! Прекрасно, прекрасно! Вам удалось схватить его очарование! Получилось не менее трепетно, чем у Игоря Грабаря!
— У Игоря Грабаря? Он что, тоже рисовал это здание?
— Да, в 1904 году. Он тогда объезжал подмосковные имения — исследовал старинную архитектуру для составления многотомной энциклопедии «История русского искусства». По признанию Грабаря, Ванный домик пленил его своим совершенством, и под впечатлением от увиденного художник написал картину «Павильон в Кузьминках». Сейчас я вам покажу её в смартфоне. Вот, пожалуйста!
— Надо же, домик как будто не изменился за сто с лишним лет! Та же крошечная лоджия с двумя колоннами у входа, невысокий купол над крышей. Андрей Борисович, а почему вы называете этот павильон Ванным домиком?
— Потому что таково было его изначальное предназначение. Ещё в 1765 году в усадьбе Кузьминки по заказу владельца, князя Голицына, построили деревянный флигель с залой для мытья. А когда здание обветшало, на его месте возвели вот этот симпатичный каменный особняк.
— Судя по стилю, это произошло уже в девятнадцатом веке?
— Да, в 1816 году, по проекту швейцарского архитектора Доменико Жилярди. Он работал в модном в то время стиле ампир.
— Как изысканно — баня в стиле ампир!
— Ванный домик можно назвать баней с большой натяжкой. Внутри павильона были обустроены гардеробная, столовая, гостиная и спальня. А в начале двадцатого века флигель утратил свою функцию и стал просто летней дачей. Её несколько лет снимала благотворительница Франциска Андреевна Леонгард. Она содержала детский приют. Здесь же, в усадьбе, было выстроено здание, где сироты отдыхали летом. К сожалению, оно не сохранилось.
— Хорошо, что Ванный домик уцелел!
— Это не совсем так. Судьба флигеля сложилась довольно драматично. После октябрьского переворота 1917 года здание реконструировали, чтобы приспособить под многоквартирный дом. В 1977-ом в Ванном домике устроили зал игровых автоматов. В девяностых павильон неоднократно горел, и, наконец, его остатки разобрали.
— Как такое может быть, если на картине Игоря Грабаря 1904 года Ванный домик выглядит так же, как сейчас?
— В 2008 году флигель восстановили. И сравнение с полотном Игоря Грабаря показывает, что новое здание соответствует проекту Жилярди.
— Я бы хотела увидеть работу Игоря Грабаря вживую!
— Для этого придется поехать в Саратов. Но я убеждён, что совершить путешествие стоит. Ведь «Павильон в Кузьминках» — уникальная картина. Это одновременно исторический документ и вдохновенное полотно, в котором передано свежее дыхание тёплого июльского денька, радость жизни.
«Картину Игоря Грабаря „Павильон в Кузьминках“ можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Радищева».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер