— Анечка, доброе утро!
— Здравствуйте, Андрей Борисович!
— Вы сегодня ранняя пташка! И смотрю, с этюдником. На пленэр собрались?
— Да, увлеклась акварелью. Еду в парк Кузьминки, в бывшую усадьбу князей Голицыных. Сделала там вчера несколько набросков, хочу продолжить.
— О, в усадьбе Кузьминки богатая фактура для живописи! Позвольте полюбопытствовать, что вы уже нарисовали. Хочется освежить в памяти облик этого архитектурного ансамбля.
— Конечно, с радостью покажу вам свои работы. Хотя их пока немного. В основном я рисовала маленький жёлтый особнячок в центре парка. Вот, смотрите.
— А, Ванный домик! Прекрасно, прекрасно! Вам удалось схватить его очарование! Получилось не менее трепетно, чем у Игоря Грабаря!
— У Игоря Грабаря? Он что, тоже рисовал это здание?
— Да, в 1904 году. Он тогда объезжал подмосковные имения — исследовал старинную архитектуру для составления многотомной энциклопедии «История русского искусства». По признанию Грабаря, Ванный домик пленил его своим совершенством, и под впечатлением от увиденного художник написал картину «Павильон в Кузьминках». Сейчас я вам покажу её в смартфоне. Вот, пожалуйста!
— Надо же, домик как будто не изменился за сто с лишним лет! Та же крошечная лоджия с двумя колоннами у входа, невысокий купол над крышей. Андрей Борисович, а почему вы называете этот павильон Ванным домиком?
— Потому что таково было его изначальное предназначение. Ещё в 1765 году в усадьбе Кузьминки по заказу владельца, князя Голицына, построили деревянный флигель с залой для мытья. А когда здание обветшало, на его месте возвели вот этот симпатичный каменный особняк.
— Судя по стилю, это произошло уже в девятнадцатом веке?
— Да, в 1816 году, по проекту швейцарского архитектора Доменико Жилярди. Он работал в модном в то время стиле ампир.
— Как изысканно — баня в стиле ампир!
— Ванный домик можно назвать баней с большой натяжкой. Внутри павильона были обустроены гардеробная, столовая, гостиная и спальня. А в начале двадцатого века флигель утратил свою функцию и стал просто летней дачей. Её несколько лет снимала благотворительница Франциска Андреевна Леонгард. Она содержала детский приют. Здесь же, в усадьбе, было выстроено здание, где сироты отдыхали летом. К сожалению, оно не сохранилось.
— Хорошо, что Ванный домик уцелел!
— Это не совсем так. Судьба флигеля сложилась довольно драматично. После октябрьского переворота 1917 года здание реконструировали, чтобы приспособить под многоквартирный дом. В 1977-ом в Ванном домике устроили зал игровых автоматов. В девяностых павильон неоднократно горел, и, наконец, его остатки разобрали.
— Как такое может быть, если на картине Игоря Грабаря 1904 года Ванный домик выглядит так же, как сейчас?
— В 2008 году флигель восстановили. И сравнение с полотном Игоря Грабаря показывает, что новое здание соответствует проекту Жилярди.
— Я бы хотела увидеть работу Игоря Грабаря вживую!
— Для этого придется поехать в Саратов. Но я убеждён, что совершить путешествие стоит. Ведь «Павильон в Кузьминках» — уникальная картина. Это одновременно исторический документ и вдохновенное полотно, в котором передано свежее дыхание тёплого июльского денька, радость жизни.
«Картину Игоря Грабаря „Павильон в Кузьминках“ можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Радищева».
Деяния святых апостолов

Деян., 25 зач., X, 21-33.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться избегать крайностей в отношениях с людьми? Как приобрести чувство меры и такта? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 10-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?
22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.
25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.
27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.
28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,
31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.
32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.
33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.
Корнилий, о котором мы только что услышали, был римским офицером, а по своей религиозной принадлежности язычником. Несмотря на это он испытывал глубокое уважение и симпатию к иудейской вере в Единого Бога. Вероятно, он собирался принять обрезание и стать полноценным иудеем. Однако Господь посылает к нему апостола Петра для того, чтобы совершить над им Таинство Крещения и сделать его участником христианской Церкви. Писание подчёркивает, что это событие далеко не случайное. Обоим было видение свыше. А потому их встречу устраивает Сам Бог.
Корнилий посылает за Петром своих слуг, и апостол вместе с ними идёт в город Кесарию. Писание говорит, что Корнилий, встретив Петра, припал к его ногам. Примечательна ответная реакция апостола: «встань; я тоже человек». Почему Пётр так говорит? Зачем препятствует благочестивому порыву? Ведь в том же самом Писании мы видим, как люди воздают почести посланцам Творца. В том числе кланяются им до земли.
Несмотря на то, что Корнилий верит в Единого Бога, по своему менталитету он ещё язычник. А язычники того времени были склонны видеть в великих людях воплощение тех или иных божественных сил. Яркий пример находим также в книге Деяний, когда именно так воспринимают апостола Филиппа самаряне. Ещё более красноречивый случай произошёл в городе Листра. Здесь люди, поражённые чудесами апостолов Павла и Варнавы, в первом распознали Гермеса, а втором — Зевса. Апостол Пётр видит в Корнилие подобные настроения, а потому и останавливает его. «Я просто человек, такой же несовершенный и ограниченный, как и ты. Со своими предрассудками, заблуждениями и недостатками. Просто Господь по Своему Промыслу действует через меня». Вот смысл его слов.
Очень интересный и важный момент. Путь веры предполагает, что мы обретаем не только то, что у нас появляется крепкая и надёжная связь с Творцом. Он также предполагает, что мы обретаем взвешенные, сбалансированные отношение с окружающими. Можно было бы назвать эти отношения трезвыми и здравомысленными. Это означает, что мы, с одной стороны, не делаем из людей небожителей и полубогов, не возносим их на пьедестал, не заискиваем и не угодничаем перед ними. С другой стороны, не унижаем их, не обесцениваем, не критикуем нещадно. Но ко всем у нас появляется нелицеприятное, ровное, доброжелательное отношение. Во всех мы начинаем видеть детей Божиих со своими достоинствами и недостатками.
Случай с Корнилием показывает, что для этого недостаточно одного доброго душевного расположения и религиозных убеждений. Для этого необходимо приобретение духовного опыта. А это происходит лишь в том случае, если мы совершаем духовную работу. Для нас, верующих во Христа, помимо участия в таинствах Церкви, это ежедневное и систематичное исполнение заповедей Евангелия. Такая работа помогает нам держать фокус своего внимания на воле Божией и на Самом Боге. В ответ Господь даёт нам Свою благодать, которая и учит нас избегать крайностей и наполняет чувством меры и такта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать детей, которые проходят лечение в больницах Петербурга

Лиля росла без родителей. Когда ей было три года, она в одиночку боролась с опухолью в больнице Санкт-Петербурга. В перерывах между химиотерапией её отправляли в детский дом. Шансов на усыновление было крайне мало — никто не хотел забирать девочку с такой тяжёлой болезнью... Жизнь малышки переменилась, когда о ней узнала волонтёр по имени Лидия.
Женщина много лет совместно с одной благотворительной организацией помогала детям-сиротам в больнице, и до этого не решалась взять ребёнка под опеку. Они с мужем уже воспитывали двоих детей, у одной из девочек была инвалидность. Но увидев Лилю, она почему-то не смогла пройти мимо. Малышка месяцами лежала в больнице, переживая сложные процедуры без поддержки взрослых. Лидия посоветовалась с мужем и детьми, и они решили забрать девочку в семью. «Благодарю Бога за то, что у нас появилось такое чудо», — говорит приёмная мама.
Сейчас Лиле уже 13 лет, она вместе с близкими живёт в деревне в Вологодской области. Здесь есть свой дом и сад, настоящая русская печь, уютные комнаты и аромат пирогов. Во всём тут чувствуется любовь и забота. Девочка учится, занимается в художественной школе и помогает маме по хозяйству, у неё есть друзья и насыщенная жизнь подростка.
Лилина болезнь всё ещё сохраняется. Она уже не лежит в больницах, но регулярно наблюдается у врачей и проходит обследования. Это нужно, чтобы контролировать опухоль.
Некоторые медицинские обследования и анализы не входят в перечень бесплатных и стоят дорого. Поэтому Лилю поддерживает фонд «Свет.Дети». Он помогает семье с оплатой этих процедур.
Поддержать фонд и его подопечных из разных городов, которые прямо сейчас проходят лечение и обследования в больницах Санкт-Петербурга, можно на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь и судьба М.А. Булгакова». Алексей Варламов

У нас в студии был ректор литературного института имени Горького Алексей Варламов.
Разговор шел о жизненном пути знаменитого писателя Михаила Афанасьевича Булгакова: о ключевых событиях, главных вызовах и отношениях с Богом.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ ко дню рождения М.А. Булгакова.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер