— Анечка, доброе утро!
— Здравствуйте, Андрей Борисович!
— Вы сегодня ранняя пташка! И смотрю, с этюдником. На пленэр собрались?
— Да, увлеклась акварелью. Еду в парк Кузьминки, в бывшую усадьбу князей Голицыных. Сделала там вчера несколько набросков, хочу продолжить.
— О, в усадьбе Кузьминки богатая фактура для живописи! Позвольте полюбопытствовать, что вы уже нарисовали. Хочется освежить в памяти облик этого архитектурного ансамбля.
— Конечно, с радостью покажу вам свои работы. Хотя их пока немного. В основном я рисовала маленький жёлтый особнячок в центре парка. Вот, смотрите.
— А, Ванный домик! Прекрасно, прекрасно! Вам удалось схватить его очарование! Получилось не менее трепетно, чем у Игоря Грабаря!
— У Игоря Грабаря? Он что, тоже рисовал это здание?
— Да, в 1904 году. Он тогда объезжал подмосковные имения — исследовал старинную архитектуру для составления многотомной энциклопедии «История русского искусства». По признанию Грабаря, Ванный домик пленил его своим совершенством, и под впечатлением от увиденного художник написал картину «Павильон в Кузьминках». Сейчас я вам покажу её в смартфоне. Вот, пожалуйста!
— Надо же, домик как будто не изменился за сто с лишним лет! Та же крошечная лоджия с двумя колоннами у входа, невысокий купол над крышей. Андрей Борисович, а почему вы называете этот павильон Ванным домиком?
— Потому что таково было его изначальное предназначение. Ещё в 1765 году в усадьбе Кузьминки по заказу владельца, князя Голицына, построили деревянный флигель с залой для мытья. А когда здание обветшало, на его месте возвели вот этот симпатичный каменный особняк.
— Судя по стилю, это произошло уже в девятнадцатом веке?
— Да, в 1816 году, по проекту швейцарского архитектора Доменико Жилярди. Он работал в модном в то время стиле ампир.
— Как изысканно — баня в стиле ампир!
— Ванный домик можно назвать баней с большой натяжкой. Внутри павильона были обустроены гардеробная, столовая, гостиная и спальня. А в начале двадцатого века флигель утратил свою функцию и стал просто летней дачей. Её несколько лет снимала благотворительница Франциска Андреевна Леонгард. Она содержала детский приют. Здесь же, в усадьбе, было выстроено здание, где сироты отдыхали летом. К сожалению, оно не сохранилось.
— Хорошо, что Ванный домик уцелел!
— Это не совсем так. Судьба флигеля сложилась довольно драматично. После октябрьского переворота 1917 года здание реконструировали, чтобы приспособить под многоквартирный дом. В 1977-ом в Ванном домике устроили зал игровых автоматов. В девяностых павильон неоднократно горел, и, наконец, его остатки разобрали.
— Как такое может быть, если на картине Игоря Грабаря 1904 года Ванный домик выглядит так же, как сейчас?
— В 2008 году флигель восстановили. И сравнение с полотном Игоря Грабаря показывает, что новое здание соответствует проекту Жилярди.
— Я бы хотела увидеть работу Игоря Грабаря вживую!
— Для этого придется поехать в Саратов. Но я убеждён, что совершить путешествие стоит. Ведь «Павильон в Кузьминках» — уникальная картина. Это одновременно исторический документ и вдохновенное полотно, в котором передано свежее дыхание тёплого июльского денька, радость жизни.
«Картину Игоря Грабаря „Павильон в Кузьминках“ можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Радищева».
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема