Есть такое расхожее выражение — «нужно идти в ногу со временем». От одного своего знакомого я услышал недоуменный вопрос: «Что это вообще за время такое, с котором почему-то нужно идти в ногу?»
Как правило, под словами «идти в ногу со временем» понимают стремление соответствовать сегодняшнему дню. То есть, тому что модно, популярно и одобряемо в тот отрезок времени, который ты живешь на земле. У меня есть глубокой убеждение, что такая постановка вопроса очень плохо согласуется с христианским миропониманием. И вот почему.
От священников часто можно услышать слова: «Человек создан для вечности». Что это значит? Это напоминание о том, что земной жизнью человека жизнь души не ограничивается. Душа продолжает жить и после смерти. То есть, жизнь человека не земле — не просто отдельно взятый отрезок времени, ни с чем не связанный. Нет, попробуйте посмотреть на свою жизнь с точки зрения истории, и Вы поймете, что перед вам — маленький отрезок вечности. Да, маленький, но все-таки отрезок вечности. И душа это чувствует. Задумайтесь на секунду, что земная жизнь — примерно восемьдесят лет — она конечно. Но до вас тысячи лет люди жили, и после вас будут тысячи лет жить. Так что же ваша жизнь на этом фоне — пшык, крупица, только миг? А зачем тогда вообще рождаться, стремиться, любить? Эта мысль не вмещается в голову. Что-то эту логику оттограет. Это душа, которая очень хорошо чувствует, что создана для вечности. Помните, у Ахматовой: «И голос вечности зовет с неодолимостью нездешней?» Вечность — категория, имеющая прямо отношение к религии. Русский философ Алексей Лосев говорил, что религия — это так или иначе попытка личности самореализоваться в вечности.
Но вечность не наступает «когда потом». Отрезок времени, который я сейчас проживаю — это уже часть вечности.
Все это наполняет выражение «идти в ногу со временем» совсем новым смыслом: нужно в ногу с вечностью. А значит — помнить о Боге. Потому что после смерти — в вечности — душа будет жить либо с Богом — в раю. Либо без Бога — в аду. Предопределить мы этом можем только здесь — на земле. Вечность начинается сейчас.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема