Есть такое расхожее выражение — «нужно идти в ногу со временем». От одного своего знакомого я услышал недоуменный вопрос: «Что это вообще за время такое, с котором почему-то нужно идти в ногу?»
Как правило, под словами «идти в ногу со временем» понимают стремление соответствовать сегодняшнему дню. То есть, тому что модно, популярно и одобряемо в тот отрезок времени, который ты живешь на земле. У меня есть глубокой убеждение, что такая постановка вопроса очень плохо согласуется с христианским миропониманием. И вот почему.
От священников часто можно услышать слова: «Человек создан для вечности». Что это значит? Это напоминание о том, что земной жизнью человека жизнь души не ограничивается. Душа продолжает жить и после смерти. То есть, жизнь человека не земле — не просто отдельно взятый отрезок времени, ни с чем не связанный. Нет, попробуйте посмотреть на свою жизнь с точки зрения истории, и Вы поймете, что перед вам — маленький отрезок вечности. Да, маленький, но все-таки отрезок вечности. И душа это чувствует. Задумайтесь на секунду, что земная жизнь — примерно восемьдесят лет — она конечно. Но до вас тысячи лет люди жили, и после вас будут тысячи лет жить. Так что же ваша жизнь на этом фоне — пшык, крупица, только миг? А зачем тогда вообще рождаться, стремиться, любить? Эта мысль не вмещается в голову. Что-то эту логику оттограет. Это душа, которая очень хорошо чувствует, что создана для вечности. Помните, у Ахматовой: «И голос вечности зовет с неодолимостью нездешней?» Вечность — категория, имеющая прямо отношение к религии. Русский философ Алексей Лосев говорил, что религия — это так или иначе попытка личности самореализоваться в вечности.
Но вечность не наступает «когда потом». Отрезок времени, который я сейчас проживаю — это уже часть вечности.
Все это наполняет выражение «идти в ногу со временем» совсем новым смыслом: нужно в ногу с вечностью. А значит — помнить о Боге. Потому что после смерти — в вечности — душа будет жить либо с Богом — в раю. Либо без Бога — в аду. Предопределить мы этом можем только здесь — на земле. Вечность начинается сейчас.
11 мая. О помощи Божьей в добрых делах
В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Иоанна Крестителя: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба».
О помощи Божьей в добрых делах, — священник Алексий Дудин.
Деяния святых апостолов
Деян., 8 зач., III, 11-16
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как получить силу от Бога? Что для этого необходимо сделать? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.
12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?
13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.
14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу,
15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.
В отрывке, который только что прозвучал, упоминается о чуде, которое совершили апостолы Пётр и Иоанн. В Иерусалимском храме они исцелили человека, хромого от рождения. Это было сделано на глазах у многих свидетелей. Люди были поражены. Ведь они привыкли видеть несчастного калеку в беспомощном состоянии изо дня в день, на протяжение долгого времени. А потому никто не усомнился в том, что произошло нечто удивительное и необъяснимое. Хочешь — не хочешь, придётся признать, что апостолы обладали какой-то сверхъестественной силой. Каков источник этой силы? Что они сделали, чтобы её получить? А можем ли и мы овладеть ею?
Предвосхищая все эти вопросы, Пётр обращается к собравшимся: не думайте, что это наша собственная сила. У нас самих по себе её не больше, чем у вас. Это сила не наша. Это сила Иисуса Христа. Через нас действует Господь. Мы просто предоставили себя в Его полное распоряжение. И теперь нашими руками Он творит чудеса, нашими устами обращается к вам. Вот основная идея слов Петра. И ещё важный момент, о котором упоминает апостол. Каким-то необъяснимым образом эта сила связана с состоянием внешнего бессилия. Неслучайно он упоминает о смерти и воскресении Спасителя. Господь добровольно отказался от Своего могущества, пошёл на крест, пострадал и умер, чтобы Его ученики могли получить власть менять сердца и умы других людей, избавлять их от телесных и духовных болезней.
Итак, важные идеи содержатся в речи Петра. Как в земной судьбе Самого Христа сначала была Голгофа, а потом воскресение, так и в жизни Его учеников настоящее служение Богу начинается с ощущения своего полного бессилия. Своими умом и сердцем человек должен отчётливо увидеть собственную беспомощность перед лицом окружающих его обстоятельств. Осознать, что у него нет власти ни над людьми, ни над ситуациями, ни даже над собой. Что он не контролирует не то что свою судьбу, но даже не может, как говорит Христос в Евангелии, прибавить себе росту хотя бы на локоть. Не может ни одного волоса сделать белым или чёрным. Что само наше дыхание, частота нашего пульса и наш сердечный ритм полностью в руках Творца. Такое внутреннее состояние Евангелие называет духовной нищетой. А христианская традиция именует смирением. То есть ощущением своей меры, своей ограниченности.
В суете будничной рутины, за пеленой разнообразных впечатлений и эмоций разглядеть эту свою нищету практически невозможно. А потому мы продолжаем жить в иллюзии своего всемогущества. По этой причине и нет в нас силы Творца. Поэтому и благословенны те минуты, когда жизнь ставит нас на колени и мы вынуждены обратится к Богу. Это всегда шанс начать всё иначе. Счастливый и далеко не случайный момент, когда мы можем всецело отдать себя нашему Создателю. Выбрать жить не так, как жили раньше. По совсем иным правилам. По Евангельским заповедям.
И Богу приятны такие моменты. Он ценит это наше бессилие. Ведь именно благодаря ему человек становится Его глазами, ушами, ногами, устами и руками. Он через такого человека видит, слышит, ходит, говорит и действует в этом мире. Именно так. Не каким-то абстрактным образом, но именно через эту человеческую немощь, которая сделала выбор во всём, всегда и везде полагаться на Своего Творца, в нашей судьбе и судьбе тех, кто нас окружает, совершится сила и слава воскресшего Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Счастье детям» помогает семьям в Кемеровской области
«Спасибо, помогли!» — такую надпись под фотографиями радостных детей часто можно встретить в социальных сетях кемеровского фонда «Счастье детям». Это значит, что ещё у одного ребёнка появилась возможность пройти долгожданное лечение или реабилитацию. Как, например, у Максима. Ему 4 года, он с большим упорством и любопытством изучает всё вокруг и очень любит танцы. Жизнь мальчика омрачают проблемы со здоровьем — приступы эпилепсии тормозят развитие Максима, в том числе и двигательное. Чтобы мальчик мог уверенно стоять на ногах и ходить, врачи посоветовали семье отправить его на реабилитацию. Но оплатить её самостоятельно у родителей возможности не было. На помощь им пришёл фонд «Счастье детям» и люди из разных регионов нашей страны. Максим уже успел побывать на занятиях в медицинском центре и вернулся с большой победой — он начал ходить! Теперь вместе со старшим братом мальчик учится играть в футбол и весело кричит «Гооол!», когда попадает ногой по мячу.
Миссия фонда — подарить своим подопечным — болеющим детям — счастливое и активное детство, а ещё шанс на здоровье будущее. Прямо сейчас нужна помощь трёхлетней Алисе Барановой, ей тоже важно пройти реабилитацию. Если вы хотите поддержать кемеровский фонд и его подопечных, переходите на сайт: счастьедетям.рф
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов