
«И жизнь, и слёзы, и любовь», студия Мосфильм, режиссёр Николай Губенко
— Когда вспоминаешь прошлое... то кошки скребут, больно становится. Мог бы не так поступать. Невольно и зло делал, что причиняло людям боль. И вот это лежит у меня здесь... Теперь я один, доживаю...
В бывшей дворянской усадьбе, а ныне — доме престарелых, доживают свой век старики. «Контингент» — так называет их строгий заведующий. Подъём, завтрак, обед, ужин, отбой. Тёмные коридоры, крыша, протекающая в дождь. Но главное — одиночество, ощущение ненужности, утрата радости жизни. И некому высказать то, что у тебя на душе... Так проходили дни нескольких десятков стариков, пока в доме престарелых не появился новый главврач — Варвара Дмитриевна Волошина. С приходом этой доброй, неравнодушной женщины внезапно всё изменилось. Потрясающе глубокую и светлую историю об осени жизни рассказал режиссёр Николай Губенко в картине «И жизнь, и слёзы, и любовь». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы.
Когда в 1983 году фильм вышел на экраны, раздались недоумённые возгласы критиков: мол, зачем вполне ещё молодому режиссёру поднимать столь необычную тему? Но Губенко был убеждён: в любом возрасте не стоит забывать о том, что старость когда-нибудь наступит. В одном из интервью режиссёр высказался так: «Невозможно размышлять о жизни, и не думать при этом о старости. Я бы очень желал, чтобы люди задумались после просмотра о том, как мы относимся к старикам. Проявили неподдельный человеческий интерес ко много видевшим и много пережившим старым людям. К их прошлому и настоящему». Картина завоевала международное признание. В 1984 году в городе Рио-де-Жанейро она получила приз за лучшую режиссуру. В 1985 году аналогичные награды лента завоевала на фестивале в городе Варна и Всесоюзном кинофестивале.
Свой фильм режиссёр называл «картиной-наблюдением», в которой, по сути, нет чёткого сюжета. Но есть вечные всепобеждающие истины: добро, свет, милосердие, любовь. Всем этим делится со стариками Варвара Дмитриевна и пробуждает свет в их душах. Главврач лечит не только тела, но и потухшие сердца стариков. «Её кабинет стал похож на исповедальню. Приходили, чтобы облегчить душу», — рассказывает зрителям один из обитателей дома — парализованный старик Павел Андреевич Крупенин. Происходящее на экране мы, по большей части, видим его глазами. И с ним, как и с другими, благодаря чуткости Варвары Дмитриевны в конце концов произойдёт настоящее чудо. А пока новый главврач решает самые наболевшие задачи. Оживляет пространство — в когда-то мрачной усадьбе появляются цветы, картины на стенах. И постепенно в доме престарелых становится по-домашнему уютно: старики вместе пьют чай на террасе из пузатого медного самовара. Слушают пластинки. А Варвара Дмитриевна кому-то звонит, с кем-то договаривается — чтобы починили дырявую крышу, отремонтировали помещения.
— Послушай, Толь, если бы это были личные мои деньги, я бы и больше заплатила. Но это же государственные, где взять-то.
— Ну сделай, попроси сметчиков. Нужно отремонтировать корпуса!
— Нет, тут будет очень хорошо. Сказочно будет. Не то слово. Я просто вижу.
Забота, искренность и открытость Варвары Дмитриевны делают своё дело. Старики словно выходят из спячки. Но пожилые люди — очень разные. Порой они бывают капризны, как младенцы. Получится ли вернуть каждому из них счастье жить? Узнаем это, посмотрев многогранный и проникновенный фильм Николая Губенко «И жизнь, и слёзы, и любовь». Кстати, в 80-х годах XX века картина была настолько популярна, что по ней даже писали школьные сочинения. Вот отрывок одного из них: «Пока шел фильм, я забыла обо всем на свете. Перед глазами стояли лица стариков. И лицо моей бабушки. Хотелось поехать к ней и сказать: „Прости меня!“» Что ж, тут, пожалуй, и добавить нечего. Скажу только, что в картине заняты замечательные актёры: Жанна Болотова, Евгений Евстигнеев, Наталья Крачковская, Наталья Гундарева, Пётр Щербаков. Словом, посмотреть картину, которую режиссёр назвал пушкинскими строками «И жизнь, и слёзы, и любовь» непременно стоит!
Рэй Брэдбери «Лёд и пламя» — «Из времени мы выпали в вечность»

Фото: Piqsels
В Постной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов Великого поста) есть слова: «Кто настолько премудр, чтобы приобрести за немногие дни вечность?» То есть тот, кто мудро распоряжается земной жизнью, приобретает за её краткое время Царствие Небесное. Ценности времени посвящён и рассказ «Лёд и пламя» американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери.
Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий изменения в организме. Продолжительность жизни сокращается до восьми дней. Дети, рождённые в понедельник, к воскресенью превращаются в стариков.
Вы заметили, что произошло? Рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче. Вот как описывает Брэдбери жизнь на чужой планете: «Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество — будто зарница. Возмужание — сон, зрелость — миф, старость — суровая быстротечная реальность, смерть — скорая неотвратимость».
Но разве эти слова только о фантастическом мире со страшной радиацией? Разве они не о нашем падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, и оно беспощадно, скоротечно.
Герои рассказа «Лёд и пламя» находят спасение, вернувшись в корабль, который защищает их своей обшивкой. И вновь в тексте проступает христианская символика: «корабль спасения» — так называют Церковь, внутри Церкви мы находим спасение от радиации греха и смерти.
— Я нашёл способ продлить жизнь на целых три дня, три долгих, славных дня, — говорит Сим, главный герой повести.
В ответ раздаются восторженные крики, ликование.
Для друзей Сима три дня — это неслыханное богатство. Вспомним слова из Постной Триоди, с которых мы начали эту беседу, они говорят о том же. Ведь за немногие дни, напоминают они нам, можно приобрести вечность.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Мариуполь (Донецкая Народная Республика). Кафедральный собор Святителя Николая Чудотворца
Во время Великой Отечественной войны в Советском союзе возросла роль Православной церкви. В общей беде люди обращались к Богу, и власти, ещё недавно враждебно относившиеся к религии, не препятствовали соборной молитве. Не стал исключением и Мариуполь. В годы войны верующие горожане сплотились, а вскоре после Победы зарегистрировали православную общину. Её участники приобрели дом на улице Кальмиусской, оборудовали под храм и освятили его во имя Николая Чудотворца. Многие годы маленькая церковь оставалась прибежищем для верующих. А в 1989-ом православные получили разрешение построить новый храм. Возведение продолжалось несколько лет, в нём приняли участие тысячи мариупольцев. Пожертвованиями и личным участием горожане приближали тот день, когда над городом засияли купола собора во имя святителя Николая Чудотворца. Он открылся в 1991 году, с тех пор богослужения под святыми сводами не прекращались. Сегодня Николаевский собор носит статус кафедрального храма Донецкой и МариУупольской епархии.
Радио ВЕРА в Мариуполе можно слушать на частоте 97,2 FM
Благовещенская церковь (Село Нелькан Хабаровский край)
В центральной части Хабаровского края, на стрелке рек Чуя и Мая, есть небольшой поселок Нелькан. Его история началась в девятнадцатом веке с печальных событий. В 1816 году в этих краях разразилась эпидемия сибирской язвы. От нее пострадали местные кочевые народы — тунгусы и якуты. Чтобы поддержать их в трудную годину, российское правительство организовало доставку хлеба в тайгу. Один из магазинов поставили в труднодоступной местности в урочище Нелькан. С тех пор здесь появились постоянные жители.
В 1851 году через Нелькан прошел почтовый тракт. Чтобы его обслуживать, в таежный посёлок переселились государственные крестьяне из Забайкалья. Православные построили для соборной молитвы часовню во имя святителя Николая. В 1864 году её посетил епископ Камчатский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов), ныне прославленный в лике святых.
Часовня в Нелькане служила духовным центром для русских переселенцев и тунгусов, принявших христианство. Сюда несколько раз в год приезжали священнослужители для совершения церковных таинств. В конце девятнадцатого века Никольская часовня сгорела и вместо неё построили деревянную церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В поселке поселился священник. Он не только проводил богослужения, но и обучал местных ребятишек в церковно-приходской школе.
В начале двадцатого века Благовещенскую церковь уничтожил пожар и в 1914 году в Нелькане возвели каменный храм. Его стали называть братом московского собора Христа Спасителя, поскольку проекты этих зданий подготовил один и тот же архитектор — Константин Тон. Изящная таёжная церквушка, построенная по эскизам знаменитого зодчего, едва уцелела в годы советской власти. После революции 1917-го в ней разместили сначала революционный комитет, а затем сельский клуб.
В конце двадцатого века власти отреставрировали здание, привели в первоначальный вид и... сделали его филиалом «Хабаровского краеведческого музея». С таким решением не согласились местные жители. Они собрали сельский сход и ходатайствовали о возобновлении богослужений. В октябре 1991 года под сводами Благовещенской церкви вновь зазвучала молитва. С тех пор храм остаётся духовным центром поселка Нелькан.
Все выпуски программы ПроСтранствия







