— Когда вспоминаешь прошлое... то кошки скребут, больно становится. Мог бы не так поступать. Невольно и зло делал, что причиняло людям боль. И вот это лежит у меня здесь... Теперь я один, доживаю...
В бывшей дворянской усадьбе, а ныне — доме престарелых, доживают свой век старики. «Контингент» — так называет их строгий заведующий. Подъём, завтрак, обед, ужин, отбой. Тёмные коридоры, крыша, протекающая в дождь. Но главное — одиночество, ощущение ненужности, утрата радости жизни. И некому высказать то, что у тебя на душе... Так проходили дни нескольких десятков стариков, пока в доме престарелых не появился новый главврач — Варвара Дмитриевна Волошина. С приходом этой доброй, неравнодушной женщины внезапно всё изменилось. Потрясающе глубокую и светлую историю об осени жизни рассказал режиссёр Николай Губенко в картине «И жизнь, и слёзы, и любовь». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы.
Когда в 1983 году фильм вышел на экраны, раздались недоумённые возгласы критиков: мол, зачем вполне ещё молодому режиссёру поднимать столь необычную тему? Но Губенко был убеждён: в любом возрасте не стоит забывать о том, что старость когда-нибудь наступит. В одном из интервью режиссёр высказался так: «Невозможно размышлять о жизни, и не думать при этом о старости. Я бы очень желал, чтобы люди задумались после просмотра о том, как мы относимся к старикам. Проявили неподдельный человеческий интерес ко много видевшим и много пережившим старым людям. К их прошлому и настоящему». Картина завоевала международное признание. В 1984 году в городе Рио-де-Жанейро она получила приз за лучшую режиссуру. В 1985 году аналогичные награды лента завоевала на фестивале в городе Варна и Всесоюзном кинофестивале.
Свой фильм режиссёр называл «картиной-наблюдением», в которой, по сути, нет чёткого сюжета. Но есть вечные всепобеждающие истины: добро, свет, милосердие, любовь. Всем этим делится со стариками Варвара Дмитриевна и пробуждает свет в их душах. Главврач лечит не только тела, но и потухшие сердца стариков. «Её кабинет стал похож на исповедальню. Приходили, чтобы облегчить душу», — рассказывает зрителям один из обитателей дома — парализованный старик Павел Андреевич Крупенин. Происходящее на экране мы, по большей части, видим его глазами. И с ним, как и с другими, благодаря чуткости Варвары Дмитриевны в конце концов произойдёт настоящее чудо. А пока новый главврач решает самые наболевшие задачи. Оживляет пространство — в когда-то мрачной усадьбе появляются цветы, картины на стенах. И постепенно в доме престарелых становится по-домашнему уютно: старики вместе пьют чай на террасе из пузатого медного самовара. Слушают пластинки. А Варвара Дмитриевна кому-то звонит, с кем-то договаривается — чтобы починили дырявую крышу, отремонтировали помещения.
— Послушай, Толь, если бы это были личные мои деньги, я бы и больше заплатила. Но это же государственные, где взять-то.
— Ну сделай, попроси сметчиков. Нужно отремонтировать корпуса!
— Нет, тут будет очень хорошо. Сказочно будет. Не то слово. Я просто вижу.
Забота, искренность и открытость Варвары Дмитриевны делают своё дело. Старики словно выходят из спячки. Но пожилые люди — очень разные. Порой они бывают капризны, как младенцы. Получится ли вернуть каждому из них счастье жить? Узнаем это, посмотрев многогранный и проникновенный фильм Николая Губенко «И жизнь, и слёзы, и любовь». Кстати, в 80-х годах XX века картина была настолько популярна, что по ней даже писали школьные сочинения. Вот отрывок одного из них: «Пока шел фильм, я забыла обо всем на свете. Перед глазами стояли лица стариков. И лицо моей бабушки. Хотелось поехать к ней и сказать: „Прости меня!“» Что ж, тут, пожалуй, и добавить нечего. Скажу только, что в картине заняты замечательные актёры: Жанна Болотова, Евгений Евстигнеев, Наталья Крачковская, Наталья Гундарева, Пётр Щербаков. Словом, посмотреть картину, которую режиссёр назвал пушкинскими строками «И жизнь, и слёзы, и любовь» непременно стоит!
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Соборное послание святого апостола Иакова
Иак., 54 зач., III, 1-10.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Разные виды деятельности накладывают на человека различные степени ответственности перед окружающими. Например, одно дело тихо и мирно ремонтировать обувь. Ты в данном случае отвечаешь только перед заказчиком. Совершенно иная ситуация складывается, когда ты работаешь учителем. Тут уже в твоих руках оказывается будущее — ты несёшь ответственность перед многими людьми, отвечаешь за судьбу общества. О данной теме рассуждает в отрывке из 3-й главы своего послания апостол Иаков. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
5 так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
6 И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
8 а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
Апостол Иаков, сын Иосифа Обручника от первого брака, сначала не верил в то, что его сводный брат — Иисус — это Тот самый Спаситель. И даже пытался препятствовать служению Христову. Но чудо Воскресения всё изменило. Воскресший Спаситель явился Своему сводному брату и уверил его в том, что Он и есть Мессия. Иаков не только поверил во Христа, но решил посвятить себя служению Церкви, став впоследствии первым епископом Иерусалимской Церкви.
Иаков, конечно же, прекрасно понимал, что прошлого переписать невозможно. И люди прекрасно помнят, как он ругал Господа Иисуса, обличал Его, требовал прекратить проповедовать. Испытывая чувство покаяния, первый епископ Иерусалима служил ревностно, делал всё, чтобы искупить совершённые ошибки. Иаков также осознавал, что права на ещё какие-либо промахи у него просто нет. А потому к себе относился со всей строгостью.
Призывает Иаков к сдержанности, мудрости и своих читателей. Во-первых, святой предупреждает, что далеко не всем следует соглашаться на служение учителей и проповедников христианской веры. Иногда лучше заниматься менее заметным и ответственным служением. Ведь если ты взялся других учить вере, будь добр на деле соответствовать тому, в чём иных наставляешь. А если слова и поступки твои разнятся, значит, ты сам обрёк себя на обиднейшую неудачу.
Святой призывает с ответственностью относиться к дару слова. Язык — это то, что отличает человека от иных живых существ и то, что роднит нас с нашим Творцом. Господь с помощью Слова, через Слово сотворил наш мир. Сын Божий Иисус Христос проповедовал с помощью слова Своё спасительное учение и оставил его (это учение) нам через Своих апостолов. Мы, собираясь на богослужение, приносим Богу словесную бескровную жертву нашей молитвы. Таким образом, слово оказывается важнейшим инструментом нашего освящения, мостиком, который связывает нас с реальностью Царства Небесного.
Но апостол Иаков предупреждает, что слово может стать и инструментом погибели. В особенности тогда, когда оно наполнено злобой, ненавистью, презрением. И такого способа использования дара речи вокруг нас предостаточно. Что скрывать, сегодня многие наши современники с помощью мата не ругаются, а просто разговаривают. И не в состоянии как-то иначе выразить свои мысли.
Мат — не какая-то магическая история. Это, прежде всего, оскорбление и достоинства человека, и достоинства Бога. Ведь мат оскверняет ещё одну важнейшую способность каждого из нас — возможность дарить любовь, создавать новую жизнь. И такое оскорбительное поведение, в конечном счёте, приводит к общей деградации как матерщинника, так и общества, которое решило для себя, что нет ничего страшного в осквернении себя, и речи, и жизни как таковой. И ужасно, когда бранную речь позволяют себе те, кто претендует быть учителями общества. Будем же дорожить словом — удивительным даром Божиим. Чтобы с его помощью освящать, а не губить мир вокруг нас.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Как привить ребёнку важные жизненные ценности? Об этом и многом другом узнайте в журнале «КлеверЛаб»
Команда проекта «Клевер Лаборатория» развивает уникальный ресурс — интернет-журнал «КлеверЛаб». Его задача — помочь родителям и педагогам привить детям важные жизненные ценности и сформировать в них крепкую внутреннюю опору. Над созданием материалов трудится команда детских психологов, педагогов, методистов и священников.
Для многих людей журнал «КлеверЛаб» уже стал добрым помощником не только в семейной жизни, но и в работе. Своим опытом поделилась Наталья Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе в лицее города Фрязино Московской области: «В современном мире всё очень быстро меняется и в этом бурном потоке теряются важные для человека понятия. Чтобы сегодня объединить ребят в слаженный коллектив, нужно хорошо потрудиться. На помощь нам приходят материалы, подборки мультфильмов и заданий от журнала „КлеверЛаб“. Особенно выручают игры, которые позволяют на деле показать — что такое единство и формируют в детях такие важные понятия, как ответственность, дружба, взаимовыручка и помощь».
На страницах интернет-журнала «КлеверЛаб» вы найдёте много полезных подборок и материалов.
Этот проект создан для всех, кому небезразлично будущее детей. И чтобы он продолжал развиваться, ему важна поддержка. Любая, даже небольшая, финансовая помощь позволит редакции журнала создавать больше интересных статей. Чтобы найти проект в интернете, наберите в поисковой строке: «журнал „Клевер Лаборатория“».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святые в древнерусской литературе». Ирина Мелентьева
У нас в студии была кандидат филологических наук, доцент историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского университета Ирина Мелентьева.
Разговор шел об образах святых в произведениях древнерусской литературы, какие литературные жанры существовали в период с 11 по 17 века, в чем были особенности жанра житий святых, кто были их авторы, а также в каких еще литературных памятниках появлялись образы святости.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер