
«И жизнь, и слёзы, и любовь», студия Мосфильм, режиссёр Николай Губенко
— Когда вспоминаешь прошлое... то кошки скребут, больно становится. Мог бы не так поступать. Невольно и зло делал, что причиняло людям боль. И вот это лежит у меня здесь... Теперь я один, доживаю...
В бывшей дворянской усадьбе, а ныне — доме престарелых, доживают свой век старики. «Контингент» — так называет их строгий заведующий. Подъём, завтрак, обед, ужин, отбой. Тёмные коридоры, крыша, протекающая в дождь. Но главное — одиночество, ощущение ненужности, утрата радости жизни. И некому высказать то, что у тебя на душе... Так проходили дни нескольких десятков стариков, пока в доме престарелых не появился новый главврач — Варвара Дмитриевна Волошина. С приходом этой доброй, неравнодушной женщины внезапно всё изменилось. Потрясающе глубокую и светлую историю об осени жизни рассказал режиссёр Николай Губенко в картине «И жизнь, и слёзы, и любовь». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы.
Когда в 1983 году фильм вышел на экраны, раздались недоумённые возгласы критиков: мол, зачем вполне ещё молодому режиссёру поднимать столь необычную тему? Но Губенко был убеждён: в любом возрасте не стоит забывать о том, что старость когда-нибудь наступит. В одном из интервью режиссёр высказался так: «Невозможно размышлять о жизни, и не думать при этом о старости. Я бы очень желал, чтобы люди задумались после просмотра о том, как мы относимся к старикам. Проявили неподдельный человеческий интерес ко много видевшим и много пережившим старым людям. К их прошлому и настоящему». Картина завоевала международное признание. В 1984 году в городе Рио-де-Жанейро она получила приз за лучшую режиссуру. В 1985 году аналогичные награды лента завоевала на фестивале в городе Варна и Всесоюзном кинофестивале.
Свой фильм режиссёр называл «картиной-наблюдением», в которой, по сути, нет чёткого сюжета. Но есть вечные всепобеждающие истины: добро, свет, милосердие, любовь. Всем этим делится со стариками Варвара Дмитриевна и пробуждает свет в их душах. Главврач лечит не только тела, но и потухшие сердца стариков. «Её кабинет стал похож на исповедальню. Приходили, чтобы облегчить душу», — рассказывает зрителям один из обитателей дома — парализованный старик Павел Андреевич Крупенин. Происходящее на экране мы, по большей части, видим его глазами. И с ним, как и с другими, благодаря чуткости Варвары Дмитриевны в конце концов произойдёт настоящее чудо. А пока новый главврач решает самые наболевшие задачи. Оживляет пространство — в когда-то мрачной усадьбе появляются цветы, картины на стенах. И постепенно в доме престарелых становится по-домашнему уютно: старики вместе пьют чай на террасе из пузатого медного самовара. Слушают пластинки. А Варвара Дмитриевна кому-то звонит, с кем-то договаривается — чтобы починили дырявую крышу, отремонтировали помещения.
— Послушай, Толь, если бы это были личные мои деньги, я бы и больше заплатила. Но это же государственные, где взять-то.
— Ну сделай, попроси сметчиков. Нужно отремонтировать корпуса!
— Нет, тут будет очень хорошо. Сказочно будет. Не то слово. Я просто вижу.
Забота, искренность и открытость Варвары Дмитриевны делают своё дело. Старики словно выходят из спячки. Но пожилые люди — очень разные. Порой они бывают капризны, как младенцы. Получится ли вернуть каждому из них счастье жить? Узнаем это, посмотрев многогранный и проникновенный фильм Николая Губенко «И жизнь, и слёзы, и любовь». Кстати, в 80-х годах XX века картина была настолько популярна, что по ней даже писали школьные сочинения. Вот отрывок одного из них: «Пока шел фильм, я забыла обо всем на свете. Перед глазами стояли лица стариков. И лицо моей бабушки. Хотелось поехать к ней и сказать: „Прости меня!“» Что ж, тут, пожалуй, и добавить нечего. Скажу только, что в картине заняты замечательные актёры: Жанна Болотова, Евгений Евстигнеев, Наталья Крачковская, Наталья Гундарева, Пётр Щербаков. Словом, посмотреть картину, которую режиссёр назвал пушкинскими строками «И жизнь, и слёзы, и любовь» непременно стоит!
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.