
— В Нарнии? Что это?
— Это то, где ты стоишь! От фонарного столба до самого замка Кэр-Параваль на Восточном океане. Каждый камень и каждая веточка. И даже сосулька. Это — Нарния.
Нарния... Волшебная страна, где пушистые ветви елей сгибаются под тяжестью сверкающего снега, и мягко светит фонарь, приветствуя тех, кто непостижимым образом попал туда из привычного мира. Именно в Нарнии происходит диалог, который мы только что услышали. Девочка по имени Люси Певенси беседует со сказочным существом, фавном мистером Тумнусом, обитателем Нарнии, дверь в которую Люси случайно обнаружила в глубине старого шкафа. Как вы уже наверняка поняли, это был фрагмент из кинотрилогии «Хроники Нарнии», снятой по одноимённому произведению известного писателя Клайва Стэйплза Льюиса. Первый фильм — «Лев, колдунья и волшебный шкаф» — вышел на экраны в 2005 году. Позже были сняты ещё два — «Принц Каспиан» в 2008 году и «Покоритель зари» в 2010-м. За киновоплощение удивительной сказки-притчи взялись режиссёры Эндрю Адамсон и Марк Эптед. Яркие, по-настоящему волшебные и добрые «Хроники Нарнии» сразу же завоевали сердца зрителей, а кинокритики отмечали бережное отношение создателей фильма к оригиналу — произведениям Льюиса. Ну а сам Льюис никогда не скрывал, что вложил в свой текст христианский смысл. «Вся история Нарнии говорит о Христе», — писал он. И зрители без труда найдут в фильмах евангельские отсылки. Одна из них, самая главная — это жертва, на которую идёт Великий лев Аслан — создатель и господин Нарнии. Когда Эдмунд, брат Люси, проникает вслед за сестрой в Нарнию, он попадает во власть Белой Колдуньи и становится предателем. По законам волшебной страны, колдунья имеет право убить мальчика. Но Аслан добровольно идёт на смерть вместо Эдмунда. Люси и её старшая сестра Сьюзан, которая тоже попадает в Нарнию вместе с остальными Певенси, оплакивают умершего льва, но прямо на их глазах происходит невероятное: тело Аслана сначала исчезает, а потом он появляется перед девочками... живым! Этот эпизод настолько мощный, что на его фоне, пожалуй, меркнут все самые невероятные спецэффекты фильма. Воскресший Аслан рассказывает изумлённым сёстрам о древнем пророчестве, которое, по сути, повторяет евангельский смысл искупительной жертвы Христа, невинно принявшего смерть за грехи человечества и тем самым смерть победившего!
— Когда на жертвенный стол вместо предателя по своей воле взойдёт тот, кто невиновен, каменный стол разрушится, и даже сама смерть отступит перед ним.
Конечно, в фильме звучат не только евангельские мотивы. В нём масса просто ярких, захватывающих, красивых и зрелищных моментов. Зрители могут насладиться чудесными пейзажами волшебной страны или, например, представить себя участниками Великой битвы за Нарнию. И всё же герои кинотрилогии постоянно возвращаются к осмыслению веры. Так, например, во второй части дети Певенси и обитатели Нарнии начинают думать, что Аслан покинул их. И только Люси продолжает верить, что он по-прежнему рядом и поможет в трудный час. В одном из эпизодов, в разговоре со своим братом Питером, Люси простыми словами выражает глубокую христианскую мысль о том, что Бог не навязывает своё присутствие, но всегда спешит на зов того, кто в Нём нуждается.
— Ты везучая.
— О чём ты?
— Ты его видела. Если бы он дал мне хоть какой-нибудь знак...
— Может, это мы должны дать ему знак?..
После просмотра фильма «Хроники Нарнии», который взрослым наверняка понравится ничуть не меньше, чем детям, остаётся прекрасное ощущение чуда. Да, Нарния — это сказка. Но она вполне может стать реальностью. Ключ к ней — в сердце каждого из нас. О том, как открыть его для чуда, для веры и любви, побуждает задуматься эта удивительная кинотрилогия.
29 июня. О творчестве Антуана Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Сегодня 29 июня. В этот день в 1900 году родился французский писатель Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери.
О его творчестве — протоиерей Максим Горожанкин.
Французский писатель прожил очень насыщенную жизнь, скончался героически, защищая свою родину от фашистских захватчиков. И когда мы слышим имя Экзюпери, нам на ум приходят его основные произведения.
«Маленький принц» — книга, осмысливающая темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Несмотря на детский стиль книги, её герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Книга впервые была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке в разгар Второй мировой войны.
Какое место занимала эта книга в жизни самого автора? Достаточно вспомнить, что рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, и они стали не менее знамениты, чем сама книга. Это не просто иллюстрация, это органическая часть как произведения, так и внутреннего мира писателя. Иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, и книга становится понятна каждому.
Будем помнить хотя бы некоторые выдержки и цитаты из этой книги. Экзюпери говорит каждому из нас: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них сейчас об этом помнит».
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 88 зач., V, 1-10.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Священном Писании встречаются такие выражение, которые во всей полноте вряд ли возможно понять. Особенно много таких мест мы можем обнаружить в посланиях апостола Павла. Но всё же давайте попытаемся сделать интеллектуальное усилие и хотя бы отчасти воспринять то богословие, которое преподаёт нам сегодня Церковь, предлагая во время литургии послушать отрывок из 5-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 5.
1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,
2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,
4 от терпения опытность, от опытности надежда,
5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
Общий посыл только что прозвучавшего отрывка Послания апостола Павла к Римлянам понятен: наше спасение — это дар благодати, который мы получаем по вере во Христа. Однако во второй части отрывка мы видим глубокий и весьма непростой богословский текст, который требует внимательного анализа. В этой части апостол Павел, предварительно написав о любви Божией, перешёл к её наглядной иллюстрации, в частности, он упомянул, что мало какой человек решится умереть за праведника, и уж тем более странно ожидать, что кто-то решит расстаться с жизнью ради спасения грешника. Конечно, нам эти слова апостола могут показаться немного странными, ведь мы, живя в сформированной христианством культуре, знаем массу примеров удивительного самопожертвования, и нас вряд ли можно удивить добровольной смертью ради спасения другого человека. Безусловно, такие подвиги нельзя назвать массовыми, но и исключительными они тоже не являются. Однако здесь речь идёт не о смерти одного человека ради жизни другого, здесь говорится о добровольной смерти Воплощённого Бога ради спасения Своего творения.
Впрочем, самое удивительное начинается далее, там, где сформулирована та богословская идея, которая вызывает непонимание и неприятие у очень многих людей: с одной стороны, «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5:8), с другой — «будучи оправданы Кровию Его, спасёмся Им от гнева» (Рим. 5:9).
Это в самом деле очень непростая концепция, ведь получается, что Бог проявил Свою любовь к людям, отдав на смерть Своего Единородного Сына с тем, чтобы спасти людей от Его же — то есть Божиего — гнева. Если рассуждать с позиций нашей человеческой логики, то здесь явно одно звено лишнее, а именно — смерть Сына Божия, ведь, как кажется, помиловать человека можно было бы и без смерти Спасителя, необходимым и достаточным основанием для этой милости могло бы быть желание Бога оказать благодеяние человечеству.
Да, можно было бы поступить таким образом, хотя, конечно, вряд ли человеку стоит увлекаться размышлениями о том, как Бог мог поступить и какой поступок был бы правильным. Однако мы уже начали эти размышления, и их стоит довести до конца, задавшись вот каким вопросом: а что изменилось бы, если бы Бог просто помиловал человека без какого-либо посредничества Спасителя? Разве сама по себе милость смогла бы изменить человека и из немощного грешника превратить его в чтущего Бога праведника? Христианский ответ прост: нет, не смогла, а потому-то апостол Павел и упомянул не просто оправдание, а оправдание Кровью Христовой, и Кровь здесь выступает не только как синоним смерти, Кровь Христова — это то, что способно сущностно изменить человека, дать ему способность жить по-новому, так, как не может жить ветхий человек.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Богородице-Тихвиновский монастырь. Кирсанов (Тамбовская область)

На востоке Тамбовской области, там, где сливаются реки Ворона и Пурсовка, есть небольшой городок Кирсанов. История его началась в конце семнадцатого века со строительства железоделательного завода. Производство просуществовало недолго, а образованное при нём селение продолжило развиваться, и в 1779 году получило статус города.
В начале девятнадцатого столетия в Кирсанове был утверждён план застройки. Шестнадцать улиц, пересекающихся под прямым углом, образовали чёткую сетку. Достопримечательностью одного из кварталов в северной части города до сих пор остаётся старинная Тихвинская церковь.
Храм построили в 1825 году для женской сестринской общины. Её организовала в конце восемнадцатого века в своём доме благочестивая дворянка Марфа Апарина. Несколько девиц и вдов поселились тогда вместе, чтобы сообща молиться и трудиться. Организовали богадельню. Сёстры жили тем, что пряли, ткали, красили полотна и шили церковные ризы. Получив разрешение на строительство храма, подвижницы сами копали котлован для фундамента, разводили известь и помогали кладчикам.
В 1826 году каменную церковь освятили в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а рядом с храмом построили несколько домов для возросшей общины. Спустя несколько лет богадельня получила статус монастыря. Обитель активно развивалась. При ней открылись церковно-приходская школа, больница и приют для сирот. Также бедные горожане могли здесь бесплатно пообедать.
К началу двадцатого столетия Богородице-Тихвинский монастырь занимал в Кирсанове целый квартал. В обители проживало более пятисот монахинь. Большинство из них были рукодельницами — пряли лён и пух, вязали и шили одежду, вышивали. Самые способные отправлялись совершенствовать мастерство в Санкт-Петербург. Эти монастырские товары славились по всей России. В 1900 году шитые золотом шёлковые изделия кирсановских насельниц получили главный приз на всемирной выставке в Париже.
С началом Первой мировой войны жизнь в монастыре изменилась. В корпусах Богородице-Тихвинской обители разместился госпиталь для раненых. А спустя ещё три года в России грянула революция. Новые власти сначала преобразовали монастырь в коммуну, а затем и вовсе изгнали сестёр из родных стен. Тихвинская церковь некоторое время оставалась действующей, но в 1932 году храм закрыли и стали использовать под торфяной склад. Позднее в нём устроили ремонтные мастерские сельскохозяйственного техникума.
За это время храм Тихвинской иконы Божией Матери утратил былое благолепие. В 2009 году обезглавленное и полуразрушенное здание вернули православным. Верующие восстановили святыню. Сегодня в Богородице-Тихвинской церкви совершаются богослужения и над старинными сводами вновь сияют купола. Как знать, может быть, и монашеская жизнь здесь когда-нибудь возродится.
Все выпуски программы ПроСтранствия