Живший во втором веке по Рождестве Христовом философ, проповедник и христианский богослов святитель Климент Александрийский в своём трактате «Педагог» писал о том, что гимнастические упражнения весьма полезны для юношества. И в качестве практической рекомендации предлагал молодёжи среди прочего такую увлекательную спортивную игру как фенинда – античный прообраз современного футбола. В четвёртом веке Святитель Василий Великий приводил своим ученикам в пример олимпийских победителей, призывая быть столь же упорными в стяжании Царства Небесного. А словом «подвижник» на древнегреческом языке изначально называли борцов и атлетов. Заканчиваются ли на этом связи между христианством и спортом? Есть ли точки соприкосновения у спортивного девиза «Быстрее, выше, сильнее!» и христианского идеала смирения? На эти и многие другие вопросы попытался найти ответы диакон Филипп Пономарёв в своей книге «Христианство и спорт».
Решив подойти к своему мини-исследованию основательно и изучив вопрос на историческом материале с первых веков христианства и до наших дней, автор предлагает вниманию читателей множество любопытных сведений. И это не только упомянутые интересные выдержки из творений святых отцов Церкви, но и, к примеру, интервью с ведущим телеканала «Спорт» Дмитрием Губерниевым, в котором известный спортивный комментатор не только попытался дать оценку современному спорту с духовной и моральной точки зрения, но и заявил, что сам является верующим человеком.
Для того, чтобы взгляд на спорт не получился однобоким, автор рассматривает его в различных аспектах. Спорт как необходимая для человеческого организма физическая нагрузка; спорт как соперничество; спорт как товарищество; спорт как способ заработать деньги. И старается объективно выявить все «за» и «против» с точки зрения православного христианина.
Не обошёл диакон Филипп Пономарёв вниманием и такое неоднозначное явление, как футбольные фанаты, вспомнив в связи с этим почти анекдотический случай из жизни преподобного Паисия Святогорца. Однажды в афонскую келью отца Паисия зашёл болельщик. «Откуда ты?» - спросил его старец. «Из Флорины» - ответил парень. «У вас там митрополит хороший», - заметил отец Паисий. «А он в какой команде играет?» - спросил болельщик… Сколько в этой истории смешного, а сколько – не очень, автор пытается разобраться с помощью святых отцов Церкви, Евангельских апостольских посланий и современных авторов.
Крайне любопытна и глава «Монолог спортсмена» - рассказ игумена Никона (Полякова) – монаха, священника, а в прошлом – профессионального дзюдоиста о сложном выборе между амбициями атлета и стремлением посвятить себя служению Богу.
…Христианин должен оставаться христианином везде – и на спортивной арене, и на трибунах стадиона – уверен диакон Филипп Пономарёв. В заключение он приводит слова основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена о том, что спорт призван объединять людей, раскрывать для них красоту окружающего мира. И если подходить к нему с таких позиций, то, возможно, христианство и спорт не придётся противопоставлять друг другу.
19 апреля. О значении первой типографии для Руси
Сегодня 19 апреля. В этот день в 1563 году в Москве начала работать типография первопечатника Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца.
О значении этого события для книгопечатания на Руси, — священник Захарий Савельев.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия