«Христианская литература сегодня». Диакон Антоний Косых - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Христианская литература сегодня». Диакон Антоний Косых

* Поделиться

У нас в гостях был клирик храма преподобного Серафима Саровского в Раево, руководитель отдела реализации издательства «Вольный странник» диакон Антоний Косых.

Мы говорили о том, какие задачи сегодня стоят перед православными издательствами и в чем особенности современной христианской литературы.


К. Мацан

— «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, дорогие друзья. В студии Константин Мацан. У нас сегодня в гостях диакон Антоний Косых, руководитель отдела реализации издательства «Вольный странник», клирик храма Преподобного Серафима Саровского в Раево. Добрый вечер!

Дьякон А. Косых

— Добрый вечер!

К. Мацан

— И вот поговорим мы сегодня не столько и не только о самой работе издательства, которую Вы представляете, но и о той проблематике, которая, мне кажется, достаточно широка и связана вообще с большими и важными вопросами — о чем сегодня издавать книги, какого рода содержание, контент, с одной стороны, востребован в читательской среде со стороны тех, кто интересуется православием, Церковью, историей — историей страны, историей религии, а с другой стороны, какой контент хотелось бы донести. Потому что мне кажется, что это не всегда одно и то же — то, что востребовано, и то, чего, скажем, требует миссия издательства. Вот, наверное, об этой «вилке», об этой проблематике, обо всем вокруг этого сегодня поговорим. Но для начала расскажите нам, пожалуйста, что такое издательство «Вольный странник». Оно новое, оно псковское, оно связано с Псково-Печерским монастырем, если я не ошибаюсь, и, в общем-то, его возникновение, как я понимаю, напрямую связано с переводом на псковскую кафедру митрополита Тихона Шевкунова?

Дьякон А. Косых

— Да, все правильно. Наше издательство «Вольный странник» — ему еще нет даже года. То есть вот как раз в конце сентября будет ровно год нашему издательству. Но это издательство одновременно как молодое, так и очень древнее, потому что мы продолжаем дело Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. То есть тот монастырь, который был основан в конце XV века — 1473 год. Мы до сих пор продолжаем эту деятельность. То есть, фактически, деятельность издательства в монастыре началась с момента его возникновения. То есть уже тогда монахи записывали те мысли, то, что помогало им жить, спасаться. То есть это опыт уже почти половины тысячелетия. Но наше издательство — оно молодое. Это, сразу скажем, несколько команд, которые работают в разных городах. Основной, конечно, наш центр — это Псковская митрополия, это Псково-Печерский монастырь, потому что наш главный редактор — это владыка Тихон Шевкунов, который решил создать еще одно издательство. Как Вы знаете, было издательство Сретенского монастыря, которое создал владыка. Но именно издательство «Вольный странник» — это, скажем, новое направление деятельности. То есть мы все знаем, что у владыки Тихона очень широкий кругозор, очень много разной деятельности, очень много проектов, как, к примеру, исторические парки, которые открываются по всей стране. Издательство, которое говорило бы с людьми не только на современном языке, но и говорило от многовекового опыта старцев, такого издательства на данный момент, нам кажется, нет. Может быть, конечно, так много звучит...

К. Мацан

— ...амбициозно...

Дьякон А. Косых

— ...да, амбициозно, но действительно, даже если мы даже посмотрим на ту литературу, которую мы издаем, мы стараемся смотреть... Вот, как Вы правильно сказали, есть то, что хочется донести, и то, что людям нужно. Ну вот, к примеру, мы только-только начали издавать такие книги, они называются «Псково-Печерские листки». Это такие особые издания... То есть Псково-Печерский монастырь — это единственный монастырь в России, который не закрывался никогда за всю свою деятельность. То есть таких монастырей в России больше нету. Издательство Псково-Печерского монастыря тоже никогда не закрывалось. То есть даже в годы Великой Отечественной войны, в годы советских гонений, в годы самых таких тяжелых хрущевских гонений, которые пережил Псково-Печерский монастырь, издательство работало всегда. И вот как раз псково-печерские листки — это были такие небольшие книжицы, которые издавались по определенной тематике. То есть это вручную набиралось на печатных машинках, это все подшивалось. У нас до сих пор работают сотрудники, которые работали еще в то время, в советское время вот таким, практически, самиздатом занимались. То есть это то, что действительно поддерживало людей в то суровое время — то есть время, когда не хватало того свежего воздуха, который несет не столько свободу в этом миру, сколько свободу для нашей души. То есть когда ты читаешь и понимаешь, что это не ложь, что это все правда, это то, чем люди живут. Как, возможно, многие наши слушатели читали «Несвятых святых» — там есть прекрасный рассказ про отца Рафаила, который, может быть, не всегда мог сказать красивую проповедь, но он был таким проводником людей к Богу. То есть от него, когда люди с ним были, они чувствовали, что Бог есть. Вот эти псково-печерские листки после прочтения, когда я их сам прочитал в первый раз, тоже, действительно, возникает чувство, что ты общаешься с людьми, которые видели что-то большее, как говорил апостол Павел, что он был вознесен на небеса и видел... И вот тут возникают примерно те же ощущения — что люди, которые обладают не мирским опытом, а опытом духовным, именно такое чтение действительно помогает людям возрастать. Может быть, конечно, тоже так звучит... Многих и так все устраивает. Но когда люди начинают читать, они понимают, что в их жизни чего-то не хватает. Именно вот этой наполненности Богом в большинстве у нас нет. То есть мы себе придумываем зачастую хобби, которые лишь бы только для того, чтобы занять какое-то время. У нас есть свободное время, мы не знаем, что делать. То есть вот это, конечно, такая проблема для жителей городских. Но зачастую все эти проблемы связаны с отсутствием Бога. К примеру, книга митрополита Афанасия Лимассольского «Да не смущается сердце Ваше» — он очень подробно говорит как раз на такие простые темы. То есть многие авторы пишут о борьбе с грехом. Если ты первый раз открыл, ты начинаешь немножечко путаться: с чем я должен бороться, как я должен бороться? Вот митрополит Афанасий говорит очень простым языком. Он говорит языком, как разговаривают друзья друг с другом. И он объясняет эти многие причины — откуда возникают страдания в семье, почему семьи не могут сохранить то единство, которое они пообещали перед Богом, что единство будет. Но оно пропадает — почему это случается? То есть вот такие важные вопросы, которые как раз беспокоят людей, и по этим вопросам очень часто старцы давали очень конкретные ответы. Архимандрит Иоанн Крестьянкин — то есть у нас есть целая серия книг... Ну, как бы с чего началось издательство? Мы начали издавать те труды и те мысли отца Иоанна Крестьянкина, которые он доносил до своих слушателей, до своих друзей, до тех, кто к нему приходил за советом. И как раз все вопросы уже много веков примерно одинаковые: что у нас с семьей, как ты должен жить, чтобы именно быть с Богом. То есть не выполнить какой-то набор правил, а вот как всю свою жизнь перестроить. То есть вот наше самое большое желание, вот нашего издательства, это издать те книги, которые помогут людям задаться такими главными и важными вопросами и прийти к Богу. То есть вся главная цель издательства, любого издательства, которое заново открывается — то есть это такая наивная мечта, вот именно Бог любит такую наивность, что мы очень хотим помочь людям и, в первую очередь, и себе стать ближе к Богу.

К. Мацан

— Но когда Вы говорите о том, что вектор издательства направлен на такую, как я, по крайней мере, из Ваших слов слышу, литературу, ориентированную на какую-то внутреннюю, сокровенную духовную жизнь человека, вот к этому обращаться, к этой тематике и к этой области человеческого бытия, так скажем... То есть Вы видите, что это лакуна, что сейчас этого нет, что этого не хватает. В каком контексте Вы существуете? То есть больше книг по истории, по психологии, а вот этой такой, в каком-то смысле слова, аскетической линии вот в современном таком, православном издании не хватает?

Дьякон А. Косых

— Очень важно еще то, как это все подается. То есть даже... Мы живем в XXI веке, и если нам элементарно не понравилась обложка книги, мы зачастую не будем брать, даже если там прекрасное содержание. То есть мы всегда встречаем все равно по одежке. То есть именно способ подачи очень важен. И мы увидели, что зачастую люди обходят стороной. То есть им как раз легче взять книгу по психологии, взять по личностному росту — там все понятно, миллионные тиражи, люди все понимают. «Мы будем брать, мы будем делать». Когда же люди встречаются с литературой духовных отцов, ну, большинство уже начинает сразу зевать, потому что это какие-то непонятные книги, «там будет много слов, что я грешник во всем» — то есть люди даже начинать не очень хотят. Именно как это подать и с какой целью ты это подаешь. Как все письма и все произведения Иоанна Крестьянкина. Когда ты их читаешь, ты чувствуешь, что эти письма пропитаны любовью. Даже если человек в чем-то укоряет кого-то, он укоряет справедливо, и ты прекрасно понимаешь, за что тебе это сделали. То есть именно подача такого материала, который не имеет отношения только к монахам, только к такой суровой аскезе, которую в семейной жизни, в обычной жизни людей ты не применишь. Именно вот эти советы, которые прошли закалку и временем, и гонениями, и которые сохранили любовь, они очень важны. То есть у нас издательство пока еще маленькое, проектов у нас много. У нас будут книги и для детей, и для подростков, то есть все направления. Но начали мы с того, что исполнили, скажем, то пожелание отца Иоанна, чтобы его слова смогли достичь всех людей, чтобы их люди смогли услышать, чтобы они смогли как-то исправить свою жизнь и стать чуть лучше, чем они были вчера. То есть это такая важная часть именно издательства, что, как смеются сельские издательства, много денег ты не заработаешь. То есть ты должен быть очень наивным человеком, и ты должен верить в то, что ты делаешь. А если ты пришел, чтобы зарабатывать, ты, скорее всего, очень быстро уйдешь оттуда. То есть если ты не хочешь действительно нести какую-то цель, то есть у тебя нету вот этого стержня, то издательство — это, определенно, не тот путь. Именно желание поговорить с людьми и поговорить об их настоящих проблемах — вот основной смысл, основной посыл создания нашего издательства.

К. Мацан

— Есть ли какая-то, с Вашей точки зрения, специфика именно у, скажем так, псково-печерского языка, говорения, строя мысли, строя духовной жизни? Вот у нас на радио выходит программа «Мысль афонских старцев. Мудрость Святой горы» и «Мудрость Святой Руси» — о мысли русских святых. И я когда слушаю, как слушатель, я понимаю, что есть какая-то, ну, если угодно, эмоциональная разница в том, что и как говорят афонские, греческие старцы и русские. Это, и то, и то, в сердце, это, и то, и то, про Бога, это, и то, и то, красота православия. Но она какая-то с каждой стороны разная. А вот какая специфика, с вашей точки зрения, вот этого псково-печерского духа, раз Вы с этой литературой работаете и ее издаете?

Дьякон А. Косых

— Искусство имеет много направлений, так вот одно из главнейших, наверное, — архитектура. Если мы посмотрим как раз на архитектуру греческих храмов, на архитектуру Южной Руси и сравним с храмами Северной Руси, то мы увидим такую большую разницу. Это, действительно, строгость, лаконичность, это простота. То есть она и в умах людей. Если Вы пообщаетесь с жителями Пскова, этих территорий, Вы увидите, действительно, особый склад мысли, что люди более замкнуты в себе, то есть они более направлены на свой внутренний мир.

К. Мацан

— Сосредоточены.

Дьякон А. Косых

— Да, это действительно... Даже ты приезжаешь из Москвы — ты чувствуешь, как будто приехал в совершенно другую страну. То есть люди действительно отличаются от нас, так же их ход мыслей отличается. То есть они направлены на что-то важное, на самое главное. И остальное пытаются отсекать. То есть вот как путь монашества — отсечь все подпорки, которые тебя отделяют от Бога, так вот ход мыслей отцов, которые жили в этом монастыре, он тоже такой максимально лаконичный, и, скажем, очень четко бьет в цель. То есть если ты понимаешь, для чего ты, к примеру, взял книгу именно этого отца почитать, то если ты настроился на ту же волну, какой он мыслил, ты понимаешь прекрасно все, что он хочет сказать.

К. Мацан

— Дьякон Антоний Косых, руководитель отдела реализации издательства «Вольный странник», клирик храма Преподобного Серафима Саровского в Раево, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». И мы говорим про новый проект. Это новое издательство — «Вольный странник», духовный центр которого находится в Псково-Печерском монастыре во Пскове, это новый проект митрополита Тихона Шевкунова. И Вы начали говорить про этот псковский дух, вот этот псковский лаконизм, строй мысли, направленный внутрь человека и, скажем так, обращающий его к решению каких-то очень важных вопросов и проблем своих. А что это за имена? Вот кроме отца Иоанна Крестьянкина кто еще, какие авторы, какие святые в этом Ваше издательстве представлены?

Дьякон А. Косых

— Когда мы начали свою издательскую деятельность, мы начали как раз с Иоанна Крестьянкина. То есть это основной, скажем, самый узнаваемый старец из Псково-Печерского монастыря. Решили начать именно с него, потому что уже отчасти литература была издана, он был известен людям, люди жаждали продолжения то есть именно вот того, что они хотели продолжить, услышать.

К. Мацан

— Ну, в особенности после «Несвятых святых» отец Иоанн Крестьянкин просто такая литературная «звезда», помимо своих выдающихся духовных дарований.

Дьякон А. Косых

— Да, «Несвятые святые» — это такой большой путеводитель по Псково-Печерскому монастырю. У нас есть своеобразное продолжение этой книги, называется «У пещер «Богом зданных». Это написали как раз местные псковские авторы. Очень такая интересная книга, которая рассказывает, может быть, не столь живо, как это было в «Несвятых святых», но очень подробно и очень в красках описывает жизнь обычных монахов и старцев, которые подвизались в этом монастыре. То есть это очень интересно именно для тех, кто хочет погрузиться в жизнь Псково-Печерского монастыря. Потому что монастырь, конечно, уникальный, старцы проживающие — уникальные. Как мы знаем, часть из них приехали с Валаама, с северной святыни, они приехали во время советской власти, остались там жить. Это действительно такая большая сокровищница. И вот те листки, которые издаются, у них часто коллективные авторы. Это то, что... тот дух, который сохраняется в монастыре и которым живут люди, которым живут монахи... Они, скажем, стремятся к одной цели, и чем больше, чем ближе они к Богу, тем ближе они друг с другом. Соответственно, и мысли очень похожи становятся. И то, что они говорят людям, это действительно та вещь, которую ты хочешь слушать и которую хочешь понять.

К. Мацан

— А примеры можете привести — что лично Вас просто как человека и христианина зацепило? Какие-то цитаты, какие-то мысли? Вот пока Вы думаете, я, допустим, приведу пример. Недавно архимандрит Семен Томачинский, лектор Курской духовной семинарии, человек, тоже связанный в своем прошлом и с Печерами, и к отцу Иоанну он ездил, и с ним имел общение, и в Сретенском монастыре был директором издательства, и тоже связан с этими проектами. Вот он как-то рассказывал, что у отца Иоанна была такая любимая фраза, ну, наверное, одна из многих, которую он повторял людям, говорил: «У Бога все вовремя для тех, кто умеет ждать». И отец Семен Томачинский рассказывал, что для него это такая фраза очень значимая оказалась, очень глубокая. А потом он встретил эту же фразу, которую Кутузов произносит по-французски, в «Войне и мире» у Толстого, и очень удивился. И потом даже специально ездил, как рассказывает, в Печеры, разговаривал с письмоводительницей отца Иоанна, и она сказала, что да, отец Иоанн очень любил читать художественную литературу и, особенно, «Войну и мир», и вполне возможно, что сам он эту фразу, в том числе, встречал вот и у Толстого, а потом уже от себя, как пастырь, репродуцировал дальше, для других. А у Вас какие-то были вот такие жемчужины, перлы?

Дьякон А. Косых

— Вот отец Иоанн как раз был нашим преподавателем в Сретенской семинарии, он нам преподавал зарубежную литературу. Прекрасно знаком, очень прекрасный батюшка. Эта фраза, наверное, как раз Иоанна Крестьянкина являлась определяющей для всех — и насельников Сретенской обители, и тех, кто учился в Сретенской семинарии. То есть владыка Тихон нам тоже часто ее повторял, потому что мы, еще будучи в юном возрасте... у нас, конечно, было много запросов, много желаний, хотелось всего и сразу...

К. Мацан

— «И жить торопится, и чувствовать спешит».

Дьякон А. Косых

— Да. (Смеется.) И владыка всегда говорил эту фразу — как раз именно что ты понимаешь потом уже, впоследствии в жизни, что это действительно так, и что зачастую бывает, что ты очень настырно чего-то просишь у Бога и очень хочешь этого получить. И, знаете, те, у кого есть маленькие дети, прекрасно понимают и помнят, что когда ребенок просит, ты иногда уже сдаешься и просто даешь ему что-нибудь, чтобы он успокоился. Часто в жизни бывает точно так же: когда вот так вот Бога донимаешь своими просьбами, Бог зачастую дает тебе это. И ты именно в этот момент понимаешь, что это тебе совершенно не нужно. То есть твое наказание проявляется так, что ты получил то, что ты хотел. Вот это вот в жизни бывало часто, и бывало часто в моей жизни — как раз именно в эти моменты владыка говорил эту фразу, что иногда нужно просто ждать. То есть нам нужно довериться Богу — ведь есть большая разница между тем, чтобы Богу верить и доверяться Богу. Можно в Бога верить — то есть можно ходить на службы, соблюдать посты. То есть, вроде, все по порядку, все как у всех. Но ты просто исполняешь что-то. То есть ты живешь жизнью, но не осмысленно. То есть ты ее как бы проживаешь, все, вроде бы, у тебя хорошо. А именно доверять Богу — это очень... Это совершенно другая часть жизни. Это когда в каких-то определенных моментах, когда ты думаешь, что ты, вроде, все понимаешь, все знаешь, но именно довериться Богу — это совершенно новый опыт в жизни. То есть ты отсекаешь свою волю. То есть вот ты говоришь не то, что «я ничего не буду делать», не в этом смысле, что «вот как Бог скажет, так я и буду», а именно ты живешь своей жизнью... Как говорил владыка Тихон, «Бог говорит с тобой не словами, а поступками, то есть делами в жизни, то, что у тебя происходит». Если ты как-то научишься это видеть и научишься это слышать и проявлять свое доверие... Вот доверять очень сложно — именно как раз в трудных ситуациях, когда мы думаем, что все рушится, что все пропало, что «вот меня все оставили». Но, как мы часто слышим в «Псалтири» царя Давида, у него было много проблем, они его преследовали всю его жизнь, но у него было не только доверие к Богу, но у него было и дерзновение к Богу. То есть если почитать, как он общался с Богом, то, наверное, многих бы работников уволили бы за такое общение со своим начальством. Но он имел такую любовь к Богу, что он, скажем, имел право так говорить. То есть он настолько верил и доверял Богу, что в сердцах он мог что-то воскликнуть, как Иов. Он настолько любил Бога и отдал Ему всю свою жизнь, что он мог от Него справедливо что-то спрашивать — ну, «справедливо», конечно, в нашем понимании. То есть вот эти очень важные моменты именно верности Богу и доверия к Богу — они и проходят такой красной линией, не только среди старцев Псково-Печерского монастыря. У нас много книг в нашем издательстве, у нас много современных авторов, но это, наверное, является самой важной мыслью всех авторов — что в какой-то момент мы должны перестать думать о себе. Что вот это вот тщеславие и себялюбие, это самые важные такие закрытые ворота наши, когда мы идем к Богу. То есть мы очень любим себя. То есть все мы прекрасно помним фразу Спасителя, когда Он сказал, что «возлюби ближнего как самого себя». То есть для начала, значит, мы понимаем, что мы должны полюбить себя. Но многие люди, бывает, на этом и останавливаются. То есть они останавливаются на том этапе, что они полюбили себя, приняли себя, но вот других они принимать не хотят. То есть это и есть, наверное, главные уроки христианства — сначала действительно понять, кто я такой, понять свои сильные стороны, слабые стороны. И потом ты уже можешь идти. Конечно, не оправдывать свои грехи — мы не об этом говорим, но о том, что ты должен понимать, что в чем-то я слаб, в чем-то я силен, и использовать свои таланты, которые дал тебе Бог, для улучшения не только своей жизни, но и жизни окружающих. И когда ты начинаешь любить окружающих (а самое сложное — это, наверное, любить тех, кто всегда тебя окружает, то есть свою семью), нам, конечно, гораздо легче быть хорошими, интеллигентными с людьми, которых мы видим первый раз. То есть тут ничего сложного — и ты такой хороший и красивый, и с тобой так же общаются. Но когда приходим домой, часто маска меняется, мы становимся совершенно другими людьми. Вот как раз научиться любить свою семью и быть с ними откровенными, и их действительно любить, и их принимать... А принимать близких — это, наверное, правда, очень тяжело бывает, потому что мы тоже начинаем думать, что «я-то знаю, как что нужно делать», тем более, если мы говорим про детей. И вот эти уроки, которые нам приносит жизнь, они за тысячелетия, наверное, не очень менялись в отношении отцов, детей, мужей и жен. И об этом тоже говорят как старцы, как и современные отцы, как и святые. То есть мы уже привыкли, что если святые — это значит монашеская жизнь, это аскеза, это от всего отказаться. И некоторые люди пытаются применить это в семейной жизни, что совершенно разные послушания. Как всегда говорили, есть несколько путей спасения: у кого-то это монашество, а у кого-то это семейный образ жизни, у кого-то это семья. И вот действительно — спасаться в семье это не меньший подвиг, чем спасаться в монастыре. Может быть, как говорили как раз старцы, спасаться в монастыре гораздо легче. Вроде, как бы от всех убежал, от всех спрятался, и ты остался с единомышленниками. Но и там, конечно, много искушений, и в миру много искушений, но вот именно понять, для чего ты создал семью, почему ты живешь в этой семье, это очень важные вопросы современного человека. Потому что, глядя на статистику, сколько разводов сейчас в каждой стране, в том числе и в России, немножко пугаешься. Потому что, действительно, люди не понимают, для чего они создали семью. «Ты мне мешаешь, ты мне разонравился, я пошел искать другого». То есть люди не понимают, для чего они идут на венчание, для чего они дают обеты. То есть ты же обещаешь Богу быть всегда с этим человеком и как-то себя смирять. А когда ты себя смиряешь и проявляешь кротость, это и есть те ступеньки возрастания, когда ты понимаешь, что жена тебе дана не только для счастья и не только в радостные моменты, но и когда будет плохо и тебе, и когда будет ей плохо. И вот это вместе переживать такие важные моменты — это то, что помогает нам расти. Об этом говорят также, в основном, современные авторы, потому что, наверное, это и есть такая самая большая проблема сейчас.

К. Мацан

— А расскажите, да, о современных авторах — кто вот, помимо духоносных старцев псково-печерских и не только, в издательстве будет представлен или уже представлен?

Дьякон А. Косых

— У нас уже представлена книга, к примеру, такого знаменитого автора — игумена Нектария Морозова «Долг любви». Мы проводили презентацию, было очень много народа. Потому что действительно он также говорит о тех вещах, которые нас беспокоят сейчас. То есть почему люди искушаются в храме, почему их отвлекают всевозможные процессы, которые проходят мимо, почему мы не можем спокойно молиться во время службы. То есть у нас просто миллион мыслей сразу приходит. То есть мы не можем побыть с собой наедине, побыть наедине с Богом во время службы. Он говорит о многих таких интересных вещах, и его как раз любит и современная молодежь, любят и те люди, которые давно уже ходят в храм. То есть, казалось бы, человек все знает, но каждый раз открывает что-то новое. Это очень такая популярная книга. Она продается по всей России, то есть очень большой запрос на нее. Есть прекрасный сборник Петра Давыдова «Чудеса как признак жизни». Это вологодский автор. Он путешествовал по России, и там есть очень много рассказов действительно о присутствии Бога. То есть мы часто пропускаем, что чудеса — это то, что происходит, на самом деле, регулярно. То есть мы можем либо это не замечать, либо мы не хотим это замечать, либо мы просто про это забываем. Когда читаешь Ветхий Завет, действительно удивляешься, что Бог столько даровал своим детям в Израиле чудес, а они буквально на следующий день забывали и уходили к языческим богам. То есть когда я читал маленький, никогда не понимал — ну как же так, вот же было чудо, Вы же все это видели! Когда становишься взрослым, то понимаешь, что это происходит в нашей жизни каждый день, что Бог нам каждый день дает какое-то чудо, а для нас это уже какая-то обычная вещь.

К. Мацан

— А тогда возникает вопрос, что такое чудо — вот в этом контексте, о котором Вы говорите. Потому что чудо обычно понимается... Вот я думаю, что первая ассоциация — это некое нарушение такого естественно физического порядка вещей, некое такое... то, что не укладывается в какое-то научное такое познание, нечто необъяснимое с этой точки зрения. А когда Вы говорите про чудеса, которые нам каждый день посылаются, что Вы имеете в виду?

Дьякон А. Косых

— В Священном Писании, когда фарисеи пытались искусить Иисуса Христа, они часто говорили: «Покажи нам какое-нибудь чудо, сделай нам какое-нибудь чудо». Даже когда Он был распят на Кресте, говорили тоже про чудо: «Сойди с Креста, тогда мы поверим». И, Вы знаете, чудо как раз вот... те чудеса, которые противоестественны, то есть то, что нарушает естественный ход событий. Но чудеса, главные чудеса Священного Писания, о которых мы читаем, это те люди, которые собрались вокруг Спасителя и которые полностью поменяли свою жизнь. То есть люди, которые были разбойниками, люди, которые вели не совсем святой образ жизни. То есть те люди, которые встретили Спасителя и поняли, что такое настоящая любовь. Это часто в жизни происходит, что Бог нам посылает тех людей, благодаря которым мы можем научиться любви. Но этих людей мы не замечаем либо принимаем как должное. То же самое — вопрос с семьей. Это действительно настоящее чудо, что человек нашел ту вторую половину, с которой может прожить всю свою жизнь. Но очень часто это сразу становится привычкой, какой-то данностью, мы не обращаем на своего близкого человека внимания. А это, действительно, чудо, которое могло воплотиться в жизни — что двое, и у них начинают появляться дети. То есть Вы уже ответственны еще за новых людей, Вы их можете воспитать и действительно можете их научить любви. Но для большинства людей важнее становятся какие-то другие вопросы — что дети это тоже данность, что у всех есть — и у меня есть. «А у меня есть работа, у меня есть еще куча проблем, на детей когда-нибудь потом время выделю, когда оно появится». То есть то, что дал нам Бог, действительно дар, действительно чудо, мы не замечаем, мы ищем чего-то другого. «Вот когда как раз мы увидим сверхъестественное, вот тогда-то я точно поверю, тогда-то я пойду к Богу». Но такие чудеса — они не приводят к Богу. Это вещи, которые, скажем, сложно объяснить. Но сверхъестественное чудо — оно в душе перемен не производит, как вот именно маленькие события, когда ты можешь просто идти по улице и вдруг понять, что ты любишь Бога и что Бог любит тебя, и что бы ни случилось в твоей жизни, если у тебя пропадет абсолютно все и у тебя остается только Бог, то у тебя есть все. И вот это вот осознание — такое часто бывало в моей жизни и в жизни моих друзей и близких. Вот именно осознание вот этого присутствия Бога. Вот это самое главное чудо, которое может получиться. У меня, конечно, есть радость, что я помогаю служить на литургии, и вот это действительно самая большая радость всего дня, когда ты чувствуешь Бога, ты Его видишь, ты Его чувствуешь. Вот это действительно чудо. Это то чудо, которое проходит каждый день, происходит в каждом храме. Это чудо, на которое людям, бывает, очень лень прийти.

К. Мацан

— Дьякон Антоний Косых, руководитель отдела реализации издательства «Вольный странник», клирик храма Преподобного Серафима Саровского в Раево, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». В студии Константин Мацан. Мы прервемся и вернемся к Вам буквально через минуту.

«Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В студии Константин Мацан. Мы сегодня говорим с дьяконом Антонием Косых, руководителем отдела реализации издательства «Вольный странник», клириком московского храма Преподобного Серафима Саровского в Раево. Говорим об этом издательстве, духовный центр которого находится в Псково-Печерском монастыре — это новый проект (в смысле, издательство, не монастырь) митрополита Тихона Шевкунова. Вот мы уже поговорили про разные проекты этого издательства, про направления. Вот Вы в первой части программы упомянули, что планируется и детская серия, и подростковая. А о чем сегодня важно сказать именно подросткам? Это такая даже, мне кажется, более сложная история, чем для детей, книги — для подростков, в которых вселен какой-то дух сопротивления, или для церковных подростков, которые выросли в православных семьях и, как мы знаем, часто уходят из храма во время такого подросткового такого морально-ментального созревания. Вот что Вы готовы будете предложить им?

Дьякон А. Косых

— Да, действительно, литература для подростков — это, наверное, самая сложная часть, потому что очень легко и очень быстро можно скатиться в менторство. То есть вот «я тебе скажу, как надо жить, а ты так не делаешь», и это то, наверное, что меньше всего хочет услышать любой подросток в любой стране мира. Очень интересный опыт общения именно с подрастающим поколением есть в Православной церкви в Америке. У них еще очень много издательств, а на самом деле уже, если смотреть по статистике, то православных в Америке уже даже больше, чем в России. То есть там очень большой и свой книжный мир, и есть свои авторы, есть свои «звезды». Мы обратили свой взор туда, потому что, возможно, мы пока еще не можем, наверное, представить такой образ вот той книги в России, которая помогла бы подростку не уйти от Бога.

К. Мацан

— А в Америке это именно православная литература?

Дьякон А. Косых

— Да, именно православная литература, что тоже для нас было большим открытием.

К. Мацан

— Связанная именно с Православной церковью в Америке, да?

Дьякон А. Косых

— Да. Вот именно и Автокефальная церковь, которая получила независимость от Русской церкви, и местные церкви — такие, как Антиохийская церковь. Там очень много представлены и греческие церкви, болгарские. Там все общины имеют свои церкви.

К. Мацан

— Я спрашиваю просто потому, что все равно, как рассказывают, для Америки православные церкви, даже все вместе взятые, это не есть какая-то очень значительная, фундаментальная религиозная сила, такая заметная в обществе. Это все-таки, скорее, окормление диаспор, и рядовые американцы ничего про православие, будь то русское или американское, или греческое, не знают. И это не странно, это нормально. Но я именно поэтому и спрашиваю, что даже при этом, получается, у них есть большой опыт выпуска подростковой литературы для своих, скажем так, прихожан.

Дьякон А. Косых

— Прихожанин нашего храма Преподобного Серафима Саровского Матвей Кассерли, американец...

К. Мацан

— Он был у нас в студии несколько раз, да. Замечательный.

Дьякон А. Косых

— Да. Матвей как раз нам помогал в этом вопросе — он предоставил несколько книг. Я пока о них подробно не буду рассказывать, потому что они еще в проекте готовятся. Но это именно описания мира глазами подростков. То есть не нужно на каждой странице говорить, что ты грешник и все делаешь неправильно, слушайся маму-папу, и тогда ты попадешь в Рай. Такую книгу никто читать не будет...

К. Мацан

— Такую даже взрослый читать не будет.

Дьякон А. Косых

— (Смеется.) Никто даже это особо слушать и не захочет. А именно просто из жизни, может быть даже, из фантастики — показать ту ситуацию и историю. У нас, к примеру, сейчас также скоро выходят сборники греческих авторов, книги, которые тоже говорят о современности. И очень часто самым важным бывает в этот момент, может быть даже, вообще ничего не говорить. То есть подростки — у них, конечно... У нас у всех в это время был бунт, и нам не хотелось делать то, что нам говорят делать, мы хотели все сделать по-своему. И очень часто они уходят из храма, и это действительно процесс взросления. То есть люди... Как маленькие дети — сначала они очень любят своих родителей, потом они им начинают резко надоедать — «почему они вечно ко мне со своими советами?». Но потом, когда люди возрастают, они возвращаются к своим родителям — в смысле том, что мы понимаем, сколько они для нас делали, что это, действительно, те люди, которые нас любят, которые никогда нас не предадут. То же самое — это и общение с Богом. То есть можно и глобально смотреть на всю историю человечества — что сначала все очень любили Бога, строили храмы, потом вдруг резко все перестало, везде, во всех странах революции, все про Христа, про Бога забыли. А потом вновь, постепенно, по чуть-чуть начинают возвращаться, потому что понимают, Кто их действительно любил и с Кем они были. То же самое с подростками — они могут уйти, но если они будут помнить, где им было хорошо и как им было хорошо, и почему, если они будут помнить, что в храме с ними хорошо общались, что их не тюкали по всем вопросам, что им дали свободу, то потом, когда у них возникнут проблемы, или когда, наоборот, у них будет все хорошо в жизни, они вспомнят о храме и придут в храм. То есть вот как раз, наверное, очень важная часть — это с помощью детской литературы, конечно, с помощью родителей, это привить истинную любовь детей к храму, не заставлять их через силу ломать, а именно когда дети понимают, для чего они идут в храм. И тогда в подростковом периоде они, конечно, могут прекратить ходить, потому что у них, как они будут думать, есть более важные дела и проблемы, но они смогут продолжать, к примеру, читать духовную литературу, у них останутся друзья, которые ходят в храм. То есть у них связь остается, и потом они обязательно в храм вернутся. Именно вот такая более ненавязчивая литература, которая будет говорить с ними, она очень полезна, и очень сейчас ее не хватает.

К. Мацан

— А собираетесь ли Вы обращаться к художественной литературе? Собственно говоря, про подростковую, отчасти как такой миссионерский ход, Вы сказали, но есть большое поле того или иного рода художественной литературы, которое может укладываться в рамки вот такого православного издательства. Это то, что принято называть «иерейская проза», сфеническая(?) проза. Но не только и не только. Вот какие пути развития Вы тут видите?

Дьякон А. Косых

— Вот у нас наша последняя книга, которая вышла, это протоиерей Андрей Ткачев «Каюсь, что я не ангел». Это такой сборник рассказов отца Андрея вот именно о своей жизни и о жизни с Богом.

К. Мацан

— Но это все-таки, как я понимаю, при том, что это, наверное, очень интересно, все равно публицистика. Это все-таки ближе к жанру «Несвятых святых» — это истории из жизни, что тоже замечательно и, может быть даже, особую роль имеет. Расскажите про эту книгу.

Дьякон А. Косых

— Это книга, которая у нас вышла буквально недавно, месяц назад. Отец Андрей Ткачев является одним из таких постоянных авторов сайта http://pravoslavie.ru, и, ну, если так сказать, практически все авторы, которые есть в нашем издательстве, это постоянные писатели сайта http://pravoslavie.ru. Скажем так, «знак качества» определенный тоже есть — что это один из самых посещаемых сайтов в России...

К. Мацан

— Православных.

Дьякон А. Косых

— Самый посещаемый православный сайт, да. И то, что люди читают, мы видим, какой у них есть запрос. То есть мы видим, где люди больше оставляют свое мнение, где они высказываются. То есть мы можем уже выбрать и посмотреть, а что действительно людям важно и интересно. То есть это очень хороший показатель — что людям нужно действительно в данный момент. Отец Андрей — он обладает таким даром, что в своей манере может рассказать людям про такие вещи, о которых мы тоже, вроде, все знаем, все понимаем, но когда читаешь и слушаешь человека искреннего, то ты все понимаешь и слушаешь по-другому. То есть можно читать и соглашаться, а можно просто в это верить. Когда ты читаешь людей, которые действительно близки к Богу и которые могут рассказать тебе свою жизнь, это очень важная часть. Вот у нас практически вся наша литература — вот именно искренний личный опыт общения с Богом. То есть как можно вырасти в своей вере? Это посмотреть на опыт других людей, это применить его к себе, и когда мы научимся, то уже мы можем расти самостоятельно. То есть это такая важная именно часть возрастания к Богу. Вся литература, которая есть в нашем издательстве, весь ее смысл — это помочь людям возрасти. То есть добраться до пункта назначения может только сам человек, но помощь ему может быть необходима. Очень много книг у нас — сейчас такое лето, считается, это период небольшого перерыва, — очень много книг выходит осенью. Будут выставки и в Москве, и в других городах России, где будут представлены наши новые книги, которые именно пытаются ответить на многие вопросы. У нас будет и нон-фикшн литература, и подростковая, и детская. Все до конца года будет — большой ассортимент. Художественная литература у нас тоже будет. Часть будет как раз переведенная, потому что есть опыт в наших других церквях — и в Болгарской церкви, и в Румынской церкви есть действительно хорошие авторы, которые пишут именно художественную литературу, то, что помогает как-то проще войти в тему разговора — то есть через образы, через примеры и аллегории можно гораздо больше объяснить порой, чем прямыми словами.

К. Мацан

— А какие еще направления? Вот Вы перечислили детскую, подростковую, художественную литературу. Что-то еще осталось из нерассказанного?

Дьякон А. Косых

— Нон-фикшн еще остался у нас. И вот мы продолжаем — это, конечно, самое главное — делиться наследием Псково-Печерского монастыря. То есть это наша главная задача, и с помощью современных авторов мы также показываем, что традиция не умирает, что это не то, что закостенелое, это то, что живет в людях до сих пор. То есть это живой дух, который есть. Как и наше название, собственно, издательства «Вольный странник» — это тоже фраза и описание Иоанна Крестьянкина, какими мы должны быть людьми. То есть мы не должны здесь что-то иметь, в этом мире. То есть мы такие посланники Бога здесь, и мы стремимся к Нему. То есть это очень такое важное направление мысли и направление, вектор развития нашего издательства.

К. Мацан

— А вот все-таки эти книги ориентированы, скорее, на новоначальных христиан или на уже опытных? Или и на тех, и на тех? Вот Вы, например — Вы священнослужитель, дьякон. Что для Вас из того, с чем Вы познакомились, и работая, и читая эти книги, стало важным?

Дьякон А. Косых

— Стало важным вот как раз как для священнослужителя — это уметь говорить простые вещи и простыми словами. То есть мы очень часто можем как раз показать свою ученость, показать, какие мы опытные, но человек в итоге вообще ничего не поймет из того, что ты сказал. Зачем ты пришел, зачем ты сказал? Ну, вроде, выслушал, вроде, молодец, на вопросы ответил. Именно научиться жить спокойно, если можно так сказать. То есть каждый человек ставит себе цели — это очень важная задача, чтобы не сидеть на месте. Но ты всегда должен понимать, в чем главный смысл своей жизни. То есть вот это понять — мы просто так часто это забываем, что как раз чтение литературы... Вроде, ты правда так все знаешь — «ну зачем я буду читать?», но когда ты открываешь, у тебя как маленький звоночек в голове — ты начинаешь все-таки вспоминать, что смысл-то твоей жизни в чем? Для того, чтобы заработать денег, чтобы куда-то съездить, или для того, чтобы быть ближе к Богу? То есть вот чтение литературы периодически напоминает нам об этом. То есть отцы — ну, они делают такое небольшое напоминание в нашей жизни: «А куда ты идешь?». И ты просто можешь остановиться и вспомнить, действительно, что «я шел в другую сторону, а дела опять вели в другую». То есть чтение литературы — это очень помогает в том плане, что ты еще в этот момент все-таки остаешься наедине сам с собой. То есть любое чтение книги — это такой диалог. То есть ты немножечко отсекаешься от внешнего шума, начинаешь читать и начинаешь вести диалог. Все-таки вести диалог с умным человеком всегда приятно. И он задает тебе вопросы, на которые ты сам должен отвечать. То есть, мне кажется, самое главное достоинство любой книги — это когда она тебе задает вопросы. Те вопросы, на которые ты должен ответить. Когда ты читаешь авторов, которые говорят, как нужно жить, грубо говоря, ты начинаешь думать: «А я, хоть примерно, так живу? Хоть у меня есть желание так жить, или нету? Или я просто иду по накатанной?». То есть периодически такое напоминание в нашей жизни — оно всегда должно быть. Это очень важно. Конечно, такая очень большая обязанность для священнослужителей — это не учительствовать, а помочь другим людям.

К. Мацан

— Вот Вы уже не раз упомянули этот важный момент — говорить простыми словами. У Вас прозвучала фраза отца Иоанна Крестьянкина, которую он очень любил, что «у Бога все вовремя для тех, кто умеет ждать». Вы вспомнили, как владыка Тихон Шевкунов говорил Вам, тогда еще студентам Сретенской семинарии, что Бог с нами говорит не словами, а делами, какими-то событиями, происходящими в нашей жизни. Я вот Вас сейчас слушаю и думаю, что это тоже очень как-то по-псково-печерски. Вот очень именно просто и как-то очень даже практикоориентированно. Вообще, я замечал, что священники часто, чем они более опытные как духовники, тем они в своих советах становятся более прагматичными. Ты ждешь от него какого-то там анализа, какого-то погружения в какие-то аскетические моменты — что он что-нибудь посоветует, как молиться и так далее, и тому подобное. Спрашиваешь: «Как вот мне достичь мира с ближними?», например, и он вместо всего этого отвечает: «Да ты просто перед тем, как домой идти, кружок вокруг дома сделай, прогуляйся, выдохни. Или выйди из метро на станцию раньше, пройдись пешком до дома — и ты успокоишься, и все будет хорошо». И в этом, казалось бы, абсолютно житейская мудрость, которая может проистекать не обязательно от священника, но именно когда это говорит священник, понимаешь, что за ней, за этим простым интерфейсом на самом деле гигантское духовное содержание, это что-то очень такое глубокое про человека. И это, опять-таки, судя по тому, что Вы говорите, очень по-псково-печерски.

Дьякон А. Косых

— Да, причем, это еще, скажем так, настолько заразно... Вот есть такой архимандрит Антоний из Грузии — он был тоже учеником отца Иоанна Крестьянкина. И вот его мудрость была в том, что он очень образованный человек, очень человек духовный, но он говорил всегда таким простым языком и с такой простотой... Он всегда любил приводить пример со своей мамой — что когда он только стал иеромонахом, то ему так тяжело было на исповеди, что так люди очень много с ним обращаются и говорят, что он как бы свой пар все время выпускал на маму. Вот мама ему то же самое сказала: «Я тебе не газовый баллон. Не надо на меня все время выпускать свой пар. Посиди сначала, потом успокоился — потом поднимайся ко мне. Я не виновата». То есть вот именно через какие-то простые примеры и образы можно понять, а как нужно к маме относиться, как к любому человеку нужно относиться. Но, конечно, в первую очередь, к маме, потому что столько, сколько она трудов в тебя вложила, наверное, никто не вложил. И когда срываешься, то это не очень хорошо. Вот именно такие простые примеры — они часто помогают. Так же, как и владыка Тихон — у него был такой как пример всегда. Идешь, такой, после службы, бывает — весь окрыленный, все хорошо. А к тебе подходят и как давай, просто как мешками с картошкой, своими проблемами нагружать. Но все эти проблемы — Бог помогает их разрешить. То есть вот это возможность как раз поделиться со священником и с другим человеком проблемами — это очень такой большой показатель именно самого священника. То есть то, что к тебе человек подошел, и он почувствовал, что он может перед тобой открыться. И вот все, что у него есть, вот его проблема, — с тобой поделиться, чтобы ты помог. Священник, конечно, в первую очередь, может помочь только своей молитвой, потому что хоть мы все, священнослужители, и очень умные, но наша главная обязанность — это молиться. Молиться и во время исповеди, во время общения с человеком. Бог всегда помогает советом. Вот тоже отец Антоний всегда любил говорить, что «я всегда молюсь — то есть я при общении молюсь, во время исповеди молюсь». То есть именно молитва — она помогает найти хороший ответ. То есть когда-то он может быть с юмором, когда-то это будет шутка, но это то, что человека выведет. Вот как раз у владыки Тихона тоже было такое свойство, что он мог как-то шуткой вывести тебя из оцепенения.

К. Мацан

— А пример можете вспомнить, как это было с Вами?

Дьякон А. Косых

— Это был такой последний уже курс, когда уже было много беспокойства, ты определяешь, куда ты должен поступить, как ты должен продолжить свою жизнь. И все ходят очень серьезные, все очень загруженные, грубо говоря. А владыка просто именно в своей такой особой манере может поддержать. Просто когда ты видишь человека, который столько всего сделал, когда ты видишь Сретенский монастырь, Сретенскую семинарию, уже два издательства, ты понимаешь, что человек не успевает просто унывать. Вот именно вот это такое особое свойство — не успевать унывать, — когда ты на него смотришь, у тебя даже настроение повышается. Тебе становится немножко неловко — а ты-то почему вообще начал? Вспомни, сколько сделал он, и сколько сделал ты. И ты начинаешь быстро выходить из этой ситуации.

К. Мацан

— Дьякон Антоний Косых, руководитель отдела реализации издательства «Вольный странник», клирик храма Преподобного Серафима Саровского в Раево, сегодня проводит с нами этот «Светлый вечер». Я бы хотел обратиться к теме, которую анонсировал в самом начале, и, так или иначе, мы вокруг этой темы сегодня ходим и к ней подходим, и в нее погружаемся. Это, быть может, существующий зазор между, скажем так, тем, что, как правило, вызывает наибольший интерес у аудитории (это касается очень часто и православных СМИ, и православных издательств), и тем, что, с точки зрения миссии или какой-то идеи служения и пользы хотелось донести. Ну что я имею в виду? Например, я думаю, что ни один издатель не будет спорить с тем, что ни одна самая умная, интересная книга не продастся так же, как сборник 100 рецептов постного стола. Разные форматы и разные тиражи. Вот Вы видите каким-то образом эту проблему — что, как правило... не «как правило», тут я не прав... но и такое тоже есть — что интерес к каким-то совсем простым вещам, более каким-то обрядово-повседневным у аудитории, у человека, у людей более выявлен, чем интерес собственно к духовной жизни?

Дьякон А. Косых

— Это все ступени роста. Такое было всегда, такое было за всю историю, это никогда не менялось. То есть то, что проще сделать, оно и больше вызывает интереса. То есть приготовить постный стол, и вот есть справочник, как это приготовить, гораздо легче, чем задуматься о смысле поста. То есть это не проблема, на самом деле, это проблема, наверное, больше...

К. Мацан

— Это задача.

Дьякон А. Косых

— Да, это уже впоследствии для священнослужителей. То есть много людей пришло, к примеру, на Пасху посвятить, как говорится, куличи или яйца. Ну хорошо, они посвятили. А ты что сделал для того, чтобы у них интерес появился? То есть вот это очень важный момент — когда нам, конечно, легко сказать: «Вот, никто не ходит, никто не верит, все обрядами занимаются, а мы такие святые».

К. Мацан

— Мы так и говорим.

Дьякон А. Косых

— (Смеется.) Так вот и вопрос — именно и к издателям, и к священнослужителям, и вообще к людям. Когда ты увидел людей, которые... У них есть стремление к Богу. То есть это же не просто, хоть и обряд, но в человеке уже зиждется что-то. То есть просто так человек не пойдет, то есть ему не объяснишь: «А зачем ты пошел?». Но если он уже пришел, значит, у него уже есть желание. И вот это желание очень важно развить — и как раз литературой, и советом, и примером каким-то. И вот этот стык — он как раз и есть самый важный. И поиски вот этой литературы — они очень важны. Вот как раз как «Несвятые святые» — они в этот, скажем, стык попали. То есть это книга, которая действительно привела очень много людей. То есть именно своей непосредственностью и тем, как там расписано. То есть там тебя ничему не учат, тебя ни к чему не обязывают. Тебе показывают пример другой жизни. И вот пример другой жизни, и в литературе, и в жизни, он очень важен. То есть это сложно найти. То есть вот в этом проблема-то и заключается — что мы все это понимаем, но найти именно такой идеальный пример очень сложно. И при попытках — вот примерно как... опять-таки, вернемся к «Несвятым святым»... Когда уже книга издана тиражом 3 миллиона. То есть я, наверное, не знаю людей, которые с ней так или иначе не ознакомились. То есть это действительно попало в желание людей. Вот еще раз такую же книгу написать и издать уже очень сложно, потому что люди меняются с каждым годом. И то, что было раньше, то, что людей интересовало раньше, сейчас уже интересы, запросы изменились. И вот именно этот поиск для как раз широкой аудитории, для тех, которые хотят быть к Богу, он, наверное, самый сложный для любого издательства — это найти подход вот к этим людям. Потому что это очень разнообразная аудитория, это люди, которые с абсолютно разными интересами, но они хотя бы сошлись в том, что им очень интересно, что же там происходит в храме, и они очень хотят услышать что-то про Бога. И предлагать им научную литературу, предлагать им литературу, которая будет высоким языком говорить о Боге, — это, наверное, не лучший пример. Но вот найти как раз, скорее всего, художественную литературу, которая через примеры покажет, это очень такая высокая и значимая цель.

К. Мацан

— Один из пунктов, скажем так, критики, которая звучит в адрес книги «Несвятые святые», это как раз та часть, о чем мы говорили, — это обилие историй про чудеса. Я не предлагаю сейчас это обсуждать и не призываю Вас быть апологетом книги «Несвятые святые». Книга говорит сама за себя, я ее читал, она, на мой взгляд, великолепна, и Вы правы, что огромному количеству людей она колоссально помогла, и тут уже можно как угодно, какие угодно оценки давать — факты говорят сами за себя. Но это просто касается нашей темы, что ведь неслучайно такой интерес, такой резонанс получает книга, в которой собраны в очень большой степени чудесные истории, объяснимые только промыслом Божьим, волей Божьей, таким прямым действием Божьей Руки в мире. Это как-то что-то говорит о запросе аудитории, с которой Вы работаете как издатель? То есть людям и вправду интересно посмотреть на веру, узнать о вере именно как о таком таинственно-мистическом элементе жизни, где вот все может вдруг — раз! — и преобразиться по воле Божьей?

Дьякон А. Косых

— Вы знаете, когда мы заключали договор с очень крупной книжной компанией как раз на реализацию книги «Несвятые святые», от менеджера со стороны прозвучала такая очень прекрасная фраза: «Знаете, я считаю, что „Несвятые святые“ — это не православная книга, это книга общечеловеческая». То есть то, что там рассказывается, оно близко всем. Вот именно это понятие, что да, конечно, у людей всегда есть такое желание — увидеть что-то другое. Но вот в этом и есть чудо Псково-Печерского монастыря, что там жило очень много людей, которые жили не в этом миру и не для этого мира, а жили для Бога. И вот это такое вечное стремление человека быть поближе к Богу, даже у людей неверующих — это неосознанно бывает, но именно это стремление. И когда ты читаешь книгу, ты видишь пример. А вот этот пример — он очень заразителен. То есть ты понимаешь, что это не люди, которые жили в IV веке, в XVII в какой-нибудь неизвестной стране, очень далеко, — это вот Псковская область, сел на поезд и приехал из Москвы. Что эти люди жили 10-20 лет назад, что они всю свою жизнь посвятили Богу. Это действительно так. Вот, наверное, есть такое чудо, когда человек читает и начинает понимать, что а у него чего-то не хватает, что у него, вроде бы, все есть, а вот этой радости, которая есть у этих людей, которые описаны в книги, у него нету. Что это такое «простое» (конечно, в кавычках слово) отношение с Богом — у них есть, а у тебя нету. А у тебя вообще никаких нет, у тебя даже и стремления не было. И человек начинает как-то немного, как это говорится сейчас модно, «выходить из зоны комфорта». То есть у него все было хорошо, у него все было прагматично. Прагматично жить очень легко, на самом деле. Поставил цель, выполнил ее — все хорошо. А тут какой-то абсолютно новый горизонт открывается. Вот этот новый горизонт — он и есть такая самая большая возможность для человека, увидев этот пример, пойти за Богом. То есть вот, мне кажется, эти чудеса — это очень чудеса не сверхъестественные, как мы с Вами говорили, а вот это вот чудо этой человеческой жизни, чудо радости. Вот радостным человеком быть — это очень тяжело в наше время, это всегда было тяжело. И когда ты видишь людей радостных, у тебя всегда вопрос: почему ты такой радостный? И когда люди узнают, что он радостный от Бога, а потом смотрят, что у него ничего нету — какой-нибудь старый «Запорожец», непонятный дом, храм там весь покосился, а он радостный... То есть «почему ты, что с тобой не так?». Этот вопрос «что с тобой не так?» — он тоже заставляет людей думать, что, «может быть, я что-то сделал совершенно не так или что-то пропустил?». Вот, наверное, самое частое — что люди, бывает, что-то пропустили. Что они стремились к одному — у них, вроде бы, все есть, «а почему же радости нет в моей жизни?». Вот это вот самый большой вопрос, потому что Евангелие — это же радостная весть. И Бог всегда говорил о радости. И Он своим примером показывал радость. Это то, для чего мы все с Вами и есть на этой земле, должны радоваться и этой радостью доставлять радость Богу, а мы совершенно заняты другими делами. И люди начинают думать. И тут, когда видят пример, и этот пример живой... Это пример, который был совсем недавно... На самом деле, это такой очень важный показатель, когда вот многие люди думают, что святые — это то, что было очень давно, а то, что мы все призваны быть святыми, — люди про это уже начинают забывать. Что мы все с Вами святые, когда собираемся в храме, — в разной степени, но Бог нас всех призвал и всех назвал святыми.

К. Мацан

— Спасибо за этот разговор, за то, что он заканчивается словами о радости и святости, и за то, что, на мой взгляд, совершенно в духе вот этого псково-печерского духа Вы говорили очень простыми словами очень глубокие вещи. Дьякон Антоний Косых, руководитель отдела реализации издательства «Вольный странник», клирик храма Преподобного Серафима Саровского в Раево, был сегодня с нами и с Вами в программе «Светлый вечер». В студии также был Константин Мацан. До свидания.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем