Вся жизнь святых мучеников Хрисанфа и Дарии – пример верности друг другу и Богу. Их супружество от первого до последнего часа было чистым, не омрачённым ложью или недоверием.
Хрисанф был родом из знатной александрийской семьи. Его отец-язычник мечтал видеть сына учёным и отправил его получать образование в Рим. Там Хрисанфу попал в руки Новый Завет. Прочтя его, юноша решил стать христианином. Хрисанф крестился и стал проповедовать Евангелие. Отец пытался вернуть сына в язычество, но отвратить юношу от его веры не могло ничто. Тогда отец решился на радикальное средство. Он задумал женить Хрисанфа на образованной девушке, надеясь, что она подействует на сына умными речами, а заботы о семье отвлекут его от христианства. Вскоре и подходящая девушка нашлась. Ею оказалась жрица Дария.
Украсив себя драгоценностями, она переступила порог комнаты Хрисанфа. При первом взгляде на юношу Дарии показалось, что этот орешек она раскусит легко, а потому, не особенно церемонясь, рассказала ему, как расстроен его отец - хороший и уважаемый человек, и что она из сострадания к нему согласилась сделать то, что женщины обычно не делают - пришла и предлагает себя в жёны Хрисанфу. Юноша слушал Дарию и понимал, что она – смелая и искренняя - ему симпатична. В ней было то, что нельзя разглядеть глазами, а можно только почувствовать - родство души. Однако Хрисанф не стал говорить об этом. Он посоветовал Дарии поменьше украшать себя драгоценностями - лучше украсить душу добрыми помыслами. Ведь только так можно заслужить любовь Христа.
Дария не обиделась. Хрисанф, говоря всё это, не был ни суров, ни груб. Девушка поняла главное: юноша жалеет её и хочет только добра. Они не заметили, как пролетело время их первой беседы. Спустя несколько часов Дария вышла из комнаты убеждённой христианкой и…невестой. Молодые люди решили сочетаться браком. Отец Хрисанфа был счастлив, думая, что достиг своей цели, и на радостях завещал всё своё состояние сыну.
Когда Дария приняла христианство, Хрисанф сам помогал ей изучить Священное Писание. Вместе они проповедовали Евангелие среди римлян. Отец Хрисанфа умер вскоре после свадьбы сына, и супруги, получив его имущество, стали весьма состоятельными людьми. Неожиданно свалившееся богатство они потратили на богоугодные дела. Свой дом Хрисанф и Дария превратили в жилище для благочестивых мужчин и женщин. Все свои силы, время и здоровье супруги отдавали просвещению язычников. Помыслы Хрисанфа и Дарии были настолько прозрачными, а репутация незапятнанной, что в народе их называли святыми.
Несколько лет супруги жили спокойно и счастливо. Но в 283 году власти Рима стали их преследовать. Хрисанфа и Дарию арестовали и мучили, требуя только одного – отказа от веры. Но будто сами небеса смеялись над палачами: верёвки, затянутые на теле узников, оказывались разорванными, оковы рассыпались, а огонь не причинял никаких страданий. Мучители в изумлении спрашивали, каким волшебством пользуются Хрисанф и Дария? Супруги отвечали, что нет никакого волшебства, а есть только вера и Божественная сила. Кончилось это тем, что палачи сами изъявили желание принять Святое Крещение.
Император Рима - Нумериан, узнав об этом, разгневался. Он решил унизить супругов и повелел бросить Хрисанфа в сточную канаву, а Дарию отдать в публичный дом. Но канава неожиданно наполнилась благоуханием, а возле Дарии оказался лев, который никому не давал к ней притронуться. И тогда император приказал казнить супругов. Однако стражники никак не могли войти в комнату к Дарии - боялись льва. Тогда они подожгли публичный дом. Дым и огонь напугали животное. Дарии стало жалко льва, она вывела его на улицу и отпустила. Зверь убежал, а женщину тут же схватила стража.
Перед кончиной Хрисанфу и Дарии было суждено несколько минут провести вдвоём. Вместе они и приняли смерть.
Святые мученики Хрисанф и Дария стали воплощением супружеской верности. Не случайно они почитаются церковью, как покровители семьи. Им молились и молятся о семейном благополучии, об укреплении семейных уз.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема