Адрес Спасо-Андроникова монастыря:
Россия, Москва, Андроньевская площадь, 10;
Контактный телефон:8-495-911-45-02;
Как добраться:
До ст. метро "Площадь Ильича" или "Римская", затем пешком по улице Сергия Радонежского, около 10 минут.
Этот монастырь условно можно отнести к разряду «обетных», то есть построенных по данному Богу обету. Митрополит Алексий в августе 1360 года возвращался в Москву из Константинополя и попал в бурю на Черном море. Молясь во спасении от гибели, митрополит дал обет основать обитель во имя Спаса Нерукотворного, эту икону он вез с собою из из Царьграда. Сергий Радонежский, по просьбе митрополита, отпустил своего любимого ученика Андроника, дабы тот стал игуменом новой обители. А позже, когда Андроника причислили к лику святых, монастырь стал называться Спасо-Андрониковым. Таким образом название монастыря состоит как бы из трех составляющих – здесь и имя первого игумена и имя Спасителя и, в определенном смысле, отражен сам факт спасения митрополита. Интересен все-таки наш русский язык, да и такое стечение имен случайным, пожалуй, назвать сложно.
Мало того, в честь спасения митрополита безымянную речку рядом с монастырем нарекли Золотым Рожком, в память о бухте Золотой Рог в Константинополе.
Монастырь был основан на стратегически важном месте, оттого и исторические события, особенно военные, касались и обители.
Уже через 20 лет после основания монастыря митрополит Киприан благословлял здесь Дмитрия Донского, который возвращался победителем с Куликова поля. Пзже сын его Князь Василий Дмитриевич с войском отправился отсюда в поход на Тамерлана. С регулярностью раз в двадцать тридцать лет его разоряли войска Тохтамыша, ханов Едигея, Сеид-Ахмета и Девлет-Гирея. Позже не обошли его стороной поляки с литовцами.
Монастырь в итоге приходилось неоднократно восстанавливать. В конце 1420-х годов на месте деревянной церкви построили белокаменный Спасский собор – сейчас это самый древний московский белокаменный храм за пределами Кремля. И еще важный момент – историки считают, что после постройки Спасский собор расписал Андрей Рублев в паре с Даниилом Черным.
В 1505 году в монастыре выстроили трапезную - одну из немногих сохранившихся в Москве кирпичных построек 16 века. В том же столетии Андроников монастырь стал одним из центров русской книжности — здесь начали переписывали книги.
Трагической для монастыря стала война 12 года. Перед сдачей Москвы архимандрит Феофан успел вывезти ризницу и прочие ценности. Но в ночь на второе сентября французы разбили ворота, ворвались в монастырь, и начался грабеж. Затем до монастыря дошел сильнейший пожар из Заяузья. Обрушился барабан Спасского собора, сильно пострадали и другие постройки. После войны обитель принялись восстанавливать, но процесс шел долго, хотя в восстановлении помогали многие знатные московские семейства.
В 1922 году Андроников монастырь закрыли. И даже собрались было сносить, но Петр Барановский и Игорь Грабарь сумели добиться решения об устройстве в монастыре Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Считается, что Рублев не только расписывал Спасский собор, но и был иноком этого монастыря, провел здесь последние годы жизни, умер и был похоронен здесь же, хотя точное место захоронения неизвестно.
В Спасском же соборе сейчас идут богослужения, однако церковь пока лишь арендует храм у музея. Впрочем, думаю все изменится к лучшему.
Адрес сайта: http://spaso-andronikov.cerkov.ru/
Схема проезда:
Псалом 12. Богослужебные чтения

Этот мир приносит нам не только радость. Значительное место в нём занимают и трудности, испытания, которые, в одних случаях, посылаются Богом как вразумление. В других — как укрепление, как путь, ведущий человека к большим высотам. Именно в таком смысловом контексте, необходимо понимать псалом 12-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Услышанный нами псалом, без сомнений, принадлежит перу царя и пророка Давида. Написан он был в крайне непростых обстоятельствах. А именно — Давид оказывается в изгнании, вынужден скрываться от безумного правителя Саула. Саул, поддавшийся порочным желаниям, был лишен благословения Божия и, соответственно, потерял право быть царём. В изначальном библейском понимании власть земная была неотделима от духовной чистоты. Соответственно, грешник, богоотступник править древним Израилем не мог. Саул это знал, но каяться не хотел. Наоборот, стремился погубить нового царя — праведного Давида, поставленного на царство пророком Самуилом. Давид же воевать с безумным царём не хотел и, в целом, был свободен от властолюбия. Поэтому предпочёл удалиться в изгнание. Но Саулу нужна была голова Давида. Он искал праведника, хотел убить его. И Давид в какой-то момент оказался на грани отчаяния.
В прозвучавшем псалме он задаёт Богу несколько вопросов. Каждый из них начинается со слова: Доколе. То есть — до каких пор. Давид уже много всего претерпел и не оступился от Бога. И вот он у Господа спрашивает — когда же будет положен конец страданиям, скитаниям? И праведник обращается к Богу с просьбой о помощи, о помиловании: Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». В своём спасении Давид видит не личный расчёт. Для него противостояние с Саулом — это противостояние праведности и греха. И Давид понимает — так сложилась жизнь, что он (Давид) олицетворяет теперь верность Богу истинному. А потому — не имеет права проиграть, пасть, сдаться.
Но он также понимает, что единственным средством спасения является милость Божия. Больше надеяться просто не на кого и не на что. Интересно, что собирается Давид делать в случае спасения, избавления от преследований. Он отправится в Божий храм. И потому обещает Господу — «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего». Пример пророка Давида пусть воодушевит нас и научит одной важной вещи. Конечно, жизнь человека сама по себе имеет ценность. Но гораздо большее значение имеет то, как мы эту жизнь используем, чему её посвятим. Если хотим мы сделать действительно что-то важное, нужное, будем с благим дерзновением просить у Бога милости. А то доброе, что получилось сделать, посвящать Господу. Как всегда поступал царь и пророк Давид.
Псалом 12. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 12. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 12. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец,
доколе будешь скрывать лице Твое от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей,
скорбь в сердце моем день (и ночь)?
Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи Боже мой!
Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его».
Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою;
сердце мое возрадуется о спасении Твоем;
воспою Господу,
облагодетельствовавшему меня, (и буду петь имени Господа Всевышнего).
1 июня. О принципах обучения воспитанниц в Екатерининском институте благородных девиц

В этот день в 1798 году в Санкт-Петербурге учреждён Екатерининский институт благородных девиц.
О принципах обучения воспитанниц в его стенах — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот институт святой Екатерины выпустил сотни и сотни девушек дворянского и мещанского сословия, которые за два года обучения овладевали европейскими языками, основательными знаниями по истории, филологии, космографии, а главное — умели делать всё, что относится к домоводству, приготавливая себя к служению в качестве частных педагогов и, конечно, домохозяек, супруг, будущих мам, которые владели всем спектром знаний и рукоделий, необходимых для созидания домашнего очага.
Интересно, что император Павел I говорил, что подобные глубокие, практические знания являются лучшим приданным для благочестивой девицы. Все они сохраняли свою чистоту, как это водилось и водится у культурных народов, блюдя себя для подвигов материнства, а кто-то, может быть, избирал и монашеское служение.
Насколько сегодня эти исторические данные о культуре материнства, о приготовлении девицы к служению Отечеству актуальны? И так хочется, чтобы наши родители, воспомянув означенные традиции, прививали девочкам бережное отношение к своему здоровью душевному и телесному, воскрешали идеалы чистоты и нравственности. И таким образом мы встречали бы сегодня новое поколение юных существ, готовых служить Отечеству самым великим подвигом — девством и материнством.
Все выпуски программы Актуальная тема