Адрес Спасо-Андроникова монастыря:
Россия, Москва, Андроньевская площадь, 10;
Контактный телефон:8-495-911-45-02;
Как добраться:
До ст. метро "Площадь Ильича" или "Римская", затем пешком по улице Сергия Радонежского, около 10 минут.
Этот монастырь условно можно отнести к разряду «обетных», то есть построенных по данному Богу обету. Митрополит Алексий в августе 1360 года возвращался в Москву из Константинополя и попал в бурю на Черном море. Молясь во спасении от гибели, митрополит дал обет основать обитель во имя Спаса Нерукотворного, эту икону он вез с собою из из Царьграда. Сергий Радонежский, по просьбе митрополита, отпустил своего любимого ученика Андроника, дабы тот стал игуменом новой обители. А позже, когда Андроника причислили к лику святых, монастырь стал называться Спасо-Андрониковым. Таким образом название монастыря состоит как бы из трех составляющих – здесь и имя первого игумена и имя Спасителя и, в определенном смысле, отражен сам факт спасения митрополита. Интересен все-таки наш русский язык, да и такое стечение имен случайным, пожалуй, назвать сложно.
Мало того, в честь спасения митрополита безымянную речку рядом с монастырем нарекли Золотым Рожком, в память о бухте Золотой Рог в Константинополе.
Монастырь был основан на стратегически важном месте, оттого и исторические события, особенно военные, касались и обители.
Уже через 20 лет после основания монастыря митрополит Киприан благословлял здесь Дмитрия Донского, который возвращался победителем с Куликова поля. Пзже сын его Князь Василий Дмитриевич с войском отправился отсюда в поход на Тамерлана. С регулярностью раз в двадцать тридцать лет его разоряли войска Тохтамыша, ханов Едигея, Сеид-Ахмета и Девлет-Гирея. Позже не обошли его стороной поляки с литовцами.
Монастырь в итоге приходилось неоднократно восстанавливать. В конце 1420-х годов на месте деревянной церкви построили белокаменный Спасский собор – сейчас это самый древний московский белокаменный храм за пределами Кремля. И еще важный момент – историки считают, что после постройки Спасский собор расписал Андрей Рублев в паре с Даниилом Черным.
В 1505 году в монастыре выстроили трапезную - одну из немногих сохранившихся в Москве кирпичных построек 16 века. В том же столетии Андроников монастырь стал одним из центров русской книжности — здесь начали переписывали книги.
Трагической для монастыря стала война 12 года. Перед сдачей Москвы архимандрит Феофан успел вывезти ризницу и прочие ценности. Но в ночь на второе сентября французы разбили ворота, ворвались в монастырь, и начался грабеж. Затем до монастыря дошел сильнейший пожар из Заяузья. Обрушился барабан Спасского собора, сильно пострадали и другие постройки. После войны обитель принялись восстанавливать, но процесс шел долго, хотя в восстановлении помогали многие знатные московские семейства.
В 1922 году Андроников монастырь закрыли. И даже собрались было сносить, но Петр Барановский и Игорь Грабарь сумели добиться решения об устройстве в монастыре Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Считается, что Рублев не только расписывал Спасский собор, но и был иноком этого монастыря, провел здесь последние годы жизни, умер и был похоронен здесь же, хотя точное место захоронения неизвестно.
В Спасском же соборе сейчас идут богослужения, однако церковь пока лишь арендует храм у музея. Впрочем, думаю все изменится к лучшему.
Адрес сайта: http://spaso-andronikov.cerkov.ru/
Схема проезда:
Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»

Фото: PxHere
В 1910 году английский поэт, писатель и христианский мыслитель Гилберт Честертон написал поэму «Белая лошадь». Эту поэму в Первую Мировую брали на фронт солдаты, в ней находили утешение солдатские жёны и вдовы. Произведение — о соотношении большого и малого, очевидно важного и того, что порой воспринимается как второстепенное.
Сюжет произведения строится на борьбе англосаксонского короля Альфреда Великого с викингами-захватчиками. В начале поэмы Альфред, потерпевший поражение, скрывается с горсткой воинов в чаще, и тут ему является Божия Матерь со словами утешения. Вот как описывает Честертон Её голос:
«Он был голосом человека, но раздавался он словно с небес.
Он звучал так, словно скромная хижина внезапно взмыла к облакам.
Или бедный крестьянин, сидя у убогого очага
внезапно услыхал, как на соломенной его крыше, ликуя,
загремел колокольный звон».
Удивительное сочетание: убогий очаг, скромная хижина — и колокола, небеса. Но разве не так было в Вифлееме, когда в пещеру вместился сошедший с небес Бог? Та же парадоксальность, то же сочетание великого и малого пронизывает всё христианство. Преподобный Амвросий Оптинский, один из самых известных русских святых девятнадцатого столетия, говорил, что заповеди Божии не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы. И, с другой стороны, настолько эти заповеди просты и удобны для исполнения, что сохранить их способен и ребёнок.
В поэме «Белая лошадь» Честертон напоминает: великое часто соседствует с малым, и в самых будничных наших занятиях мы можем встретить Бога.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. Об истории Трубчевской Иконы Божией Матери

Сегодня 16 октября. Церковь чтит Трубчевскую Икону Божией Матери.
О её истории — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Образ Пресвятой Богородицы, именуемый Трубчевским, известен своим происхождением из одноимённого города Орловской губернии — Трубчевска. Особо почитается эта икона в Троице-Скановом женском монастыре, расположенном недалеко от города Наровчата Пензенской области. Божьей Матери приписывают заступничество от эпидемий холеры 1831 и 1848 годов, происходивших через чтимую икону, которую обносили вокруг города крестным ходом.
Почитание Трубчевской иконы было так велико, что по желанию местных жителей её приносили в дома и совершали перед ней богослужения. Да и в сам монастырь стекались богомольцы, стремившиеся припасть к образу Царицы Небесной. В настоящее время в Троице-Скановой обители ведётся запись случаев помощи свыше, подаваемой обращающимся к Божьей Матери перед её иконой.
Умилительный образ Богоматери снабжён стихами, посвящёнными Деве Марии, среди которых есть такие слова: «Мать и с Сыном о том беседует, да всякий верный в небе царство наследует. Богородице Дева Пресвятая, спаси от бед и дашь нам всем благая». Будем и мы обращаться к Матери Божьей, да подаст и нам Она великую милость.
Все выпуски программы Актуальная тема