Адрес храма Сергия Радонежского в Крапивниках:
127051, Москва, Крапивенский пер., 4, стр. 2.
Как добраться до храма Сергия Радонежского в Крапивниках:
От ст. метро "Трубная" двигаться в сторону Петровского бульвара, далее следовать по нему, затем первый поворот налево - Крапивенский переулок.
От ст. метро «Чеховская», «Пушкинская», троллейбусами 15, 31 до остановки «Трубная пл.».
Схема проезда:
Контакты:
Адрес: 127051, Москва, Крапивенский пер., 4, стр. 2.
Телефон: (495) 623-47-80.
Адрес сайта: http://krapivniki.ru/
Церковь в Старых Серебряниках; Церковь в Сторожах; Церковь, что на Трубе;
Церковь на Петровке у Трубы; Храм преподобного Сергия Радонежского чудотворца при Константинопольском подворье; Церковь Сергия Радонежского, что в Крапивках.
О какой же из этих церквей мы сегодня расскажем? Да вот обо всех и расскажем. Тем более, что все эти наименования – суть имя одной церкви - Церкви Сергия Радонежского в Крапивниках.
А вот ранние названия – в Старых Серебряниках и в Сторожах, скорее всего, говорит об основных занятиях здешних жителей – мастеров по серебру и сторожей.
Чуть ниже церкви в стене Белого города было сделано отверстие для реки Неглинной. Называлось оно Трубой, отсюда и еще одно название. Имела она и адрес «в Крапивках», что связано либо с зарослями крапивы, либо с именем кого-то, кто жил в этих местах (в документах упоминается, скажем, коллежский асессор Алексей Крапивин).
Первая, ранняя часть существующего здания выстроена в 1678 году, а в 1702 году был построен северный Никольский придел. В 1722 году построили придел Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В 1749 году возвели ныне существующий второй ярус и колокольню. В 1883 году земля была передана Константинопольскому подворью — представительству Вселенского Патриарха в России и потому в церковь называлась «храм преподобного Сергия Радонежского чудотворца при Константинопольском подворье».
Перескочив через годы, отметим, что в уже в нашем веке колокольню полностью восстановили по образцу XVIII века, и на ней воссоздали весь подбор колоколов – от стопудового до восьми килограммового весом 100, 50, 25, 15, 8, 4, 2, 1 и полпуда.
Однако, от описания церкви перейдем, пожалуй, к описанию единственной в своем роде московской святыни, которая находится в Храме Сергия Радонежского в Крапивниках. Святыня эта называется Кийский крест.
В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты «мерою и подобием Креста Христова». Один из таких крестов был сделан для монастыря на острове Кий.
Кийский крест был изготовлен «из дерева кипарисного, в высоту и в ширину во всём подобен мерою Кресту Христову». Размеры креста 310 на 192 сантиметра. В крест помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. В центре креста серебряный ковчежец с частью Ризы Христовой и частицей Животворящего Креста.
После освящения крест перевезли на остров Кий, где в Онежском (Кийском) монастыре крест установили в иконостасе вместо храмовой иконы. Во всех местах остановки на ночлег изготовлялись деревянные копии креста и освящались «на благословение».
В августе 1991 из Исторического музея Москвы крест передали в храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.
И закончим словами патриарха Никона о Кийском кресте:
"И аще кто с верою восхощет к тому животворящему кресту на поклонение приити, да не менее тому силою святаго того честнаго и животворящаго креста благодать дастся, яко же путешествующим во святая Палестинская места…"
4 сентября. О хуле на Святого Духа

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
О хуле на Святого Духа — священник Родион Петриков.
Часто этот грех, грех хулы, понимают как какую-то особую кощунственную фразу. Однако суть не в словах, а в глубине, в состоянии сердца человека.
Представьте себе тяжело больного, который отталкивает врача, который несёт ему лекарство. Его гибель не в наказании от врача, а в его собственном выборе.
Так и здесь хула — это не внезапная ошибка, а сознательное, упорное и окончательное отвержение Бога, Который есть любовь и спасение. Это состояние, когда человек зло называет добром, а добро называет злом. И настойчиво отказывается от прощения, которое Бог ему непрестанно предлагает.
Ключ в том, что этот грех — не поступок, а именно состояние. Ведь тот, кто боится, что совершил какой-то кощунственный поступок, уже не находится в этом состоянии, потому что его сердце кается, растревоженное голосом совести.
Так что эти слова Христа Спасителя — это прежде всего серьёзное предостережение о страшных последствиях нашего свободного выбора, который Бог у нас не отнимает. И конечно, одновременно это величайшее утешение, потому что дверь к прощению открыта для всех, кто хоть как-то готов её увидеть.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. Об отношении Преподобного Исаакия Оптинского к братии монастыря

Сегодня 4 сентября. День памяти Преподобного Исаакия Оптинского, отошедшего ко Господу в 1894 году.
О его отношении к братии монастыря — игумен Назарий (Рыпин).
Преподобный Исаакий был очень мудрым настоятелем. Его отличало, что он был очень ровен со всей братией, то есть никого не выделял. Именно поэтому преподобный Исаакий никогда не наказывал за личные оскорбления кого-либо из братьев, стараясь разуметь обидчика. Он проявлял терпение и снисхождение к недостаткам других, помня, что все мы немощны и несовершенны.
И также в наставлениях преподобный Исаакий подчёркивал важность терпения в духовной жизни и непрестанные молитвы как средства для преодоления трудностей и обретения благодати. Однажды одному монаху, пытавшемуся уклониться от послушания, он сказал очень простые слова: «Если не хочешь, то уже как сам знаешь». Эти слова, сказанные с любовью и пониманием, произвели на монаха такое впечатление, что он сразу же раскаялся и принял послушание. То есть он предоставил монаха своей воле, которой тот, имея духовный разум, всё-таки испугался.
Если игумен уже говорит: «Делай, как хочешь», то это, собственно, очень страшные слова для насельника монастыря. И он понимает, что «как хочешь» — это он уже не в руках Божьих, не в пределах послушания Богу через игумена, но предоставлен уже не только своей воле, но и зачастую тирании дьявола в том числе.
Поэтому очень важно в монастыре отсекать свою волю, всё-таки делать по послушанию то, что тебе говорят, тем самым покоряя свою человеческую волю не воле игумена только лишь, а через игумена покоряя свою волю воле Господней.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. О подвиге Священномученика Горазда (Павлика)

Сегодня 4 сентября. День памяти Священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского, пострадавшего в 1942 году.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
У священномученика Горазда, епископа Чешского, первого предстоятеля Чешской православной церкви (если не считать древние времена эпохи Мефодия и Кирилла, учителей славянских), такая забавная фамилия для русского слушателя — Павлик. Но тем не менее, это человек, который прожил очень непростую жизнь.
Причём изначально на родине ничего не предполагало, что он станет тем святителем, который поведёт множество своих соплеменников по пути того вероучения, которое проповедовали Мефодий и Кирилл. Родился он в католической семье, стал он католическим священником.
Потом, на фоне национального возрождения и борьбы с Австрийской империей, перешёл в протестантизм, по сути. Гуситское движение, которое только отдалённо напоминало те гуситские восстания и учения многовековой давности, а по сути было таким изводом протестантизма.
Но если человек искренний, то даже когда он заблуждается и сбивается с пути, то делает это он только для того, чтобы нащупать этот путь и вернуться, и пойти по нему.
И венцом жизни священномученика Горазда стало страшное время нацистской оккупации. Когда ликвидаторы нацистского палача Гейдриха скрылись в православном кафедральном храме и были укрыты православным клиром, епископ Горазд мог спокойно остаться в стороне. Он был в это время в Берлине и мог сказать: «Я ни при чём, вот, я в столице рейха был».
Но он вернулся, взял ответственность на себя и пострадал за Христа и любовь к своему народу.
Все выпуски программы Актуальная тема