Адрес храма Сергия Радонежского в Крапивниках:
127051, Москва, Крапивенский пер., 4, стр. 2.
Как добраться до храма Сергия Радонежского в Крапивниках:
От ст. метро "Трубная" двигаться в сторону Петровского бульвара, далее следовать по нему, затем первый поворот налево - Крапивенский переулок.
От ст. метро «Чеховская», «Пушкинская», троллейбусами 15, 31 до остановки «Трубная пл.».
Схема проезда:
Контакты:
Адрес: 127051, Москва, Крапивенский пер., 4, стр. 2.
Телефон: (495) 623-47-80.
Адрес сайта: http://krapivniki.ru/
Церковь в Старых Серебряниках; Церковь в Сторожах; Церковь, что на Трубе;
Церковь на Петровке у Трубы; Храм преподобного Сергия Радонежского чудотворца при Константинопольском подворье; Церковь Сергия Радонежского, что в Крапивках.
О какой же из этих церквей мы сегодня расскажем? Да вот обо всех и расскажем. Тем более, что все эти наименования – суть имя одной церкви - Церкви Сергия Радонежского в Крапивниках.
А вот ранние названия – в Старых Серебряниках и в Сторожах, скорее всего, говорит об основных занятиях здешних жителей – мастеров по серебру и сторожей.
Чуть ниже церкви в стене Белого города было сделано отверстие для реки Неглинной. Называлось оно Трубой, отсюда и еще одно название. Имела она и адрес «в Крапивках», что связано либо с зарослями крапивы, либо с именем кого-то, кто жил в этих местах (в документах упоминается, скажем, коллежский асессор Алексей Крапивин).
Первая, ранняя часть существующего здания выстроена в 1678 году, а в 1702 году был построен северный Никольский придел. В 1722 году построили придел Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В 1749 году возвели ныне существующий второй ярус и колокольню. В 1883 году земля была передана Константинопольскому подворью — представительству Вселенского Патриарха в России и потому в церковь называлась «храм преподобного Сергия Радонежского чудотворца при Константинопольском подворье».
Перескочив через годы, отметим, что в уже в нашем веке колокольню полностью восстановили по образцу XVIII века, и на ней воссоздали весь подбор колоколов – от стопудового до восьми килограммового весом 100, 50, 25, 15, 8, 4, 2, 1 и полпуда.
Однако, от описания церкви перейдем, пожалуй, к описанию единственной в своем роде московской святыни, которая находится в Храме Сергия Радонежского в Крапивниках. Святыня эта называется Кийский крест.
В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты «мерою и подобием Креста Христова». Один из таких крестов был сделан для монастыря на острове Кий.
Кийский крест был изготовлен «из дерева кипарисного, в высоту и в ширину во всём подобен мерою Кресту Христову». Размеры креста 310 на 192 сантиметра. В крест помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. В центре креста серебряный ковчежец с частью Ризы Христовой и частицей Животворящего Креста.
После освящения крест перевезли на остров Кий, где в Онежском (Кийском) монастыре крест установили в иконостасе вместо храмовой иконы. Во всех местах остановки на ночлег изготовлялись деревянные копии креста и освящались «на благословение».
В августе 1991 из Исторического музея Москвы крест передали в храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.
И закончим словами патриарха Никона о Кийском кресте:
"И аще кто с верою восхощет к тому животворящему кресту на поклонение приити, да не менее тому силою святаго того честнаго и животворящаго креста благодать дастся, яко же путешествующим во святая Палестинская места…"
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер