Адрес храма Сергия Радонежского в Крапивниках:
127051, Москва, Крапивенский пер., 4, стр. 2.
Как добраться до храма Сергия Радонежского в Крапивниках:
От ст. метро "Трубная" двигаться в сторону Петровского бульвара, далее следовать по нему, затем первый поворот налево - Крапивенский переулок.
От ст. метро «Чеховская», «Пушкинская», троллейбусами 15, 31 до остановки «Трубная пл.».
Схема проезда:
Контакты:
Адрес: 127051, Москва, Крапивенский пер., 4, стр. 2.
Телефон: (495) 623-47-80.
Адрес сайта: http://krapivniki.ru/
Церковь в Старых Серебряниках; Церковь в Сторожах; Церковь, что на Трубе;
Церковь на Петровке у Трубы; Храм преподобного Сергия Радонежского чудотворца при Константинопольском подворье; Церковь Сергия Радонежского, что в Крапивках.
О какой же из этих церквей мы сегодня расскажем? Да вот обо всех и расскажем. Тем более, что все эти наименования – суть имя одной церкви - Церкви Сергия Радонежского в Крапивниках.
А вот ранние названия – в Старых Серебряниках и в Сторожах, скорее всего, говорит об основных занятиях здешних жителей – мастеров по серебру и сторожей.
Чуть ниже церкви в стене Белого города было сделано отверстие для реки Неглинной. Называлось оно Трубой, отсюда и еще одно название. Имела она и адрес «в Крапивках», что связано либо с зарослями крапивы, либо с именем кого-то, кто жил в этих местах (в документах упоминается, скажем, коллежский асессор Алексей Крапивин).
Первая, ранняя часть существующего здания выстроена в 1678 году, а в 1702 году был построен северный Никольский придел. В 1722 году построили придел Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В 1749 году возвели ныне существующий второй ярус и колокольню. В 1883 году земля была передана Константинопольскому подворью — представительству Вселенского Патриарха в России и потому в церковь называлась «храм преподобного Сергия Радонежского чудотворца при Константинопольском подворье».
Перескочив через годы, отметим, что в уже в нашем веке колокольню полностью восстановили по образцу XVIII века, и на ней воссоздали весь подбор колоколов – от стопудового до восьми килограммового весом 100, 50, 25, 15, 8, 4, 2, 1 и полпуда.
Однако, от описания церкви перейдем, пожалуй, к описанию единственной в своем роде московской святыни, которая находится в Храме Сергия Радонежского в Крапивниках. Святыня эта называется Кийский крест.
В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты «мерою и подобием Креста Христова». Один из таких крестов был сделан для монастыря на острове Кий.
Кийский крест был изготовлен «из дерева кипарисного, в высоту и в ширину во всём подобен мерою Кресту Христову». Размеры креста 310 на 192 сантиметра. В крест помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. В центре креста серебряный ковчежец с частью Ризы Христовой и частицей Животворящего Креста.
После освящения крест перевезли на остров Кий, где в Онежском (Кийском) монастыре крест установили в иконостасе вместо храмовой иконы. Во всех местах остановки на ночлег изготовлялись деревянные копии креста и освящались «на благословение».
В августе 1991 из Исторического музея Москвы крест передали в храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.
И закончим словами патриарха Никона о Кийском кресте:
"И аще кто с верою восхощет к тому животворящему кресту на поклонение приити, да не менее тому силою святаго того честнаго и животворящаго креста благодать дастся, яко же путешествующим во святая Палестинская места…"
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.