Борис и Глеб - русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей после смерти их отца, были в 1015 году убиты своим старшим братом Святополком, который в народе получил за сие деяние прозвище «Окаянный». Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, почитая их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.
Конечно, на Святой Руси не могли не строиться храмы в честь невинно убиенных братьев. И один из таких храмов стоит ныне на Дегунинской улице,18.
Самое раннее упоминание селения Дегунино в документах относится к 1336 году. В этом году Иван Калита в своей Духовной грамоте пожаловал Дегунино княгине Ульянии с малыми детьми. Позже великий князь Симеон Гордый, сын Калиты, завещал Дегунино своей жене княгине Марии. А еще позднее Дмитрий Донской отказал селение своему сыну, князю Андрею.
После этого упоминаний о Дегунино не встречается в течение двух столетий. Но в Писцовой книге 1584 года дано подробное описание села: Дегунино в то время являлось вотчиной кремлевской церкви Рождества и в нем были "... церковь Борис и Глеб, древена, при церкви двор попов, двор церковного дьячка, да три кельи, да двор протопопа с братиею".
В Смутное время Дегунино было разорено, церковь уничтожена, и село вновь стало деревней.
Впоследствии Дегунино начинает постепенно возрождаться. Но в конце 17-го века храм уже именуется несколько иначе: "Во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с приделом Бориса и Глеба". Причины такого переименования пока не известны.
Важным событием в жизни Дегунино стала прокладка по его землям линии Николаевской железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Москву. Приход, куда входили село Дегунино, сельцо Бескудниково и деревня Верхние Лихоборы, стал стремительно разрастаться. Деревянный храм стал тесен, и причт обратился с прошением к митрополиту Филарету о желании построить новую каменную церковь. Местный купец Прорехов поставил 360 тыс. кирпичей, необходимых по проекту для строительства храма.
Каменный храм в селе Дегунино в 1866-м. Церковь была чудесно расписана по стенам и сводам, имела богатый иконостас, иконы и облачения. На колокольне было два больших колокола.
В 1940-м Борисоглебская церковь была закрыта, ее колокольня разобрана. Но через полвека, в 1991-м, Борисоглебский храм возвратили церкви и восстановили.
И вот сейчас вы можете увидеть совершенно потрясающую красотой картину: посреди стандартных, я бы сказал бесцветных, серых многоэтажек стоит, выделяясь ярко-красной кирпичной кладкой и двумя золочеными куполами красавец-храм - Церковь святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунино.
Контакты храма Бориса и Глеба в Дегунине:
127486, Дегунинская ул., 18а.
Телефон: (499) 906-34-64
Адрес сайта: http://www.hram-bg.ru
E-mail: dialog@hram-bg.ru
Как добраться:
Метро «Петровско-Разумовская», авт. 191, 194, 672, ост. «Институт микрохирургии глаза»;
- Электричкой с Ленинградского вокзала: Платформа «Моссельмаш», пешком до ул. Дегунинская.
Схема проезда:
«Музыка и вера»

В этом выпуске своими светлыми историями о том, как человек пришел к вере благодаря музыке, а также о том, как могут быть связаны музыкальное творчество и духовная жизнь, поделились ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Константин Мацан, Марина Борисова и наш гость — клирик Никольского храма поселка Володарский Московской области священник Максим Гортинский.
Все выпуски программы Светлые истории
Две девочки

Фото: Ilse Orsel / Unsplash
Жила-была девочка. Однажды послала её мать в лес копать дикий батат. Девочка взяла лопату, плетёнку, пошла в лес и забралась в глухую чащу. В чаще было гнездо белых термитов, и в нём глубокая нора. Стала девочка около этого гнезда искать батат, лопата у неё соскочила с черенка и угодила прямо в нору.
Девочка бегала-бегала вокруг, никак лопату достать не может, стала звать на помощь.
Вдруг из густых зарослей вылез лев — царь зверей, старый-престарый.
— Девочка, я слышал, ты звала на помощь, — говорит он. — Я готов помочь тебе — достану лопату. Но ты должна полечить мои нарывы на спине. Другой благодарности мне не надо.
— Ах, дедушка! Вы мне только достаньте лопату, я всё для вас сделаю.
Достал лев лопату и стал ожидать, исполнит ли девочка своё обещание. А девочка оторвала кусок от своей юбки, нашла лечебной травы и стала привязывать её к больным местам на спине льва
Как только закончила она своё дело, лев вдруг преобразился, шерсть его заблестела. Он словно помолодел на несколько лет! Говорит тогда лев девочке:
— Давай свою бамбуковую плетёнку, я тебе батата хорошего насыплю.
Девочка подала бамбуковую плетенку, а лев тайком насыпал её доверху чистым золотом и серебром, потом закрыл плотно и говорит:
— Ну, бери свою плетёнку и ступай домой. Вернёшься, позови родителей, братьев и сестёр и тогда уж открывай.
Поблагодарила девочка льва, распрощалась с ним, пришла домой, позвала родителей, сестёр, братьев и открыла плетёнку. Глядь, а в ней золото и серебро так и сверкают!
Не прошло и нескольких дней, как об этом происшествии узнала соседка, у которой тоже была дочка. Стала она бранить-стыдить свою дочь:
— Посмотри на других! Из лесу золото-серебро плетёнками таскают, сестёр-братьев одаривают. А ты ничего, кроме диких бататов, не находишь. Бери лопату, ступай к гнезду белых термитов и делай всё, как соседская девчонка.
Пошла соседская дочь в лес. Забросила она лопату в нору и стала умолять льва помочь ей, обещала любые его желания исполнить.
Достал лев лопату, а в благодарность попросил очистить его нарывы.
— Не могу, дедушка. Твоя шкура неприятно пахнет, — говорит соседская дочка. — Я до неё даже дотрагиваться не хочу.
— Ну, что же, — сказал лев. — Ладно, давай-ка свою бамбуковую плетёнку, я положу тебе кое-чего...
Девочка скорее протянула ему плетёнку. Наложил лев в плетёнку камней и говорит:
— Ступай домой, позови мать, а потом открывай плетёнку.
Обрадовалась девочка. Прибежала домой, еле дотащила своё богатство, позвала мать. Открыли они плетёнку, хотели золото и серебро делить, а там камни лежат.
А царь зверей наконец-то узнал, что такое человечность. Под этим словом подразумевается милосердие и сострадание к тому, кто нуждается в помощи, и это — куда дороже золота и серебра.
(по мотивам камбоджийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM