Борис и Глеб - русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей после смерти их отца, были в 1015 году убиты своим старшим братом Святополком, который в народе получил за сие деяние прозвище «Окаянный». Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, почитая их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.
Конечно, на Святой Руси не могли не строиться храмы в честь невинно убиенных братьев. И один из таких храмов стоит ныне на Дегунинской улице,18.
Самое раннее упоминание селения Дегунино в документах относится к 1336 году. В этом году Иван Калита в своей Духовной грамоте пожаловал Дегунино княгине Ульянии с малыми детьми. Позже великий князь Симеон Гордый, сын Калиты, завещал Дегунино своей жене княгине Марии. А еще позднее Дмитрий Донской отказал селение своему сыну, князю Андрею.
После этого упоминаний о Дегунино не встречается в течение двух столетий. Но в Писцовой книге 1584 года дано подробное описание села: Дегунино в то время являлось вотчиной кремлевской церкви Рождества и в нем были "... церковь Борис и Глеб, древена, при церкви двор попов, двор церковного дьячка, да три кельи, да двор протопопа с братиею".
В Смутное время Дегунино было разорено, церковь уничтожена, и село вновь стало деревней.
Впоследствии Дегунино начинает постепенно возрождаться. Но в конце 17-го века храм уже именуется несколько иначе: "Во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с приделом Бориса и Глеба". Причины такого переименования пока не известны.
Важным событием в жизни Дегунино стала прокладка по его землям линии Николаевской железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Москву. Приход, куда входили село Дегунино, сельцо Бескудниково и деревня Верхние Лихоборы, стал стремительно разрастаться. Деревянный храм стал тесен, и причт обратился с прошением к митрополиту Филарету о желании построить новую каменную церковь. Местный купец Прорехов поставил 360 тыс. кирпичей, необходимых по проекту для строительства храма.
Каменный храм в селе Дегунино в 1866-м. Церковь была чудесно расписана по стенам и сводам, имела богатый иконостас, иконы и облачения. На колокольне было два больших колокола.
В 1940-м Борисоглебская церковь была закрыта, ее колокольня разобрана. Но через полвека, в 1991-м, Борисоглебский храм возвратили церкви и восстановили.
И вот сейчас вы можете увидеть совершенно потрясающую красотой картину: посреди стандартных, я бы сказал бесцветных, серых многоэтажек стоит, выделяясь ярко-красной кирпичной кладкой и двумя золочеными куполами красавец-храм - Церковь святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунино.
Контакты храма Бориса и Глеба в Дегунине:
127486, Дегунинская ул., 18а.
Телефон: (499) 906-34-64
Адрес сайта: http://www.hram-bg.ru
E-mail: dialog@hram-bg.ru
Как добраться:
Метро «Петровско-Разумовская», авт. 191, 194, 672, ост. «Институт микрохирургии глаза»;
- Электричкой с Ленинградского вокзала: Платформа «Моссельмаш», пешком до ул. Дегунинская.
Схема проезда:
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема