
Фото: Kseniia Zapiatkina/Unplash
Первый храм в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы был возведён одновременно с учреждением торжества, в тысяча сто шестьдесят пятом году. По преданию, князь Владимирский Андрей Боголюбский вернулся с победой из похода на волжских булгар. Все радовались военной удаче, выгодным условиям мира, малым потерям. Но среди тяжело раненых был сын Андрея Боголюбского, Изяслав, вскоре он скончался от ран. Скорбящий князь решил возвести в память о сыне храм. Место выбрали быстро — заливной луг у излучены реки Нерль, близ Боголюбово, куда вынесли из ладьи умирающего Изяслава.
Это было сложное инженерное решение, потребовалось насыпать искусственный холм, углубить фундамент на пять метров. Но замысел строителей увенчался успехом. За девять столетий разлившиеся воды реки, случалось, подходили близко к храму, но ни разу не заливали церковь.
Храм возводили из белого известняка, три его фасада украсили резным декором. В самом верху композиции — библейский царь Давид-псалмопевец. Он сидит на троне, правой рукой как бы указывая на крест храма, а левой держит Псалтырь. Слева и справа от фигуры Давида изображены два голубя, а ниже — львы. Голуби символизируют добро и мир, а львы — силу мудрого правителя. Кроме того, на Руси считалось, что лев — единственное животное, которое не закрывает глаза, даже когда спит. Их рисовали около дверей, вырезали на наличниках и ставнях окон как символы-обереги, неусыпную стражу.
Строители управились за один год, по тем временам — очень быстро. Используя особые приёмы, архитекторы добились, того что храм Покрова на Нерли производит впечатление лёгкого и стройного здания. Впрочем, это сегодня храм на Нерли выглядит как небольшая сельская церковка. Изначально постройка была монументальной: по периметру церковь окружали широкие крытые галереи.
Для князя Андрея Покровская церковь была не только храмом-мемориалом. Он был убеждён в особом влиянии Богородицы на его собственную судьбу. Андрей считал, что Царица Небесная покровительствует как Владимирскому княжеству, так и всей земле Русской. Чтобы прославить Пресвятую Богоматерь, Андрей Боголюбский возвёл во Владимире Успенский собор, церковь Положения риз на Золотых воротах, в этом же списке и храм Покрова на Нерли. «Эти церкви если не словами, так делами прославляют Пречистую Богородицу», — так сказал о храмах князь Андрей в «Слове на Покров».
Почему же так замирает сердце, когда мы смотрим на храм Покрова на Нерли? Можно попытаться объяснить это с точки зрения архитектуры. Храм пропорционален, он гармонично вписан в ландшафт, изящен и скромен. Но, самое главное — именно церковь придаёт смысл и задаёт вневременное измерение этому сельскому пейзажу.
10 июня. О подлинном миротворчестве

В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова из нагорной проповеди Христа: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».
О подлинном миротворчестве — священник Родион Петриков.
Слова Христа из Нагорной проповеди звучат как призыв к действию в мире, где разделения, увы, порой кажутся непреодолимыми. Но что значит быть миротворцем по-христиански?
Это не просто избегать конфликтов, но это значит активно сеять мир там, где царит вражда. Христос, назвавший Себя «миром нашим», показывает, что миротворец — это не наблюдатель, а активный участник. Он входит в разорванные ситуации, как Сам Бог вошёл в нашу человеческую историю.
И речь не о компромиссе, а о мужестве говорить правду, но с любовью, и восстанавливать мосты там, где другие возводят стены. Сегодня наш мир проверяется в мелочах: когда в соцсетях хочется ответить грубостью на грубость, когда в семье назревает ссора, когда коллеги делятся на своих и чужих.
И миротворец — это тот, кто первым делает шаг к примирению, даже если это рискованно. Ведь сыновство Божие — это не титул, не статус, а призвание: отражать характер Отца, Который, как солнце, светит и на злых, и на добрых.
Как не выгореть? Секрет в источнике. Истинный мир рождается не от человеческих усилий, а от встречи со Христом, Начальником жизни. И Его благодать превращает страх в доверие, а обиды — в молитву.
Пусть слова Господа напомнят нам, что каждый жест милосердия, каждое прощение, каждый честный разговор — это кирпичики в здании Царства Божия.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 июня. О призвании апостола Павла к благовестию

1-я глава Послания апостола Павла к римлянам начинается со слов: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях».
О призвании апостола Павла к благовестию — священник Алексий Долгов.
Этими словами святой апостол Павел хотел подчеркнуть, что промыслом Божиим он был избран для особого служения — благовестия. Он адресовал своё послание римлянам.
Главное призвание святого апостола Павла — это благовестие Божие, проповедь о Христе распятом и воскрешённом. Благовестием он называет свою проповедь потому, что Евангелие Иисуса Христа и есть благая весть, потому что возвещает о благах, как говорят святые отцы. Поэтому обещание благовестия было обещанием блага роду человеческому.
А Божиим благовестие называют потому, что оно дано самим Богом и даёт о Боге истинное знание. Потому что оно не есть что-либо человеческое, но оно — божественное, неизречённое, превыше всякого естества.
Апостол Павел упоминает о священном Писании, утверждая, что это благовестие уже было известно богоизбранному народу. Действительно, в Ветхом Завете содержатся многочисленные пророчества о пришествии в мир Мессии, которые в точности исполнились на Христе. Апостол подчёркивает связь своего благовестия со Священным Писанием Ветхого Завета, чтобы никто не думал, что он проповедует новые учения, никому неизвестные прежде.
Но всё же благовестие святого апостола Павла, к которому он был призван Богом, отличается от благовестия Ветхого Завета. Пророки обличали, укоряли, угрожали людям за отступление от веры в единого Бога. Апостол же Павел благовествует о несчётных сокровищах, постоянных и непреложных благах, не только настоящих, но и будущих.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 июня. О творчестве Ильи Глазунова

Сегодня 10 июня. В этот день в 1930 году родился художник Илья Глазунов.
О его творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Родился в семье учёного-историка, и это очень важное обстоятельство для понимания жизненного пути и творческого наследия Ильи Глазунова. В нём сочетались любовь к истории Отечества и талант живописца. За всё время своей карьеры Илья Глазунов создал более 3 000 работ.
Чем же известен Илья Глазунов сегодня? Ну, прежде всего, он прославился на весь мир тем, что создал уникальные портреты своих современников: высокопоставленных государственных лиц и культурных деятелей со всего мира. Его кисти принадлежат изображения Индиры Ганди, Сальвадора Альенде, Федерико Феллини и других.
Но, кроме известных портретов, Илья Глазунов оставил нам работы в жанре монументальной живописи. Это прежде всего «Мистерия XX века» и «Вечная Россия», которые вошли в анналы мирового художественного сокровища. Сегодня они признаны шедеврами культурного наследия всего мира, их узнают в любой стране мира.
А ещё в творчестве Глазунова нужно отметить то, что он был большим почитателем Фёдора Достоевского. Вот поэтому для книг Достоевского, своего любимого писателя, Глазунов сделал работы с особенным трепетом.
Все выпуски программы Актуальная тема