На сегодня в Симферополе насчитывается несколько десятков храмов. А первым храмом города стала небольшая домовая церковь, обустроенная в жилище, которое купили у татарина, пожелавшего переселиться в Турцию после присоединения Крыма к Российской империи.
Освятили церковь в честь святых равноапостольных Константина и Елены.
Символично, что первый православный храм на мусульманской земле получил в небесное покровительство благочестивых распространителей христианской веры, за свои просветительские труды удостоенных Церковью имени «равноапостольные».
Со времён правления императора Константина в начале четвертого века христианство стало государственной религией в Римской империи.
Говоря же о царице Елене, следует воздать ей должное, во-первых, за то, что она воспитала своего сына Константина в христианской вере в то время, когда другие юноши воспитывались в языческом духе. Во-вторых, за обретение Креста Господня.
Первоначально церковь в честь святых равноапостольных царей была так называемым полковым храмом, поскольку предназначалась, прежде всего, для участия в богослужениях расквартированного в Симферополе воинского полка под командованием Бориса Алексеевича Татищева.
Храм был открыт и для гражданских лиц, переехавших в город. Со временем их становилось всё больше и больше.
В 1786 году, как говорят нам документы, правитель Таврической области Василий Васильевич Каховский лично следил за тем, как бывший жилой дом приводится в соответствие с его новым назначением. После отъезда полка Татищева храм пережил недолгий упадок, но вскоре усердием Каховского в нем был установлен иконостас и возобновлено богослужение.
26 мая 1787 года в Симферополь проездом прибыла императрица Екатерина II.
Войдя в Константино-Еленинскую церковь, коронованная особа, поражённая крайней бедностью церковного убранства и утвари, распорядилась прислать из столицы всё необходимое для церковного благочиния. И действительно, из Санкт-Петербурга были доставлены облачения для священников, иконы и церковная утварь.
Церковь, а вместе с ней и верующие, жили своей обычной приходской жизнью. Однако маленький храм со временем перестал вмещать всех желающих. По благословению Новороссийского архиепископа Афанасия, в Симферополе начали строительство более вместительного храма.
В 1806 г. был построен храм в честь святых апостолов Петра и Павла, а церковь святых Константина и Елены вошла в усадебный комплекс генерал-майора Попова, как домовая церковь. Вскоре к ней была пристроена колокольня.
Спустя столетие первый храм Симферополя вновь исполняет свою первоначальную роль – в 1914 г. он окормляет расквартированный в городе пехотный полк.
С 1917-го года Константино-Еленинский храм был приписан к Петро-Павловскому собору, а в 1921 г. он вновь становится самостоятельной приходской единицей.
Но такое его существование длилось не долго. Общее положение Православной Церкви после революции 1917-го года с каждым годом становилось хуже и хуже.
Разрушались монастыри и храмы, уничтожалось всё, что было связано с Церковью. В результате прекратила своё существование и первая в Симферополе церковь – Константино-Еленинская.
В 1929 г. храм передали под аэроклуб, верхний ярус колокольни разрушили, а церковное имущество передали в Свято-Троицкую церковь.
Но Бог поругаем не бывает. С наступлением 90-х годов прошлого столетия, Церкви постепенно стали возвращать ее постройки и имущество. Сегодня Церковь святых равноапостольных Константина и Елены, трудами митрополита Крымского Лазаря, восстановлена. Первый православный храм Симферополя вновь открыт для верующих.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»