На сегодня в Симферополе насчитывается несколько десятков храмов. А первым храмом города стала небольшая домовая церковь, обустроенная в жилище, которое купили у татарина, пожелавшего переселиться в Турцию после присоединения Крыма к Российской империи.
Освятили церковь в честь святых равноапостольных Константина и Елены.
Символично, что первый православный храм на мусульманской земле получил в небесное покровительство благочестивых распространителей христианской веры, за свои просветительские труды удостоенных Церковью имени «равноапостольные».
Со времён правления императора Константина в начале четвертого века христианство стало государственной религией в Римской империи.
Говоря же о царице Елене, следует воздать ей должное, во-первых, за то, что она воспитала своего сына Константина в христианской вере в то время, когда другие юноши воспитывались в языческом духе. Во-вторых, за обретение Креста Господня.
Первоначально церковь в честь святых равноапостольных царей была так называемым полковым храмом, поскольку предназначалась, прежде всего, для участия в богослужениях расквартированного в Симферополе воинского полка под командованием Бориса Алексеевича Татищева.
Храм был открыт и для гражданских лиц, переехавших в город. Со временем их становилось всё больше и больше.
В 1786 году, как говорят нам документы, правитель Таврической области Василий Васильевич Каховский лично следил за тем, как бывший жилой дом приводится в соответствие с его новым назначением. После отъезда полка Татищева храм пережил недолгий упадок, но вскоре усердием Каховского в нем был установлен иконостас и возобновлено богослужение.
26 мая 1787 года в Симферополь проездом прибыла императрица Екатерина II.
Войдя в Константино-Еленинскую церковь, коронованная особа, поражённая крайней бедностью церковного убранства и утвари, распорядилась прислать из столицы всё необходимое для церковного благочиния. И действительно, из Санкт-Петербурга были доставлены облачения для священников, иконы и церковная утварь.
Церковь, а вместе с ней и верующие, жили своей обычной приходской жизнью. Однако маленький храм со временем перестал вмещать всех желающих. По благословению Новороссийского архиепископа Афанасия, в Симферополе начали строительство более вместительного храма.
В 1806 г. был построен храм в честь святых апостолов Петра и Павла, а церковь святых Константина и Елены вошла в усадебный комплекс генерал-майора Попова, как домовая церковь. Вскоре к ней была пристроена колокольня.
Спустя столетие первый храм Симферополя вновь исполняет свою первоначальную роль – в 1914 г. он окормляет расквартированный в городе пехотный полк.
С 1917-го года Константино-Еленинский храм был приписан к Петро-Павловскому собору, а в 1921 г. он вновь становится самостоятельной приходской единицей.
Но такое его существование длилось не долго. Общее положение Православной Церкви после революции 1917-го года с каждым годом становилось хуже и хуже.
Разрушались монастыри и храмы, уничтожалось всё, что было связано с Церковью. В результате прекратила своё существование и первая в Симферополе церковь – Константино-Еленинская.
В 1929 г. храм передали под аэроклуб, верхний ярус колокольни разрушили, а церковное имущество передали в Свято-Троицкую церковь.
Но Бог поругаем не бывает. С наступлением 90-х годов прошлого столетия, Церкви постепенно стали возвращать ее постройки и имущество. Сегодня Церковь святых равноапостольных Константина и Елены, трудами митрополита Крымского Лазаря, восстановлена. Первый православный храм Симферополя вновь открыт для верующих.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер