
В 1664 году рязанский митрополит Иларион заказал для своей епархии список иконы Божией Матери «Блаженное чрево». Того самого образа, что был доставлен в Россию в четырнадцатом столетии из итальянского города Бари и хранился в Благовещенском соборе Московского кремля. По поручению владыки иконописец Иван Авксентьев отправился из Рязани в столицу, чтобы сделать копию реликвии.
По своему содержанию рязанский список иконы «Блаженное чрево» соответствует оригиналу. Как и на первообразе, Божия Матерь изображена сидящей на высокой подушке, Богомладенец прильнул к Её груди. Основой для такой иконографии послужили слова, которые, согласно Евангелию, обратила ко Христу одна из жительниц Иудеи: «Блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие».
В своей работе Иван Авксеньев допустил лишь одну неточность. Доставленный из итальянского города Бари образ на Руси именовали Барградским. Иногда в просторечии непривычное слово невольно искажали, называя икону Барской, Барловской, Барбарской. Рязанский иконописец продолжил этот ряд. Он оставил на своей работе надписание: «Хабаровский образ Божией Матери».
Некоторые историки полагают, что такое преобразование названия неслучайно. Во второй половине семнадцатого века у всех на слуху было имя Ерофея Хабарова — первопроходца Сибири и Приамурья. Прошло ещё двести лет, и на Дальнем Востоке появился город, названный в его честь. В 2010 году, к четырёхсотлетию прославленного путешественника, там создали необычный список Хабаровской иконы Божией Матери. На полях иконы «Блаженное чрево» современный иконописец изобразил святых, чей подвиг связан с Дальним Востоком. Реликвию поместили на почётное место в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Хабаровска.
А древний образ, созданный иконописцем Иваном Авксеньевым, с семнадцатого века хранится в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре. После революции 1917 года эту обитель преобразовали в музей, Хабаровская икона стала его экспонатом. Но осталась живым символом присутствия Богородицы в нашей жизни.
Все выпуски программы Небесная Заступница
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема