
Паровоз из Москвы, свистя и замедляя ход, подходил к станции. Пассажиры с нетерпением приникли к окнам. Мимо проплывали служебные станционные строения из новенького красного кирпича. Но вот, наконец, и платформа. А над ней - большая вывеска с чёткими крупными буквами: «Марк». Вывеску с любопытством разглядывали все, кто в 1901 году проезжал эту остановку Савёловского направления, хотя в табличке с названием станции не было ровным счётом ничего необычного. Кроме того, что на ней была написана фамилия человека, которого москвичи очень хорошо знали. Гуго Маврикиевич Марк – крупный предприниматель, владелец нескольких металлургических заводов – недавно построил эту платформу на собственные средства.
Увековечивать в её названии свою фамилию Гуго Маврикиевич не собирался. Но руководство железной дороги, а главное, обрадованные жители близлежащих населённых пунктов, которым теперь не нужно было по нескольку вёрст в день отмахивать пешком, настояли на том, чтобы станцию назвали так, и никак иначе. И Марку пришлось уступить. Однако с тех пор сам он, проезжая платформу, от окна по обыкновению смущённо отворачивался.
Гуго Маврикиевич был потомком немецких переселенцев. Чуткий к нуждам ближних и искренне уверенный в том, что богатство даётся Господом, чтобы щедро делиться им с теми, кто испытывает нужду, Марк всегда с готовностью помогал людям.
В селе Архангельском, где у Марков было большое загородное имение, Гуго Маврикиевич вместе супругой Эльзой открыли и содержали за собственный счёт родильный приют. Бедные крестьянки, роженицы, стеснённые в средствах и не имеющие возможности заплатить акушерке, находили здесь первоклассное медицинское обслуживание, уход и доброе, радушное отношение. Квалифицированные доктора и сиделки, труд которых, Марки оплачивали из личных средств, внимательно заботились о родившихся малышах и их мамах.
Гуго Маврикиевич постоянными пожертвованиями поддерживал московские детские приюты, был попечителем Московского училища для бедных детей и сирот. На протяжении нескольких поколений семья Марков помогала Петропавловскому храму в Старосадском переулке.
Нельзя сказать, чтобы Гуго Маврикиевич особенно интересовался наукой. Однако, когда в 1912 году несколькими профессорами Московского университета было учреждено «Общество Московского научного института» и его основатели обратились к московским предпринимателям с просьбой о поддержке, Марк немедленно отправил на счёт Общества сначала 75, а потом ещё 25 тысяч рублей. Сделал он это анонимно, подписавшись неизвестным жертвователем. За последующие несколько лет этот «неизвестный жертвователь» в общей сложности перевёл в пользу Московского научного института три с половиной миллиона рублей! Как выяснилось впоследствии, Гуго Марк фактически оказался единственным, кто откликнулся на просьбу учёных о поддержке Института и на чьи средства он активно развивался, внося значительный вклад в российскую науку.
С началом Первой Мировой войны в России стали усиливаться антигерманские настроения. В мае 1925-го по Москве прокатилась целая волна погромов, в результате которых имуществу многих выходцев из Германии, в том числе и семейству Марков, был нанесён значительный ущерб. В предчувствии дальнейших бедствий, многие друзья и родственники Гуго Маврикиевича спешно уезжали на историческую родину или переводили свои капиталы в немецкие банки. Но Марк остался в России. В 1916 году его семья пожертвовала девятьсот тысяч рублей на открытие в Лефортове госпиталя для раненных воинов.
Скончался Гуго Маврикиевич в 1918 году. До сих пор его называют Гуго Маврикиевича Марка самым щедрым меценатом в истории российской науки. Железнодорожная платформа Марк за более чем сто лет не поменяла своего названия, став своеобразным памятником «неизвестному жертвователю».
«Сохранить пасхальную радость». Протоиерей Павел Великанов

У нас в гостях был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове в Москве протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о том, какими смыслами наполнены дни от Воскресения Христова до праздника Троицы и как сохранить пасхальную радость в этот особенный период.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
23 апреля. О Схиархимандрите Илие (Ноздрине)

Сегодня 23 апреля. 40 дней со дня кончины Схиархимандрита Илия (Ноздрина), духовника Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла и духовника Свято-Введенской Оптиной пустыни.
О нём рассказывает игумен Лука (Степанов).
В Бозе почивший батюшка Илий более десятка лет подвизался на Святой горе Афон, и я с ним виделся на самой горе в Пантелеимоновом монастыре и на Афонском подворье, где сам проходил послушание и принимал монашеский постриг. Нас, послушников, по виду Афонских, поскольку мы на подворье Афонском в Москве трудились, он особенно нежно привечал, особенно приветствовал, видя в нас надежду укрепления и развития Пантелеимонова монастыря, поскольку сам оказался там в очень тяжелые годы, полные разрухи, и несколько позже приехал, чем дружественный ему отец, настоятель, священный игумен Иеремия. Тот его как-то встретил в Троице-Сергиевой лавре и сказал: «пойдем, пойдем на Афон, пойдем». И несколько позже батюшка оказался там, это все-таки было очень непросто в эти советские годы, выехать из Союза, оказавшись на территории Греции и там уже поддерживать жизнь нашего русского монастыря. В своих советах по возрождению наших российских монастырей, которые мне пришлось слышать, он был очень решителен, требовал скорейшего освобождения монастырей от всяких элементов той самой советской действительности, музеев, которые там присутствовали, изображений, искренне видя в сохранении этих изображений и названий, самих наименований. Вот этого тягостного ига вражия, которая так долго тиранила отечество наше. Когда встретились мы на Святой горе Афон, то он поражал уже на девятом десятке своей бодростью вместе со всей братией, самим игуменом, не пропуская ни одного богослужения, да упокоит Господь со святыми во Царстве Своем новопреставленного старца.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 апреля. Об апостоле Петре

В 1-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Петре: «Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень».
О значении этих слов Христа — игумен Назарий (Рыпин).
Здесь говорится о той ревности, которую имел апостол Пётр, безусловно. И в том числе эта ревность его явилась утверждением даже для апостолов, как сам Господь сказал: «что ты, обратившись некогда, утвердишь братью твою». И, безусловно, для верующих, в силу того, что апостол был первоверховным, апостол Пётр, он явился для многих тоже камнем веры, хотя, безусловно, краеугольный камень – это Христос – камень веры. Но просто апостол Пётр за свою твёрдость и ревность в вере, и утверждение очень многих в вере, наименовался Христом – камнем. Поэтому это особенность именно характера апостола Петра, его вера и его служение, форма его служения, об этом пророчество Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема