
Фото: John Morgan/Unsplash
Большой каменный дом со львами на фасаде в Павловске знали практически все. Ещё бы не знать — многим случалось видеть, как из подъехавшей к нему кареты выходили Жуковский или Тютчев. Несколько раз здесь был замечен даже сам Александр Сергеевич Пушкин!
Поэтов и писателей собирала у себя хозяйка дома — графиня Антонина Дмитриевна Блудова. Внучатая племянница великого Державина, женщина с острым умом и тонким интеллектом, она неплохо писала сама, искренне любила русскую литературу и старалась поддерживать тех, кто её создаёт. На званых обедах и ужинах устраивались чтения новых произведений; в непринуждённой обстановке Антонина Дмитриевна помогала литераторам заводить нужные знакомства с издателями и редакторами журналов.
Вот и теперь она сидела за своим изящным бюро, и писала записку: «Если Вы не заняты и не приглашены кем-нибудь другим, сделайте удовольствие приехать завтра к нам обедать ...». Сложив записку, она надписала конверт: Николаю Васильевичу Гоголю.
Современники вспоминали, что Гоголя графиня Блудова ценила особенно высоко, и что его творчество оказало на Антонину Дмитриевну сильное влияние. Она много размышляла над гоголевскими «Выбранными местами из переписки с друзьями», пропитанными поистине евангельским духом. Так светская львица, блиставшая в высшем обществе, постепенно превратилась в столь же яркую звезду на небосклоне благотворительности. В тысяча восемьсот шестьдесят третьем году Антонине Дмитриевне было пожаловано высшее женское придворное звание камер-фрейлины. А через год скончался её отец, граф Дмитрий Николаевич Блудов. Это печальное событие стало поворотным в жизни графини — она решила оставить придворные обязанности и светскую жизнь ради дела, о котором задумывалась уже давно.
Мечтою графини было соединить в благотворительности христианское милосердие и просветительскую деятельность. Эту мечту она воплотила, основав в городе ОстрОге на ВолЫни православное братство во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
В уставе Братства, утверждённом с благословения митрополита Филарета Московского, говорилось, что оно видит своей целью бескорыстную христианскую помощь церквям города Острога и близлежащих сёл, а также их прихожанам. Кроме этого, Братство намеревалось обучать детей и взрослых Закону Божию, грамоте, письму и счёту.
Чтобы приобрести здание для Братства, Антонина Дмитриевна продала свои фамильные драгоценности. В тысяча восемьсот шестьдесят пятом году там открылась братская библиотека. В этом же году началось строительство церкви. Благодаря энтузиазму графини Блудовой, среди жертвователей на строительство храма оказалась сама императрица Мария Александровна и первые вельможи государства, такие как Шереметевы и Голицыны.
Почти одновременно при Кирилло-Мефодиевском братстве заработали начальная школа и приготовительное женское училище. Через год был открыт странноприимный дом для богомольцев, следующих в Почаевскую Лавру. Стараниями Антонины Дмитриевны, вкладывавшей в своё детище практически все доходы, и привлекавшей большое количество жертвователей, Братство быстро развивалось и успешно реализовывало свою главную цель — воспитывало просвещённых христиан и оказывало помощь нуждающимся. Буквально за несколько лет Братством в Остроге были открыты лечебница для бедных и школа для крестьянских детей.
Писатель Андрей Муравьёв, посетивший Острог в тысяча восемьсот семьдесят первом году, оставил в одном из своих произведений восторженный отзыв о деятельности Кирилло-Мефодиевского братства и графини Антонины Блудовой: «Вот что смогла сделать из ничего благочестивая ревность!» — писал он.
Графиня скончалась в тысяча восемьсот девяносто первом году. Все свои оставшиеся деньги она завещала Братству. На них в Остроге были открыты ещё два училища, которым присвоили имя Антонины Дмитриевны Блудовой.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер