Мы отправляемся с вами в усадьбу Остафьево. Подмосковную, князей Вяземских. Хотя сегодня это уже Москва. Новая Москва.
Остафьевский дом, перед галереями которого возвышаются в форме огромных бокалов два красавца – дуба, символизирующие по традиции гостеприимство хозяев, собирал под свои своды лучшие умы того времени. Его хозяин, князь Андрей Иванович Вяземский, потомок Рюриковичей, построивший этот прекрасный дом-дворец, расположил свою библиотеку, то, что для него было важнее всего - на первом этаже парадных комнат, как было свойственно английской традиции.
Ну а то, что этот прекрасный дом-дворец из великосветского особняка, подмосковной усадьбы интеллектуалов и коллекционеров превратился в святилище науки и трудов во славу Отечества, Остафьево обязано Николаю Михайловичу Карамзину. Известный журналист, поэт, писатель, получивший в 1803 году звание первого русского историографа.
Карамзин считал, что для того, “кто любит семью и любит работу, для того сельское уединение прекрасно”. Остались очень теплые воспоминания о жизни в Остафьеве самого Николая Михайловича. Он писал: «Остафьево достопамятно для моего сердца; мы там наслаждались всею приятностию жизни, не мало и грустили; там текли средние, едва ли не лучшие лета моего века, посвященные семейству, трудам и чувствам общего доброжелательства в тишине страстей мятежных…».
Напротив усадьбы расположен храм, который посвящен Живоначальной Троице. Он был построен вдовой купца Козьмы Матвеева, владевшего усадьбой до Вяземских. Человек он был очень талантливый, деятельный, развивал производство и в Москве, и на Волге, и на Урале. Матвееву принадлежит и идея замечательного расположения парка в усадьбе. Дом как бы вписан в стройные линии липовых аллей, самой старинной из которых 250 лет. С этой аллей связано литературное название усадьбы - “Русский Парнас”. По преданию, так назвал аллею, прогуливаясь по ней, Александр Сергеевич Пушкин.
Макеевка (Донецкая Народная Республика). Путешествие по городу
 
                                    
Макеевка расположена в ста сорока километрах от побережья Азовского моря. Город примыкает к Донецку с восточной стороны и считается его спутником. До семнадцатого века эти земли были безлюдными и назывались Диким полем. В 1690 году здесь, в степи у истока реки Кривой Торец, обосновались запорожские казаки под предводительством Макея Осиповича Иловайского. Спустя сто лет Приазовье стало частью Российской империи, и казачий стан был обозначен на картах как слобода Макеевка. В 1859 году потомок основателя селения, Иван Иловайский, организовал здесь добычу каменного угля. Благодаря богатому месторождению черного золота Макеевка стремительно развивалась. К началу двадцатого столетия в слободе проживало двадцать тысяч человек. Здесь открылся крупный металлургический завод, работали две больницы, четыре школы, мужская и женская гимназии. Духовным оплотом для горняков служили православные храмы. До революции 1917 года в слободе и ее ближайших окрестностях действовало четырнадцать церквей. Все они были закрыты в советское время. А в конце двадцатого века настала пора возрождения веры, и Макеевка, получившая к этому времени статус города, вновь засияла куполами. Сегодня богослужения здесь совершаются в тридцати пяти храмах!
Радио ВЕРА в Донецке и Макеевке можно слушать на частоте 102,6 FM
Кирсанов. Храм Тихвинской иконы Божией Матери
 
                                    
На северной окраине города Кирсанова в Тамбовской области стоит пятиглавый белокаменный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Он был возведён в первой половине девятнадцатого века. Инициатором строительства стала женская монашеская община. Сёстры приобрели участок земли и на пожертвования горожан поставили скромную Тихвинскую церковь. Небольшое здание постепенно расширялось. В 1867-ом году к нему пристроили трапезную с двумя боковыми приделами — в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость» и Рождества Христова. Трудами и молитвами насельниц обитель росла и укреплялась. К началу двадцатого века монастырь занимал целый квартал. Кроме Тихвинского храма здесь были шестнадцать корпусов с сестринскими кельями и мастерскими. А также больница, школа, приют, конный двор, гостиница для паломников. Крепкое монашеское хозяйство разорили безбожники после революции 1917 года. Из пышного архитектурного ансамбля уцелели лишь три корпуса и Тихвинская церковь. В 2009 году храм вернули православным. Сегодня он — один из двух действующих в Кирсанове.
Радио ВЕРА в Кирсанове можно слушать на частоте 102,2 FM
Владивосток. Свято-Никольский собор

Фото: Julia Braytseva / Unsplash
В исторической части Владивостока, на склоне Тюменской сопки над бухтой Золотой Рог, возвышается старинный Никольский храм. Его летопись связана с печальными событиями Русско-японской войны. Противостояние длилось с 1904 по 1905 год и унесло немало жизней. После подписания мирного договора во Владивостоке началось строительство церкви, посвящённой памяти убиенных русских воинов. 9 декабря 1907 года храм освятили в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». В цокольной части был оборудован склеп, где нашли упокоение останки защитников Отечества. При церкви открылась общеобразовательная школа, в которой обучались больше ста ребятишек. В 1923 году советская власть закрыла учебное заведение. Ещё через несколько лет безбожники запретили богослужения в храме «Всех скорбящих радость». Здание стало жилым домом. А в 1975 году произошло невероятное — власти возвратили храм верующим! Православные отреставрировали церковь и освятили на этот раз во имя Николая Чудотворца. В 1988 году здесь был обустроен дополнительный придел в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость». Спустя ещё три года Свято-Никольскому храму присвоили статус кафедрального, то есть главного собора Владивостокской епархии.
Радио ВЕРА во Владивостоке можно слушать на частоте 97,3 FM



 
 




