Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Страх — это совершенно естественная человеческая эмоция. Из Евангелия мы знаем, что апостолы Христовы не были людьми, не знакомыми со страхом, и, даже находясь рядом со Спасителем, они иной раз боялись, к примеру, им было страшно во время бури тогда, когда Господь спал в одной с ними лодке. Боялись они и людей, здесь можно вспомнить последние часы земной жизни Христа и реакцию апостолов на взятие Спасителя под стражу. Господь связывал страх с маловерием, именно так Он сказал апостолам во время бури: «Что вы так боязливы, маловерные?» (Мф. 8:26). О том же самом — о вере как пути преодоления страха — Христос говорил и в зафиксированной 12-й главой Евангелия от Луки речи к народу. Отрывок этой речи звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Одно из существенных отличий Нового Завета от Ветхого состоит в том, что Новый Завет ничего не говорит о благополучии человека в земной жизни. Более того, в Евангелии от Луки мы можем найти слова, которые заставляют глубоко задуматься ищущего земного комфорта человека: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6:26). С одной стороны, Христос исцелял, кормил и воскрешал людей, с другой — Он призывал не сосредотачивать своё внимание на земном, и всем естеством устремляться в Царство Небесное.
Ветхий Завет, как мы помним, устроен иначе: книги Моисея почти ничего не говорят о жизни будущего века, зато они дают исчерпывающие инструкции для жизни земной так, будто бы и вовсе нет никакой жизни после смерти тела. Конечно же, любой христианин понимает, чем вызвано столь очевидное отличие двух Заветов: Ветхий Завет должен был научить человека чтить Бога и не забывать о Нём, проще же всего это сделать через благополучное устроение земной жизни чтущего Бога человека. Здесь всё довольно просто: исполняешь заповеди — Бог устраивает твою земную жизнь.
Христос Свою проповедь адресовал в первую очередь тем людям, которые за века привыкли к логике Ветхого Завета, которые научились чтить Бога и исполнять Его заповеди. Спаситель предлагает этим людям перейти на следующую ступень и сделать веру в Бога и доверие к Нему не связанными ни с чем земным, даже с самой физической жизнью. Господь в только что услышанном нами евангельском отрывке использует то обращение, которое мы не встретим на страницах Ветхого Завета, Он называет Своих слушателей друзьями, не детьми, не рабами, не народом, а именно друзьями, теми, с кем можно говорить искренне и без использования метафор, кто готов понимать и принимать истину. Истина же такова: Бог всегда рядом с человеком, и изменить это может лишь сам человек, сознательно вычеркнув Бога из своей жизни, если же мы стремимся к исполнению заповедей, то нам абсолютно нечего бояться, Бог нас не оставит, и Он сохранит наши души в вечности.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееМежду «быть» и «казаться» христианство призывает нас однозначно выбрать первое. Ведь рано или поздно истина всё равно вырвется наружу, и никакая оболочка внешнего образа не способна будет её сдержать. В особенности тогда, когда человек выпадает из зоны комфорта. Именно об этом и говорит нам сегодняшнее евангельское чтение — отрывок из 12й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня утром во время литургии. Давайте послушаем.
В дореволюционной России к актерской профессии относились с подозрением. Хорошо видно это на примере рассказа Чехова «Панихида», в котором отец умершей дочери-актрисы пишет её имя в поминальной записке с приставкой «блудница». Даже вразумление священника не в состоянии разубедить героя Чехова в том, что его дочь посвятила жизнь чему-то неправильному. Хотя этот выбор был обусловлен невниманием родителя, отсутствием полноценного воспитания с его стороны. Но, тем не менее, подозрительное отношение к актерству было, конечно же, вызвано прозвучавшим уже замечанием. Люди не только актерской, но и в целом — творческих профессий часто склонны между «быть» и «казаться» выбирать «казаться».
К принципиально иному призывает нас Священное Писание, что хорошо видно на примере прозвучавшего отрывка из Евангелия от Луки. Христос предостерегает апостолов от подражания фарисеям и прочим законникам древнего Израиля. Те делали акцент на внешнем благочестии. Некоторые из этих людей даже специально покрывали лица белой пудрой, чтобы казаться суровыми аскетами. Но Спаситель предрекает: «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях».
Значение этих слов заключается в следующем. Когда Господь говорит о лицемерии фарисеев, он использует слово, означающее не просто ложь, а артистичность — показное поведение, направленное на то, чтобы впечатлить публику. Это чувство буквально раздувает человека изнутри (как дрожжи — тесто), подталкивает его к самолюбованию и саморекламе. Но нет ничего сокровенного. И как бы человек ни пытался замаскировать убогость внутреннего мира с помощью внешнего благочестия, всё его нутро рано или поздно вылезет наружу. Как, собственно, произошло с оппонентами Христа.
Люди, еще вчера претендовавшие на место духовных лидеров народа, столкнувшись со Христом, не только явили свою горделивую суть, но и превратились в причину гибели древнего Израиля. Именно с благословения фарисеев началось восстание 70 года первого века, в результате которого Иерусалим и его храм оказались разрушены.
Поведение Своих противников Христос именует хулой на Духа Святого и подчеркивает, что данный грех не будет прощен. Не потому, что Господь жесток и мстителен, а потому что гордец не нуждается в прощении. Законники Израильские прекрасно понимали, Кем является Христос, но отказались Его принять. Не только потому, что Спаситель угрожал их влиянию на общество, но и потому, что Сын Божий видел и обличал ложь фарисеев. А они вместо того, чтобы признать ошибки и покаяться, вновь между «казаться» и «быть» выбрали «казаться».
Прозвучавшее евангельское чтение учит нас, насколько важным является быть честным перед собой и перед Богом. И насколько губительным может оказаться лицемерие. Быть может, на первых порах оно и способно произвести на кого-то впечатление, замаскировать проблемы глубинной духовности. Но впоследствии, высосав из нас все внутренние силы, лицемерие обязательно подставит свою жертву, явив миру духовную несостоятельность человека. Потому будем заботиться не о том, чтобы казаться, а чтобы быть — чистыми, светлыми, добрыми благодаря искренней вере в Бога. И тогда мы обретем в Нем настоящую и несокрушимую опору.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЛк., 63 зач., XII, 2-12
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Одним из важных понятий современной жизни является приватность. Частная жизнь, частная территория, частная собственность — мы не хотим и боимся пускать других в свою личную жизнь. Но что о приватности говорится в Священном Писании? Ответ на этот вопрос можно услышать в отрывке из 12-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время Богослужения. Давайте его послушаем.
Уже первый стих сегодняшнего чтения может повергнуть современного человека в шок и заставить почувствовать отторжение. Для верующего этот текст авторитетен, а неверующий будет готов с ним спорить. Ладно, если речь идёт о тайне, которую знают двое, о тайне записанной, сфотографированной, снятой на видео, или наконец о той, которая может быть доступна средствам слежения, с этим ещё можно согласиться. Такая тайна действительно может быть раскрыта. Друг может разболтать секрет, носители могут быть взломаны, а через камеры и телефоны при большом желании можно подсматривать и подслушивать. Но даже это только возможно, а не обязательно. Тем более, если речь идёт о тайне, которую знает только один человек. Если он никому не расскажет, если никто не подслушает и не подсмотрит, то никто и не узнает. Конечно, можно предположить, что речь идёт о Последнем Суде, на котором мы, представ перед Богом, не сможем ничего утаить, и все наши дела будут свидетельствовать о нас, как злые, так и добрые. Но речь явно не только и даже не столько об этом. Контекст того, о чём говорит Христос, очевидно подразумевает, что сокровенное станет явным перед людьми, и тайное откроется перед всеми. Но что же Он имел в виду? Сама фраза о том, что всё тайное становится явным, уже давно стала пословицей, и мы практически не помним контекста, в котором она звучит. А ведь у неё есть предыстория, из которой многое становится понятным. В конце 11-й главы мы становимся свидетелями очень напряжённого разговора Спасителя с книжниками, фарисеями и законниками, которые всячески пытаются его поймать на слове и обвинить, в то время как Он обличает их в лицемерии. По Его мнению, они давно выделили в законе две части- культовую и нравственную. Культовая, хотя и была трудна внешне, не предполагала духовной работы и изменения сердца. Её они приняли и всё время демонстрировали другим. В свою очередь нравственная подразумевала любовь к Богу и к ближнему. Они внутренне отвергли её и жили своими интересами, пренебрегая справедливостью и милостью. Впрочем, стремясь к общественному признанию и почитанию, они тщательно скрывали своё двуличие и внешне вполне походили на праведников. Подразумевая это их двуличие, Спаситель и говорит, что всё тайное станет явным. Ты можешь говорить любые речи, можешь носить самые правильные одежды, занимать очень важный статус, но если ты в сердце выбрал себя, а не Бога, если собственные вкусы и предпочтения стали для тебя важнее Его воли, ты не сможешь этого утаить, даже если очень захочешь. Именно поэтому Господь говорит, что хула на Него, как на Сына Человеческого простится, ведь Он пришёл в образе раба и Его можно было не узнать. Но как человеку не узнать Бога, если Он постучался в его сердце? Тут уже точно человек будет вынужден сделать выбор, который в итоге отразится на всей его жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееГоворя о вере, Священное Писание и христианское богословие делают важное замечание: есть вера в Бога, а есть доверие Богу. Вера в Творца — признание того, что Он существует. Что Им создан мир и человек. Что нашей жизнью управляет Его благой Промысел. В общем, предметом веры христианина является всё то, о чём говорит наш Символ веры, который мы поём за каждой Литургией. Со всеми этими истинами соглашается наш ум точно так же, как он согласен с тем, что существует Южный полюс и мир субмикронных наночастиц. Ни первый, ни второй мы скорее всего сами не видели. Но мы просто доверяем исследователям и учёным. И принимаем их опыт на веру. Доверие Богу — совсем иное. Это живое ощущение Его присутствия в моей жизни. Реальный опыт того, как Он ведёт меня за руку. Именно об этом опыте живого присутствия и говорится в только что прозвучавшем отрывке.
Обращаясь к Своим ученикам, Господь говорит, чтобы они не переживали о тех проблемах, которые встретятся им на пути и которые они не в силах будут решить самостоятельно. Им необходимо просто доверять Богу, а Он уже Сам сделает за них всю необходимую работу. Чтобы показать степень Своего попечения о человеке, Христос приводит образ маленьких птичек, которые продаются за самую мелкую монетку. Даже о них Бог заботится постоянно. Тем более о человеке, о котором Творец промышляет так, что знает о мельчайших подробностях его внешней и внутренней жизни. Вплоть до того, что знает количество волос на голове каждого. Вывод Спасителя прост: не бойтесь ничего. Важно то, что этот призыв обращен не только к апостолам, но и к каждому из нас.
Легко сказать, сложно сделать. Мы ведь далеко не апостолы, а потому постоянно думаем о том, как прокормить семью, где раздобыть денег на отпуск, как оплатить долги, сдать на работе отчёт в положенные сроки и так далее. Эти мысли поглощают нас целиком. Затягивают словно трясина. Нередко они становятся источником тревог, страхов и переживаний вплоть до нервных срывов и депрессий. От них не застрахован даже человек, который регулярно посещает храм. Как же в этой житейской кутерьме ощутить себя той самой маленькой птичкой, о которых упоминает Спаситель? Как же отпустить все эти ситуации и не только верить в то, что Бог есть, но и довериться Ему, ощутить, как Он ведёт тебя за руку?
Сам Спаситель даёт на это чёткий ответ: думайте в первую очередь о том, как достичь Царства Небесного, а всё остальное приложится. Иными словами, задача человека в первую очередь думать о том, как мне именно сегодня, то есть в течение этого дня, состояться как христианин. Как мне сегодня, с утра и до вечера, исполнять Евангелие Христово по отношению к тем, кто меня окружает. Как мне сегодня послужить Богу и людям, исполняя Его главную заповедь о жертвенной любви. А потому, как только нападают на нас уныние, страх, тревога, неуверенность в завтрашнем дне, скажем себе: «Я не знаю, что будет завтра. Но сегодня я твой служитель, Господи. Не важно, чем я занимаюсь. На работе я или дома. Общаюсь я с коллегами, родственниками или случайными встречными, я во всех своих делах рабочих, бытовых, во всех возможных ситуациях стараюсь быть Твоим служителем, исполнять Твою волю. А ты Сам реши те трудности, которые я пока не в силах решить». Чем чаще мы будем приводить себе эти мысли на ум и действовать в соответствии с ними, тем сильнее Бог будет входить в нашу жизнь. Тем явственней мы будем ощущать Его присутствие, проникаться доверием к Нему. Тем проще мы будем отпускать то, что будет завтра. Ведь о завтрашнем дне и его проблемах теперь позаботится Бог. Он сам обещал. Моя задача оставаться верным Ему в данный момент. И будем уверены, Господь не подведёт. Ведь Он то, наверняка, знает, как лучше устроить жизнь того, кто старается искренне служить Ему и Его детям.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист