Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 2-12
Лк., 63 зач., XII, 2-12
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Одним из важных понятий современной жизни является приватность. Частная жизнь, частная территория, частная собственность — мы не хотим и боимся пускать других в свою личную жизнь. Но что о приватности говорится в Священном Писании? Ответ на этот вопрос можно услышать в отрывке из 12-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время Богослужения. Давайте его послушаем.
Уже первый стих сегодняшнего чтения может повергнуть современного человека в шок и заставить почувствовать отторжение. Для верующего этот текст авторитетен, а неверующий будет готов с ним спорить. Ладно, если речь идёт о тайне, которую знают двое, о тайне записанной, сфотографированной, снятой на видео, или наконец о той, которая может быть доступна средствам слежения, с этим ещё можно согласиться. Такая тайна действительно может быть раскрыта. Друг может разболтать секрет, носители могут быть взломаны, а через камеры и телефоны при большом желании можно подсматривать и подслушивать. Но даже это только возможно, а не обязательно. Тем более, если речь идёт о тайне, которую знает только один человек. Если он никому не расскажет, если никто не подслушает и не подсмотрит, то никто и не узнает. Конечно, можно предположить, что речь идёт о Последнем Суде, на котором мы, представ перед Богом, не сможем ничего утаить, и все наши дела будут свидетельствовать о нас, как злые, так и добрые. Но речь явно не только и даже не столько об этом. Контекст того, о чём говорит Христос, очевидно подразумевает, что сокровенное станет явным перед людьми, и тайное откроется перед всеми. Но что же Он имел в виду? Сама фраза о том, что всё тайное становится явным, уже давно стала пословицей, и мы практически не помним контекста, в котором она звучит. А ведь у неё есть предыстория, из которой многое становится понятным. В конце 11-й главы мы становимся свидетелями очень напряжённого разговора Спасителя с книжниками, фарисеями и законниками, которые всячески пытаются его поймать на слове и обвинить, в то время как Он обличает их в лицемерии. По Его мнению, они давно выделили в законе две части- культовую и нравственную. Культовая, хотя и была трудна внешне, не предполагала духовной работы и изменения сердца. Её они приняли и всё время демонстрировали другим. В свою очередь нравственная подразумевала любовь к Богу и к ближнему. Они внутренне отвергли её и жили своими интересами, пренебрегая справедливостью и милостью. Впрочем, стремясь к общественному признанию и почитанию, они тщательно скрывали своё двуличие и внешне вполне походили на праведников. Подразумевая это их двуличие, Спаситель и говорит, что всё тайное станет явным. Ты можешь говорить любые речи, можешь носить самые правильные одежды, занимать очень важный статус, но если ты в сердце выбрал себя, а не Бога, если собственные вкусы и предпочтения стали для тебя важнее Его воли, ты не сможешь этого утаить, даже если очень захочешь. Именно поэтому Господь говорит, что хула на Него, как на Сына Человеческого простится, ведь Он пришёл в образе раба и Его можно было не узнать. Но как человеку не узнать Бога, если Он постучался в его сердце? Тут уже точно человек будет вынужден сделать выбор, который в итоге отразится на всей его жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов