Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 15, стихи 29-31

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Матфея, Глава 15
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Современный мир — это мир текстов. Мы познаём его, читая литературу, для всего придумываем термины, всё проговариваем... И даже наша вера во многом основана на текстах. Однако Бог говорит с людьми на разных языках, и Он может привести нас к себе не только посредством слова. Но как ещё, если не посредством проповеди, люди могут увидеть в мире присутствие Божие? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 15-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 15.

29 Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там.

30 И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их;

31 так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева.

На мой взгляд, самым ярким примером того, что наша цивилизация — это цивилизация, в которой господствует текст, можно считать переход в текстовый формат тех форм познания, которые всегда или практически всегда требовали практического участия. Скажем, значительно изменились некоторые школьные предметы, которые раньше не предполагали чтения учебников. На уроках музыки — пели, на уроках труда — строгали или шили. Сегодня же, и родители школьников прекрасно это знают, для каждого из этих предметов есть учебник, и дети могу не учиться пению и не работать руками. Прочитал, написал конспект, ответил. Но ещё больше изменилось наше общение, которое порой практически совсем перестаёт быть личным. Спросим себя: по чему мы сегодня судим о человеке? Если речь о незнакомом, то по тому, что он пишет в социальных сетях, да и о знакомых мы часто судим по тому, что читаем в переписке. И, естественно, хотя мы можем этого не замечать, акцент на текст изменил наше отношение к религии. Если мы поверили в Бога и пришли в Церковь, мы ощущаем, что всё время должны что-нибудь читать о Боге и духовной жизни.

Отрывок из Евангелия от Матфея, который мы сегодня услышали, начинается с мотивов для внимательного читателя или слушателя вполне знакомых. Христос приходит в Галилею, поднимается на гору и садится там, то есть делает практически то же самое, что сделал перед тем, как начал нагорную проповедь. И практически так же, как в пятой главе Евангелия от Матфея ко Христу приступают ученики, в пятнадцатой к Нему приступает множество людей. Они приносят к Его ногам своих страдающих родственников, чтобы Он их исцелил. Могли ли они о Нём что-то прочитать? Изучить Его учение? Нет. Он даже проповедовал им в притчах, так что не все однозначно всё в Его проповедях понимали. Но для простых людей проповедью были Его чудеса, которые тоже несомненно призывали людей к нравственным изменениям, к вере в Него, к доверию, к надежде и самое главное к принятию Его как Мессии, который им обещан от Бога. Примечательно, что буквально за несколько стихов до сегодняшнего евангельского отрывка мы можем прочитать про хананейскую женщину, которая кричит и умоляет Христа исцелить её дочь, и Он не делает этого сразу, но проверяет её веру и её смирение. В то же время в Галилее хромые, слепые, немые и увечные поднимаются к Нему на гору, а некоторых приносят и повергают к Его ногам, и Он исцеляет их всех. Их усилие уже выражает их доверие, уже является достаточным. Впрочем, и Христос, со Своей стороны, знает, что народ готовился к этой встрече столетиями. Ведь это мы, слушая сегодняшний отрывок, слышим буквально только то, что читается. Однако люди, которые окружали Христа, видели в происходящем исполнение пророчеств, в которых немые говорили, хромые ходили и слепые начинали видеть.

Кто-то приходит к Богу через интеллектуальное усилие и поиски ответов на так называемые проклятые вопросы. Читает тексты и знает детали древних и современных богословских споров. Другой приходит к Богу через чудо, его вера проста и лишь в малой степени соответствует книжной. Бог призывает к себе людей разными путями. Конечно, они призваны к духовному росту и развитию, но главное, чтобы они видели в Нём свою единственную надежду.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Перед глазами — так и представляется картина: Иисус на одной из невысоких гор, окружающих Галилейское озеро, откуда открывается чудесный вид на водную гладь, холмы, деревни — и тут же, рядом — толпы несчастных, обездоленных, потерявших всякую надежду на обычную, полноценную жизнь.

Какой резкий контраст между гармонией природы — и противоречивостью, запутанностью человеческой жизни! Мы ничего не знаем о том, каким именно образом Иисус исцелял этих людей — но из евангельского текста нетрудно догадаться, что это была адресная помощь, возможно, через прикосновение или через возложение рук, или молитву. Почему именно на этом хочется остановить внимание? Сейчас объясню.

Наверное, многие из слушателей помнят, как в конце 80-х — начале 90-х годов люди, утверждавшие, что имеют исключительные способности исцелять любые болезни, собирали толпы людей в кинотеатрах и на стадионах. Чего только там не происходило! Кто-то и правда поддавался внушению и входил в особое состояние психики, кто-то с недоумением и усмешкой наблюдал за происходящим. Но главное другое: все эти псевдоцелители искали не только материальной выгоды, но и прежде всего — популярности. Главный интерес для них — число последователей. А вот каждый конкретный человек — если только он не при «чинах и званиях» — малоинтересен.

Но Христос — как мы видим из Евангелия — полная противоположность такому массовому «псевдоцелительству». Мы ведь хорошо понимаем, что Сыну Божию абсолютно не составляло никакой проблемы одним мановением руки за секунду, мигом, исцелить всю собравшуюся толпу — и после этого спокойно наслаждаться чудесными видами с горы, молиться, созерцать — да чем угодно заниматься — но своим, а не чужим, делом. Однако именно этого и не происходит: Иисус берёт на Себя невероятный труд каждому уделить внимание, с каждым встретиться глазами, каждого прикоснуться. И, как мы это знаем из свидетельств других евангелистов, иногда к вечеру Иисус уже был совершенно истощён, на грани сил. Но при этом — никаких «массовых исцелений». Значит, для Сына Божия это было принципиально важно.

Сегодня евангелист Матфей предлагает нам задуматься над очень важным свидетельством: для Бога всё человечество — не «масса» людей, а множество очень разных — но одинаково дорогих человеков. Бог не общается с народом как с безликой, абстрактной массой: и в толпе людской Он говорит адресно только с каждым, пристально вглядываясь в него, касаясь именно его событиями его жизни! Когда об этом вспоминаешь — особенно в сложные, кризисные времена — становится значительно легче: значит, и в боли, и в горе Бог никуда не исчезает, не отчуждается, не отстраняется — Он всё равно близко, рядом, готов на помощь — если только мы сами готовы её принять.

Я давно заметил удивительную особенность: если где-то публично выступаешь, гораздо легче говорить то, что ты подготовил, если смотреть «поверх голов»: у тебя есть какой-то план сообщения, его и осуществляешь. Но стоит лишь встретиться глазами в глаза — как все планы начинают рушиться: ты вступаешь в бессловесный диалог — и многое из казавшегося правильным и точным рассыпается на глазах об реальность бытия другого! Так вот Бог — в отличие от нас — никогда не говорит с нами «поверх голов»: Его слово — только адресное, только обращённое конкретно к тебе.

Помоги же нам, Господи, иметь мужество не прятать наши глаза от Твоего настойчивого взгляда, не затыкать уши от Твоего голоса — а полюбить то удивительное состояние сонастроенности Твоему слову, только в котором и познаётся Твоя святая воля — благая и совершенная!

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
25.07.2025пятница
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ