Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 15, стихи 12-21

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
Священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Евангелие от Матфея, Глава 15
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Становясь христианами, мы привыкаем мыслить о Боге в категориях любви, заботы, участия в нашей жизни. И кажется, разве может быть иначе? Разве Бог может пренебречь Своим творением? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 15-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 15.

12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?

13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;

14 оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?

17 еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

18 а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека,

19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления -

20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека.

21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

Помню, как 90-е годы прошлого века в самых разных храмах на службах звучали проповеди с одним и тем же лейтмотивом: относитесь бережно к чувствам тех, кого вы встречаете в храмах. Если люди пришли первый раз, они могут не знать, как себя вести, могут быть одеты не так, как принято, могут даже не уметь креститься... Не делайте грубых замечаний, разговаривайте с любовью, старайтесь никого не смутить. Очевидно, эти проповеди были обращены к тем, кто уже жил церковной жизнью, знал и стремился соблюдать все правила и даже больше — соблюдать традиции и предания, которые не являются заповедями. Недавно в одном художественном музее я видел работу начала XIX века, на которой девушка в храме ставила свечу на подсвечник. Примечательно, что девушка была без головного убора. Это может показаться удивительным, но на самом деле до революции незамужние женщины могли не покрывать в храме голову, потому что по словам апостола Павла плат на голове — это знак замужества. Ещё в середине XVII века в требниках можно было встретить специальный чин покрывания головы, который священник совершал над женщиной, вступившей в брак. Революция разрушила многие религиозные традиции, и люди, пришедшие в храмы в 80-е и начале 90-х годов 20 века, стали покрывать головы даже маленьким девочкам, полагая, что таковы древние церковные правила.

Отрывок из Евангелия от Матфея, который мы сейчас услышали, начинается с вопроса, который ученики обращают ко Христу. Они привыкли к тому, что их Учитель спорит с фарисеями, но в данном случае проявляют беспокойство, потому что Спаситель не просто призвал оппонентов к любви или к милости, как бывало при исцелении в субботу скорченной женщины или сухорукого человека. В данном случае Христос прямо обличил их за то, что они предание старцев ставили выше заповедей Божиих. Присмотревшись к тому, как Спаситель общается с мытарями и фарисеями, можно заметить, что Он был очень бережен к грешникам и строг с записными праведниками, которые делали акцент не на заповедях, а на народных преданиях, не на смыслах, а на форме. Слово, которое употребляют апостолы, говоря, что фарисеи соблазнились, на самом деле родственно слову «скандал». Фарисеи — это не скромные новички, которые, расстроившись, просто уйдут, они — религиозные профессионалы, чей авторитет повергается сомнению. Однако Спаситель совершенно не боится обличать авторитетов. Он знает, что люди, которые настолько сместили акценты, не будут поддержаны Богом. Они — слепые вожди, и простых людей нельзя им доверять, потому что они сделают их такими же слепцами и приведут их к погибели.

Услышав слова Спасителя, всем нам стоит задуматься над тем, что мы считаем главным в своей церковной жизни, о чём переживаем, как расставляем приоритеты. В Церковь приходят люди, которые ищут Бога и смысла жизни, ищут утешения в скорбях, хотят научиться радости... Важно помочь им в этом, сохраняя уважение к традициям и в то же время ориентируя на главное: на соблюдение заповедей, чистоту сердца и праведность жизни.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Главный герой сериала «Асассины. Начало» Хасан ас-Саббах — прекрасная иллюстрация к отрывку из 15-й главы Евангелия от Матфея — который сегодня читается за богослужением в православных храмах.

Глава 15.

12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?

13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;

14 оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?

17 еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

18 а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека,

19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления -

20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека.

21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

В одном из эпизодов фильма Хасан ас-Саббах — создатель и духовный лидер шиитской секты конца XI века асассинов — произносит ключевую фразу: «Я не ценю человеческую жизнь саму по себе. Только послушание мне — вот что важно!» И это говорит человек, совершенно ни во что и никому не верящий! Возникает вопрос: но как вообще возможно, чтобы за таким откровенным лжецом и манипулятором пошли не только сотни, но и тысячи людей — причем ценой собственной жизни? Откуда источник этого буквально сногсшибательного обаяния — на которое, словно нектар ароматного цветка, тотчас слетаются толпы почитателей? Откуда у духовного слепца — такая привлекательность?

Было бы глубоко ошибочным думать, что весь секрет — в хитрой инсценировке райского блаженства, в которое «погружали» адептов секты под воздействием наркотических веществ. Конечно, этот личный опыт легко перевешивал на весах ценность здешней, мирской, временной жизни. Но всё же этот «рукотворный рай» был всего лишь последней — пусть и решающей! — каплей: сама же чаша безусловного доверия лидеру и беспрекословного подчинения ему наполнялась до краёв значительно раньше.

Ответ нам даёт сам Ассан: «Если сам веришь в свою святость — то и все остальные поверят». Не сомневаюсь, эта фраза помогает нам лучше понять и то, почему фарисеи — которых Иисус многократно осуждает за лживость и лицемерие — обладали таким сильнейшим авторитетом среди иудеев.

Вера в свою собственную исключительность и непогрешимость — поистине «короткое замыкание» души на себе самой. Яркое. Эффектное. Выдающееся. Заявить о своей избранности свыше с такой безусловной категоричностью — не всякий на такое отважится! Главное — поверить до конца в это самому, не допуская ни тени сомнения. Как только это происходит — внутри человека открывается неиссякаемый источник сил и вдохновения. Только свою энергию он че́рпает не из природы, не из собственного естества или Божественной воли — а из внутреннего распада, который я бы сравнил с «реакцией расщепления ядра атома» — которая и сопровождается выделением чрезвычайно большого объема энергии. Только при таком духовном «замыкании» — которое в святоотеческой терминологии получило название «прелесть» или «самообольщение» — и происходит распад личности, утрата образа Божия — неизбежно приводящая к полной физической и духовной деградации.

По каким же признакам можно распознать эту тяжелейшую духовную болезнь? Ответ — в сегодняшнем Евангелии. Дела лучше всего обличают такого «прелестника». Какими бы «духовными» и «благородными» мотивами ни объяснялись убийства и предательства, обманы и воровство, измены и подлости — сути своей они не меняют. Вот для нас и хороший индикатор, который всегда позволит безошибочно распознавать «манящий аромат» ложной духовности от настоящего спокойного горения в человеке Духа Божия!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует Священник Дмитрий Барицкий

Каким путём необходимо двигаться, чтобы войти в Царство Небесное? Какому святому подражать? Тому, кто был монахом-аскетом и жил сотни лет назад в далёкой-далекой стране? Или тому, кто был примерным семьянином и отошёл ко Господу лишь недавно? Тот отрывок из 15 главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, предлагает поразмышлять на эту тему. Давайте послушаем.

Глава 15.

12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?

13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;

14 оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?

17 еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

18 а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека,

19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления

20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.

21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

Фарисеи, о которых сегодня говорит Христос, считали себя знатоками и хранителями традиции. И в принципе отчасти так оно и было. Они прекрасно знали закон Моисеев, дотошно исполняли церковный устав, любили пышные богослужения, вели внешне благочестивый образ жизни. В народе их уважали и почитали. Да и как не уважать человека, который строго держит пост, регулярно посещает собрания в синагоге, усердно молится во время богослужения, да и каждый свой шаг внимательно сверяет с религиозным законом. Важно понимать, что фарисеи — это не кучка злобных фанатиков. Это столпы иудейского общества. Те упрёки, которые они посылают в адрес Христа и Его учеников, были по большей части справедливы. Ведь Господь нередко совершал вещи, которые не были приняты среди фарисеев. Совершал исцеления, а, следовательно, работал в субботу; ел неумытыми руками; контактировал с прокажёнными, нечистыми; прикасался к умершим; общался и разделял трапезу с язычниками, мытарями и блудницами. В глазах фарисеев это было вольнодумством. Говоря современным языком, Христос был для них либералом и модернистом, Который Своей деструктивной деятельностью разрушал традицию. На самом же деле, конечно, всё было иначе.

Господь в Евангелии часто говорит, что Он пришёл не для того, чтобы нарушить закон, но для того, что исполнить его в полноте. Фарисеи очень однобоко понимали то, что им было передано древними святыми. Они игнорировали целый пласт религиозной жизни. Это то, что нельзя потрогать руками и увидеть глазами. Это не набор действий, которые можно механически повторить. Это внутренняя жизнь верующего. Поэтому сегодня Он упоминает о сердце, в котором действуют злые помыслы. Подлинная религиозная жизнь начинается именно с того, что я пытаюсь навести порядок в своём сердце. Что для этого нужно? Для начала я должен увидеть себя настоящего. Увидеть, что, несмотря на внешнюю благопристойность, в моей душе хаос, перед которым я бессилен. Осознать, что сам я там порядок навести не могу и поэтому мне нужен Спаситель. Именно с этого шага начинается подлинное общение с Богом. Ведь только в этом случае я понимаю, как мне нужны личные отношения с Творцом. Мне нужна вера, потому что сам я без Бога погибаю. Мне необходимо научиться вести с Ним сокровенный диалог, на протяжении которого я буду отдавать Ему свою жизнь и те части своего больного Я, которые страдают от злобы, зависти, ревности, обиды и других духовных недугов. Разнообразные внешние формы богопочитания, церковный устав, храмовый ритуал — это всего лишь та благоприятная среда, в которой должна протекать эта работа. Это указатели, которые расставили на моём пути к Богу те люди, которые Его уже обрели. Именно они написали священные тексты, разработали церковный устав, написали иконы, сложили песнопения. Вся эта внешняя часть традиции — отпечаток их пути, карта, которая показывает мне, в каком примерно направлении необходимо двигаться. За какие границы не стоит выходить. Но свой путь я призван пройти сам. След, который я оставлю на этой карте, будет только мой. Я не могу повторить судьбу другого человека. А потому если нет в моей религиозной жизни ежедневной, систематической, организованной внутренней работы над миром своей души, моя духовная жизнь — просто копирование, пародия, ролевая игра. Это попытка пройти след в след за другим человеком. Втиснуть свой растоптанный башмак 45-го размера в едва заметный, воздушный отпечаток от его изящной серебряной туфельки. Меня самого, меня настоящего в такой религиозной жизни нет. Ведь нахожу я себя лишь тогда, когда в моём сердце начинается сокровенный разговор с Богом. Он отвечает мне, исцеляет мои немощи, и особой, только нам двоим известной тропкой, ведёт в Своё Небесное Царство.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В отрывке, который мы только что услышали, апостол Пётр просит Спасителя разъяснить слова «оскверняет человека не то, что входит в уста, а то, что из них исходит». Господь поясняет ему: первое, на что должен обращать внимание человек, так это не на внешнюю, телесную нечистоту, а на то духовное устроение, в котором находится его душа. Нечистые животные, труп, кровь не могут осквернять. Оскверняют дурные помыслы, которые живут в сердце. А потому в религиозной жизни необходимо правильно расставлять акценты. В первую очередь жизнь души, во вторую — исполнение ритуальных действий, которые есть лишь вспомогательное средство, но не самоцель.

Фарисеям не понравились эти слова. Они стали возмущаться. Ведь их чрезмерная зацикленность на соблюдении внешней, обрядовой стороны религии, давала им внутреннюю уверенность, что они идут в правильном направлении. И это очень понятно. Исполнение механической работы зачастую имеет мгновенный эффект. Сразу виден результат твоего действия. Он и даёт порой внутреннее удовлетворение. Подчас его и можно принять за ответ со стороны Бога, за действие благодати.

И вот Христос Своими словами словно выбивает у фарисеев почву из-под ног. Человек должен постоянно всматриваться в себя. Подвергать сомнению и перепроверять каждую свою мысль, каждое своё чувство. Говоря языком современной психологии, заниматься постоянным самоанализом. Оптинские старцы называли всю эту работу «душевным деланием». Это весьма непростое занятие. Человеку словно приходится строить себя заново. И если тщательное исполнение ритуальных и уставных предписаний, соблюдение постов, продолжительные молитвы, благотворительность, одним словом внешнее делание даёт тебе ощущение твоей правоверности, то в случае внутренней работы такую уверенность приобрести намного сложнее. Ведь её итоги нельзя измерить, взвесить, пощупать руками, увидеть мгновенный результат. И даже если этот результат ощутим, то нет никаких однозначных внешних гарантий, что ты сто процентов двигаешься в верном направлении.

Это так и возмутило фарисеев. Ведь было необходимо покинуть такую накатанную, уютную, проторённую колею, где всё понятно и однозначно, где всё расписано, всё разложено по полочкам. Где твои внешние действия, участие в ритуале и даже согласие с догматами веры однозначно гарантируют спасение. Теперь же фарисеям предлагается сделать шаг в неизвестность.

Всякому из нас, кто встал на путь веры, также приходится однажды столкнуться с этой проблемой. Ведь сначала мы много внимания уделяем внешним вещам. Как правильно перекрестится, взять у священника благословение, вести себя в храме, как долго и какие молитвы читать, что есть, а что не есть в пост. Тщательное исполнение всего этого даёт нам уверенность, что мы находимся в ограде Церкви, идём к Богу. Но, чем дальше человек двигается по этому пути, тем сильнее он ощущает зыбкость и условность многих формальных требований. И это не случайно. Ведь в нашей душе всё громче и громче начинает звучать голос Христа, который призывает в первую очередь к внутреннему деланию, к сердечной жизни. Прислушаемся к нему. Ведь именно на этой глубине находится тот благодатный источник, который мы призваны раскрыть, чтобы уже здесь на земле стать сынами Бога и наследниками Царства Небесного.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
24.07.2025четверг
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ