Современные представления о гуманизме — уважении к человеческой личности, защите человеческой жизни — имеют христианские корни. Доказать это легко. Достаточно вникнуть в содержание отрывка из 5-й главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Сегодняшнее евангельское чтение посвящено отношению к врагам. Для лучшего понимания прозвучавших строк нам следует обратиться к ветхозаветному контексту, внутри которого Христос находился и проповедовал. Итак — кто, в понимании иудеев, был их врагом? Иноверцы и иноплеменники. Так выглядела упрощенная ветхозаветная логика. Подчеркну — упрощённая. Повелевая древним евреям покорить землю обетованную, Господь призвал их изгнать оттуда языческие народы. Но не потому, что Бог отказывал этим людям в звании собственно людей. Нет. Иноверцы и инородцы стали для иудеев врагами, потому что они являлись противниками заповедей Божиих. Но если кто-то из язычников принимал истинную веру, неприязнь, чаще всего, сходила на нет.
Вот в чём состоит смысл следующих библейских строк. «Когда ты служишь Господу, Богу твоему, «не делай так (как они, то есть язычники)..., ибо всё, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим» — читаем мы в книге Второзаконие. Таким образом, гнев Божий был адресован не людям, а их образу жизни. В данном случае развращающему души идолопоклонству. Впрочем, ненависть Божия проявляла себя к грешникам из избранного народа. Сколько раз Господь наказывал древних иудеев за их отступничество! Даже лишал их родины почти на 70 лет, когда Израиль находился в Вавилонском плену. Но человек так устроен, что видит и помнит только то, что выгодно. И глубокие вещи мы стремимся упростить, сделать такими, чтобы жить стало удобно.
Вот и ко времени земной жизни Христа логика иудеев стала простой — враги могут быть только внешними, а если ты по крови принадлежишь к потомкам Авраама, тебе якобы опасаться нечего. А ещё — не может человек пребывать в общении с Господом и в то же время любить врагов Израиля. Ненависть для древнего еврея являлась фактически религиозной нормой, оправдывающей, в том числе, и самые нелицеприятные поступки.
Христос совершает решительные действия — Он восстаёт против сложившегося образа мыслей и действий, напоминает людям, в чём состоит заповедь Божия о принадлежности к истинной вере. А именно — что нужно ненавидеть грех, ему сопротивляться, а человека, даже инородца, миловать, потому что и он — дитя Божие. Спаситель вместо созданного человеческим сознанием образа Бога-мстителя проповедует Бога-Любовь: «Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас... да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
Спаситель даёт Свою заповедь — обещает счастье тем, кто милостив, то есть милосерден и сострадателен ко всем. Такого человека помилует Бог: «Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут». Эти слова для современников Христа звучали очень необычно. Древние евреи считали, что нужно быть не милостивым, а справедливым. Христос же призывает к другому — просит не мстить, иметь внутри силы остановить зло здесь и сейчас. Ведь, собственно, и ветхозаветная заповедь о борьбе с противниками Божиими была не столько о других людях, сколько о внутренней стойкости верующего в Бога истинного. Если есть этот стержень верности и чистоты, всё внешнее не будет иметь силы, но, наоборот, изменится под влиянием милостивой благодати Господней.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У каждого человека есть свои представления о совершенстве, как о совершенстве человеческом, так и совершенстве как таковом. Естественно, что всем нам свойственно стремиться к совершенству в нашем представлении, но так как эти представления разнятся от человека к человеку, то и стремления различных людей при определённых условиях могут войти в конфликт между собой. Христос предлагает нам мыслить иначе, и в качестве предела совершенства видеть Одного лишь Бога, и, соответственно, стремиться в первую очередь к Нему. Эти слова Спасителя зафиксировала 5-й глава Евангелия от Матфея, отрывок из этой главы звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.
В только что прозвучавшем евангельском отрывке Спаситель указал на одну из сторон совершенства Бога: Бог в равной степени любит всё Своё творение, человек может каким угодно способом распоряжаться данной ему свободой воли, но при этом Бог останется верен Себе и продолжит благотворить человеку, давая ему всё необходимое для жизни. Господь в этой Своей речи не ставил целью ответить на вопрос о страданиях праведников и благоденствии грешников, ничего Он не сказал и о причинах болезней невинных детей, обошёл молчанием Спаситель и все другие несправедливости нашего мира, а потому и применять Его слова стоит лишь к той сфере, которую имел в виду Христос: как указание на отсутствие лицеприятия у Бога, каковое и есть синоним совершенства, к которому должен стремиться человек.
Но как стяжать такое совершенство? Очевидно, что одних интеллектуальных усилий и самовнушения здесь недостаточно, и само наше естество побуждает нас к одним людям относиться с симпатией и любовью, а к другим с неприязнью. Любить обижающих и гонящих нас — невозможно так же, как невозможно без отвращения смотреть на, скажем, людей, совершивших множественные насильственные преступления в отношении несовершеннолетних. И первое, и второе выходит за пределы нашей природы.
Здесь нам стоит вспомнить о двух фактах: во-первых, все Христовы заповеди требуют выхода за пределы природы, а во-вторых, используемое Христом слово «любить» имеет в оригинальном греческом языке совершенно особенный оттенок — оно указывает не на влюблённость, а на заботу и пожелание добра. Конечно, заботиться и желать добра тому, кто ведёт себя по отношению к нам враждебно и недостойно, невозможно, но, всё же, это проще, чем любить такого человека в смысле стремления быть рядом с ним. Совершенство, о котором сказал Христос, восходит к Богу, а Бог — это отнюдь не тот кумир, которому можно подражать, ведь подражать можно только тому, кто одной с нами природы, Бог же — Иной, и подражать Его совершенству в той же степени невозможно, в какой невозможно подражание Его, скажем, всеведению. Слова Христа о необходимости быть такими же совершенными, как Бог, указывают на возможность приобщения к этому Его свойству через молитву. Бог Сам может и хочет сделать нас совершенными, у нас же должно быть таковое стремление, а выражать его мы должны в действиях любви по отношению к другим людям, и, конечно же, стоит молиться о даровании нам совершенства. Если же молитва наша будет услышана, то и любовь наша к врагам будет подобна любви Христа к тем, кто Его приговорил к смерти и распял, Господь, как мы помним, молился о прощении грехов этих людей, и Его молитва была высшим проявлением любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Антоний Борисов