Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 42-48
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У каждого человека есть свои представления о совершенстве, как о совершенстве человеческом, так и совершенстве как таковом. Естественно, что всем нам свойственно стремиться к совершенству в нашем представлении, но так как эти представления разнятся от человека к человеку, то и стремления различных людей при определённых условиях могут войти в конфликт между собой. Христос предлагает нам мыслить иначе, и в качестве предела совершенства видеть Одного лишь Бога, и, соответственно, стремиться в первую очередь к Нему. Эти слова Спасителя зафиксировала 5-й глава Евангелия от Матфея, отрывок из этой главы звучит сегодня в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.
В только что прозвучавшем евангельском отрывке Спаситель указал на одну из сторон совершенства Бога: Бог в равной степени любит всё Своё творение, человек может каким угодно способом распоряжаться данной ему свободой воли, но при этом Бог останется верен Себе и продолжит благотворить человеку, давая ему всё необходимое для жизни. Господь в этой Своей речи не ставил целью ответить на вопрос о страданиях праведников и благоденствии грешников, ничего Он не сказал и о причинах болезней невинных детей, обошёл молчанием Спаситель и все другие несправедливости нашего мира, а потому и применять Его слова стоит лишь к той сфере, которую имел в виду Христос: как указание на отсутствие лицеприятия у Бога, каковое и есть синоним совершенства, к которому должен стремиться человек.
Но как стяжать такое совершенство? Очевидно, что одних интеллектуальных усилий и самовнушения здесь недостаточно, и само наше естество побуждает нас к одним людям относиться с симпатией и любовью, а к другим с неприязнью. Любить обижающих и гонящих нас — невозможно так же, как невозможно без отвращения смотреть на, скажем, людей, совершивших множественные насильственные преступления в отношении несовершеннолетних. И первое, и второе выходит за пределы нашей природы.
Здесь нам стоит вспомнить о двух фактах: во-первых, все Христовы заповеди требуют выхода за пределы природы, а во-вторых, используемое Христом слово «любить» имеет в оригинальном греческом языке совершенно особенный оттенок — оно указывает не на влюблённость, а на заботу и пожелание добра. Конечно, заботиться и желать добра тому, кто ведёт себя по отношению к нам враждебно и недостойно, невозможно, но, всё же, это проще, чем любить такого человека в смысле стремления быть рядом с ним. Совершенство, о котором сказал Христос, восходит к Богу, а Бог — это отнюдь не тот кумир, которому можно подражать, ведь подражать можно только тому, кто одной с нами природы, Бог же — Иной, и подражать Его совершенству в той же степени невозможно, в какой невозможно подражание Его, скажем, всеведению. Слова Христа о необходимости быть такими же совершенными, как Бог, указывают на возможность приобщения к этому Его свойству через молитву. Бог Сам может и хочет сделать нас совершенными, у нас же должно быть таковое стремление, а выражать его мы должны в действиях любви по отношению к другим людям, и, конечно же, стоит молиться о даровании нам совершенства. Если же молитва наша будет услышана, то и любовь наша к врагам будет подобна любви Христа к тем, кто Его приговорил к смерти и распял, Господь, как мы помним, молился о прощении грехов этих людей, и Его молитва была высшим проявлением любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов