Христос воскресе! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Опыт пребывающего вне Христа человечества свидетельствует, что после смерти наступает небытие, что смерть уничтожает саму личность человека. Христианство же смотрит на этот вопрос иначе: смерти нет, от неё «освободила нас смерть Спасителя». А если нет смерти, то и личность человека неустранима. Впрочем, осознать это бывает очень непросто, Евангелие свидетельствует, что даже апостолы смогли это сделать далеко не сразу. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 24-й главы Евангелия от Луки. Этот отрывок содержит рассказ о том, с какими трудностями сталкивались апостолы на пути обретения веры в Христово Воскресение.
Любому внимательному воцерковленному человеку на собственном опыте известно, что переход из жизни временной в жизнь вечную не устраняет личность. В храмах мы окружены иконописными изображениями тех, кто уже осуществил этот переход, эти изображения имеют вовсе не мемориальный характер — это лики святых, к святым же мы обращаемся точно также, как обращаемся к живым людям. Мы имеем опыт общения со святыми как с нашими современниками. Обращаемся же мы к прославленным Церковью святым по одной простой причине: у них больше фактических возможностей, чем у нас, и, помогая, они ничего не требуют взамен, ведь им абсолютно неинтересно то, что может дать тленный физический мир. Однако они готовы помогать и помогают нам даже в самых мелких бытовых нуждах. Всё это мы знаем из опыта. Как из своего личного, так и из опыта всей Церкви.
Тем удивительнее слышать слова апостолов, которые они обратили к ещё неузнанному ими Воскресшему Христу на пути в Эммаус: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк. 24:21). Они надеялись, но Его казнили и потому у них не осталось надежды. В этом легко увидеть отличие христианского образа мысли, сформированного верой в воскресение и опытом приобщения Христову Воскресению, от образа мысли людей Ветхого Завета, таких, какими были в то время Лука и Клеопа. Они мыслили, что если нет человека, то нет и надежды на его участие в каких-либо делах этого мира. Это тоже не было заученной формулой. До Христова Воскресения именно так и получалось: со смертью человека умирала не только перспектива его участия в земных делах, умирала и надежда. Да, люди Ветхого Завета почитали праведников, таких, какими были праотцы, они почитали пророков, но почитание это существенным образом отличалось от нашего почитания святых: святые здесь и с нами, они нам помогают, они нас поддерживают, их присутствие в нашей жизни абсолютно реально. Праведников же Ветхого Завета просто помнили. Ориентировались на их слова. Старались выполнять их наставления. Но живого общения с ними не было.
Дай нам Бог не забывать о нашем бессмертии. Помнить, что у нас есть святые, она всегда рядом, они всегда готовы прийти на помощь. Они поймут и утешат, и никогда не потребуют взамен ничего, кроме веры во Христа Воскресшего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Случается так, что, потерпев неудачу или пережив сложную и даже трагичную ситуацию, человек разочаровывается в вере и говорит в своём сердце: если мои ожидания не сбылись, если всё это произошло, значит Бога нет. Совсем не обязательно при этом произносить подобные вещи вслух, бывает достаточно просто решить так в своём сердце. Но как на самом деле стоит поступать в подобных ситуациях? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 24-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Если бы мы сейчас попробовали написать книгу про историю разочарований, прозвучавший сейчас библейский сюжет точно в неё вошёл бы. С какой удивительной глубиной евангелист Лука описывает диалог со воскресшим Христом, в котором по преданию, сам же и участвовал.
На третий день после распятия и погребения Спасителя до учеников стали доходить странные вести, связанные с отсутствием тела их Учителя в могиле. Мы знаем, что мироносицы утверждали, что Он воскрес. Знаем также, что ученики поначалу не верили их словам. Неслучайно сегодняшнее чтение начинается с рассказа о Петре, который увидев пустой гроб лишь удивился, но в воскресение не поверил.
Что же могло значит исчезновение тела, если не верить в воскресение? Для учеников, которые точно знали, что они его выкрасть не пытались, это могло значить, что первосвященники или Пилат продолжают преследование Иисуса даже после смерти, а значит и для них как для учеников в этом есть серьёзная опасность. Не потому ли двое из них в тот же день уходят из Иерусалима? Сколько горечи слышно в словах: «А мы то думали, что Он и есть тот, кто избавит Израиля». Они настолько разочарованы и подавлены, что весть о пустом гробе изумляет и выводит их из равновесия, вместо того чтобы радовать и вселять уверенность.
Что же на всё это отвечает им воскресший и неузнанный ими Христос? Он вступает с ними в беседу, называя их неразумными и медленными сердцем. Они и сами чувствовали, что были правы не сейчас, унывая и разочаровываясь, но тогда, когда верили в Мессию. И чтобы сейчас понять это, надо, как мы бы сегодня сказали, включить голову и не давать страху овладеть собой. И если ты вдруг разочаровываешься, задумайся и посмотри внимательно, может быть вся ценность того, чем ты жил, была в другом и разочарование – это путь к более глубокому узнаванию? Бесспорно, это так не всегда. Иногда правда действительно бывает печальна… Но понять это можно, только разобравшись всерьёз, подойдя к произошедшему с рассуждением и доверием. Именно этому учит апостолов Спаситель. Он обращается к Писанию и зову их собственного сердца и показывает им, что их понимание было неполным и они были невнимательны к словам Моисея, и пророков, к псалмам, в которых был указан именно такой путь Мессии. Это помогло ученикам измениться и стать способными пережить встречу с Тем, в Ком они успели разочароваться. Встречу, после которой сами, как когда-то мироносицы, побежали благовествовать.
На самом деле, эта история про любого из нас. Если ты доверился Богу, а обстоятельства сложились не в твою пользу, и это привело тебя в смущение, задумайся, неужели ты пришёл к Богу просто ради того, чтобы обстоятельства складывались так, как тебе надо? Вряд ли. И это значит, что Бог хочет сделать твою религиозную жизнь глубже, а тебе нужно просто доверится Ему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееНаверное, каждый из нас оказывался в ситуации мучительного выбора между двумя равноценными возможностями. И то, и другое, кажется, вроде бы допустимым и даже правильным — но как только начинаешь склоняться, тут же другой, прямо противоположный вариант на глазах всё больше и больше увеличивается — и чаша весов склоняется в другую сторону. А потом всё повторяется. Чтение из 24-й главы Евангелия от Луки, которое сегодня можно услышать за богослужением во всех православных храмах, предлагает нам совершенно оригинальный способ решения этой ситуации — давайте послушаем!
Ну как, удалось найти этот способ? Давайте всмотримся в историю: два ученика идут из Иерусалима вскоре после событий, всколыхнувших весь город. По дороге они пытаются понять, что это такое всё бывшее — но картина никак не складывается. И тут к ним присоединяется некий неизвестный путник — который шаг за шагом объясняет им, что же такое произошло, истолковывая пророческие писания и показывая, как они осуществились. Дойдя до Еммауса — цели путешествия — во время трапезы вдруг они узнают своего спутника — им был Иисус. И только тут до них доходит весь смысл сказанного по пути, а самое главное — то, что Иисус жив, что Он действительно воскрес, и всё это — правда!
Постойте — скажете вы — а где же обещанный «лайф-хак»? Да вот же он, на поверхности: когда мы мечемся между вариантами выбора, надо... вернуться из этого «морока» Буриданова осла в обычную, будничную реальность — и очень внимательно посмотреть вокруг — но не через призму нашего выбора, а просто, обычным человеческим взглядом. Ведь ученики, когда распознали в путнике Иисуса — когда обратили внимание, как Он преломил хлеб для трапезы: именно в этот момент они вернулись в будничную реальность и увидели, что рядом с ними всё это время и шёл Воскресший Учитель!
Вот какой способ решения предлагает нам Евангелие: в любом затруднении, чем дольше мы не может понять, что и как правильно, надо обратиться к Богу за помощью — а потом внимательно наблюдать, какие подсказки мы получим из самых обычных событий нашей жизни — кто знает, может истина где-то лежит рядом, на поверхности — а мы её просто не замечаем?...
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист