Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 14-22

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Евангелие от Матфея, Глава 14
Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

«Остается надеяться лишь на чудо!» Такое устоявшееся клише мы обычно слышим в фильмах или сериалах, когда речь идет о чьих-то микроскопических шансах на выживание. И у нас складывается впечатление, что чудо — это нечто эфемерное, почти случайность, на которую не стоит рассчитывать. Так ли это? Давайте посмотрим, что нам о природе чуда говорит Евангелие? А именно отрывок из 14 главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня во время богослужения. Послушаем.

Глава 14.

14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

18 Он сказал: принесите их Мне сюда.

19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;

21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Чудеса, которые совершал во время земного служения Господь Иисус Христос, безусловно, имели огромное значение с точки зрения проявления милосердия. Но была в поступках Спасителя обязательно и педагогическая составляющая. Взять хотя бы эпизод, когда Христос необъяснимым образом накормил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч мужчин, которых сопровождали женщины и дети. В данном поступке наряду с милосердием мы вполне можем распознать и самое настоящее учительство.

Объектом этого учительства стали апостолы. Именно их Христос призывает к действию, а затем к верной оценке всего произошедшего. Что имеется в виду? Первое, что необходимо отметить, это то, откуда и при каких обстоятельствах взялись упомянутые пять хлебов и две рыбы. Напомню. Ученики, испугавшись голодного бунта, просят Спасителя отпустить собравшихся людей и дать им возможность достать где-то пропитание. Но Христос настаивает на том, чтобы народ накормили именно апостолы.

Те, пытаясь оправдаться и показать, что возможности их минимальны, принесли Спасителю скромный набор продуктов, которым необъяснимо и неожиданно Сын Божий накормил огромную толпу. Так Христос показал Своим ученикам, что сила Божия действительно совершается в немощи. И не стоит впадать в отчаяние перед лицом трудностей, но просить у Бога помощи. И Тот обязательно откликнется.

Интересно, что Христос не приписывает Себе какой-либо славы, не требует почитания. Он взял у апостолов пять хлебов и две рыбы, а затем попросил именно их начать раздавать эти продукты. И собравшиеся люди, конечно же, посчитали апостолов, как минимум, соучастниками, соавторами чудесного умножения хлебов и рыбы. Ученики же, как кажется, не отказывались от того, чтобы их благодарили. И ими восхищались.

В тот момент настало время второго важного урока. Христос, желая уберечь апостолов от впадения в гордыню, велит им (или как говорится в евангельском тексте «понудил их») сесть в лодку и отправиться на другой берег Галилейского озера. Казалось бы, наступил момент триумфа. Народ полностью на стороне Спасителя. Его ученики греются в лучах приобретенной славы и вполне могут управлять людьми от лица Христа как Его полномочные представители. Но не тут-то было.

Спаситель прекрасно понимал, как притягательна еще для апостолов земная власть, как хотят они прославиться и занять выгодные места в обществе и государстве. И уберегает их от непосильного искушения. Сам же Он не остается с народом, но сначала поднимается на гору, чтобы помолиться и принести Отцу Небесному благодарность за чудо, а затем отправляется пешком по воде к апостолам, спасая их от морской бури. Поэтому Самого Христа в стремлении к власти обвинить никак не получится.

А всё прозвучавшее позволяет нам сделать важный вывод. Состоит он в следующем. Чудеса Божии не эфемерность и не случайность. Господь действительно участвует в нашей жизни, и Его чудесная помощь, проявившая себя в прошлом, происходящая в настоящем, не только избавляет нас от скорбей, укрепляет в вере, но и учит смирению. Господь хочет, чтобы мы жили в согласии с Его благой волей и не поддавались гордости, помня о том, что Бог гордым противится, а смиренным подает Свою благодатную помощь.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

У каждого из нас есть мечта, которую он хотел бы воплотить в жизнь. Однако порой мы не знаем, стоит ли браться за её воплощение. На ум приходят мысли о непреодолимых препятствиях, а повседневный опыт подсказывает, что я могу испытать боль и разочарование, если возьмусь за это начинание. Порой в такой нерешительности человек может провести довольно много времени. Как же определить, за какое дело браться, а за какое нет? Какое предприятие будет удачным, а какое провальным? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православном храме. Давайте послушаем.

Глава 14.

14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

18 Он сказал: принесите их Мне сюда.

19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;

21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Господь с учениками идут в Иерусалим. По ходу их движения к ним присоединяются люди. Они хотят услышать проповедь Христа. И вот уже за Спасителем идёт огромная толпа. Около пяти тысяч человек кроме женщин и детей. Вечером люди устают. Они нуждаются в отдыхе и еде. Ученики, видя это, просят Спасителя отпустить народ. Пусть пойдут в ближайшие села и найдут себе кров и пропитание. Однако ответ Спасителя на их просьбу несколько странный.

Господь мог поддержать инициативу апостолов и отпустить людей. Или, напротив, мог сказать: не торопитесь, сейчас Я Сам накормлю их. Вместо этого Христос говорит: «не нужно им идти, вы дайте им есть». Зачем эти слова? Ведь Господь прекрасно знает, что апостолы своими силами не смогут решить эту проблему. С одной стороны, этим вопросом Спаситель напоминает апостолам о простой истине: ваша инициатива — ваши действия. Хотите принести пользу, сделайте сами что-то для этого. Не перекладывайте решение проблемы на окружающих. С другой стороны, как замечает святитель Иоанн Златоуст, Господь пытается разбудить веру в учениках. Он побуждает их приступить к тяжёлому и внешне бесперспективному с точки зрения нашей земной логики начинанию с упованием на Бога. И апостолы усваивают эти уроки. Они приносят Христу пять лепёшек и две рыбки, и происходит чудо.

Важный урок и для нас. Если нас что-то не устраивает в окружающем нас мире, если у нас болит душа за людей, за ситуации, худшее, что мы можем сделать, — в молитвенной позе, с вопросительным взглядом к небу ждать, когда Бог вмешается и всё исправит. Ничего общего со смирением эта поза не имеет. Нередко подобная внешне благочестивая пассивность заканчивается претензиями к Творцу. «Где же ты, Господи, когда жизнь идёт под откос? Мы ждём, мы молимся, а ты и не отпускаешь людей, и не кормишь их. Как же ты, Господи, жесток».

Не бессердечен Господь и не безжалостен. Не случайно прозвучавший отрывок начинается с упоминания о том, что, увидев множество людей, Христос сжалился над ними и свершил чудеса исцеления. Просто так устроен этот мир, что Бог порой не дерзает в нём действовать без нас. Ведь Он Сам на заре веков дал нам привилегию быть Его представителями на Земле. Господь дал нам силы по-своему и под себя оформлять окружающую нас действительность. Это наш мир. Мы его хозяева и творцы той реальности, в которой живём. А потому Господь всегда ждёт нашей инициативы. Он ждёт пока мы сделаем первый шаг и начнём дело. Если мы приступим к нему с доверием Творцу, с желанием принести пользу окружающим, послужить Евангелию Христову, то станем глазами, ушами, руками и ногами Бога в этом мире. Проводниками Его силы. Его со-работниками. И никакое начинание не будет для нас трудным, каким бы бесперспективным и провальным оно по началу нам не казалось.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
03.08.2025воскресенье
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ