«Остается надеяться лишь на чудо!» Такое устоявшееся клише мы обычно слышим в фильмах или сериалах, когда речь идет о чьих-то микроскопических шансах на выживание. И у нас складывается впечатление, что чудо — это нечто эфемерное, почти случайность, на которую не стоит рассчитывать. Так ли это? Давайте посмотрим, что нам о природе чуда говорит Евангелие? А именно отрывок из 14 главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня во время богослужения. Послушаем.
Чудеса, которые совершал во время земного служения Господь Иисус Христос, безусловно, имели огромное значение с точки зрения проявления милосердия. Но была в поступках Спасителя обязательно и педагогическая составляющая. Взять хотя бы эпизод, когда Христос необъяснимым образом накормил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч мужчин, которых сопровождали женщины и дети. В данном поступке наряду с милосердием мы вполне можем распознать и самое настоящее учительство.
Объектом этого учительства стали апостолы. Именно их Христос призывает к действию, а затем к верной оценке всего произошедшего. Что имеется в виду? Первое, что необходимо отметить, это то, откуда и при каких обстоятельствах взялись упомянутые пять хлебов и две рыбы. Напомню. Ученики, испугавшись голодного бунта, просят Спасителя отпустить собравшихся людей и дать им возможность достать где-то пропитание. Но Христос настаивает на том, чтобы народ накормили именно апостолы.
Те, пытаясь оправдаться и показать, что возможности их минимальны, принесли Спасителю скромный набор продуктов, которым необъяснимо и неожиданно Сын Божий накормил огромную толпу. Так Христос показал Своим ученикам, что сила Божия действительно совершается в немощи. И не стоит впадать в отчаяние перед лицом трудностей, но просить у Бога помощи. И Тот обязательно откликнется.
Интересно, что Христос не приписывает Себе какой-либо славы, не требует почитания. Он взял у апостолов пять хлебов и две рыбы, а затем попросил именно их начать раздавать эти продукты. И собравшиеся люди, конечно же, посчитали апостолов, как минимум, соучастниками, соавторами чудесного умножения хлебов и рыбы. Ученики же, как кажется, не отказывались от того, чтобы их благодарили. И ими восхищались.
В тот момент настало время второго важного урока. Христос, желая уберечь апостолов от впадения в гордыню, велит им (или как говорится в евангельском тексте «понудил их») сесть в лодку и отправиться на другой берег Галилейского озера. Казалось бы, наступил момент триумфа. Народ полностью на стороне Спасителя. Его ученики греются в лучах приобретенной славы и вполне могут управлять людьми от лица Христа как Его полномочные представители. Но не тут-то было.
Спаситель прекрасно понимал, как притягательна еще для апостолов земная власть, как хотят они прославиться и занять выгодные места в обществе и государстве. И уберегает их от непосильного искушения. Сам же Он не остается с народом, но сначала поднимается на гору, чтобы помолиться и принести Отцу Небесному благодарность за чудо, а затем отправляется пешком по воде к апостолам, спасая их от морской бури. Поэтому Самого Христа в стремлении к власти обвинить никак не получится.
А всё прозвучавшее позволяет нам сделать важный вывод. Состоит он в следующем. Чудеса Божии не эфемерность и не случайность. Господь действительно участвует в нашей жизни, и Его чудесная помощь, проявившая себя в прошлом, происходящая в настоящем, не только избавляет нас от скорбей, укрепляет в вере, но и учит смирению. Господь хочет, чтобы мы жили в согласии с Его благой волей и не поддавались гордости, помня о том, что Бог гордым противится, а смиренным подает Свою благодатную помощь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееУ каждого из нас есть мечта, которую он хотел бы воплотить в жизнь. Однако порой мы не знаем, стоит ли браться за её воплощение. На ум приходят мысли о непреодолимых препятствиях, а повседневный опыт подсказывает, что я могу испытать боль и разочарование, если возьмусь за это начинание. Порой в такой нерешительности человек может провести довольно много времени. Как же определить, за какое дело браться, а за какое нет? Какое предприятие будет удачным, а какое провальным? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православном храме. Давайте послушаем.
Господь с учениками идут в Иерусалим. По ходу их движения к ним присоединяются люди. Они хотят услышать проповедь Христа. И вот уже за Спасителем идёт огромная толпа. Около пяти тысяч человек кроме женщин и детей. Вечером люди устают. Они нуждаются в отдыхе и еде. Ученики, видя это, просят Спасителя отпустить народ. Пусть пойдут в ближайшие села и найдут себе кров и пропитание. Однако ответ Спасителя на их просьбу несколько странный.
Господь мог поддержать инициативу апостолов и отпустить людей. Или, напротив, мог сказать: не торопитесь, сейчас Я Сам накормлю их. Вместо этого Христос говорит: «не нужно им идти, вы дайте им есть». Зачем эти слова? Ведь Господь прекрасно знает, что апостолы своими силами не смогут решить эту проблему. С одной стороны, этим вопросом Спаситель напоминает апостолам о простой истине: ваша инициатива — ваши действия. Хотите принести пользу, сделайте сами что-то для этого. Не перекладывайте решение проблемы на окружающих. С другой стороны, как замечает святитель Иоанн Златоуст, Господь пытается разбудить веру в учениках. Он побуждает их приступить к тяжёлому и внешне бесперспективному с точки зрения нашей земной логики начинанию с упованием на Бога. И апостолы усваивают эти уроки. Они приносят Христу пять лепёшек и две рыбки, и происходит чудо.
Важный урок и для нас. Если нас что-то не устраивает в окружающем нас мире, если у нас болит душа за людей, за ситуации, худшее, что мы можем сделать, — в молитвенной позе, с вопросительным взглядом к небу ждать, когда Бог вмешается и всё исправит. Ничего общего со смирением эта поза не имеет. Нередко подобная внешне благочестивая пассивность заканчивается претензиями к Творцу. «Где же ты, Господи, когда жизнь идёт под откос? Мы ждём, мы молимся, а ты и не отпускаешь людей, и не кормишь их. Как же ты, Господи, жесток».
Не бессердечен Господь и не безжалостен. Не случайно прозвучавший отрывок начинается с упоминания о том, что, увидев множество людей, Христос сжалился над ними и свершил чудеса исцеления. Просто так устроен этот мир, что Бог порой не дерзает в нём действовать без нас. Ведь Он Сам на заре веков дал нам привилегию быть Его представителями на Земле. Господь дал нам силы по-своему и под себя оформлять окружающую нас действительность. Это наш мир. Мы его хозяева и творцы той реальности, в которой живём. А потому Господь всегда ждёт нашей инициативы. Он ждёт пока мы сделаем первый шаг и начнём дело. Если мы приступим к нему с доверием Творцу, с желанием принести пользу окружающим, послужить Евангелию Христову, то станем глазами, ушами, руками и ногами Бога в этом мире. Проводниками Его силы. Его со-работниками. И никакое начинание не будет для нас трудным, каким бы бесперспективным и провальным оно по началу нам не казалось.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Антоний Борисов