Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 6, стихи 14-21

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Евангелие от Матфея, Глава 6
Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

«Милосердие и сострадание — вот чем мы можем уподобиться Богу, а когда мы не имеем этого, то не имеем ничего» — эти слова принадлежат святителю Иоанну Златоусту и, как кажется, являются блестящим выражением сути христианского учения. О важности сострадания, милосердия, прощения сообщает нам отрывок из 6-й главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня — в «прощёное воскресенье» — во время литургии. Давайте послушаем.

Глава 6.

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,

18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Прозвучавший отрывок из Евангелия от Матфея представляет собой фактически инструкцию — как призван христианин вести себя в течение Великого поста и чего он призван благодаря посту достигнуть. Начинается поучение Христа с темы прощения. Для того, чтобы подчеркнуть важность прощения, на самом деле, достаточно было бы просто процитировать слова Спасителя: «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Казалось бы, этого вполне достаточно, но есть одна историческая деталь.

Традиция прощёного воскресения возникла в древности в монашеской среде. Монахи на весь Великий пост удалялись либо в затвор, либо расходились из монастыря по пещерам, встречаясь затем только в Лазареву субботу. И были те, кто просто не доживал до конца поста — из-за старости, болезни или каких-то непредвиденных ситуаций. Прося друг у друга прощения, монахи понимали, что с кем-то из братии они видятся в последний раз. А, может быть, и сами в монастырь не вернутся уже. Таким образом, прощение отчасти носило характер и прощания.

Понятное дело, что мы сегодня находимся в иных условиях. Но представьте только на одно мгновение, насколько хрупка и кратковременна наша жизнь, как быстро она, на самом деле, может окончиться. И речь даже не про какие-то катастрофы. Достаточно небольшого сбоя внутри организма — и всё. При таком осознании становится очевидным, что жизнь точно не стоит тратить на то, чтобы копить в сердце обиды, изводить себя и других ненавистью, нежеланием достичь примирения. Конечно, речь идёт преимущественно о личных случаях, тех, что имеют отношение ко мне и только ко мне. Обидчиков других людей мы прощаем с лёгкостью. Хотя, по идее, должны были бы поступать иначе, вставая на защиту слабых.

Но всё, к сожалению, обстоит по-другому. Тех, кто насолил нам, мы с удовольствием вписываем в амбарную книгу недругов. А тех, кто измывается над беззащитными (особенно если речь идёт о людях с положением) мы прощаем с лёгкостью. Конечно же, не нужно путать прощение с поощрением чьей-то нравственной деградации. Если речь идёт о ситуации, когда мы становимся фактически материалом для того, кто за наш счёт самоутверждается и паразитирует, такому человеку нужно указать на его неправоту. Но по отношению к нему самому не иметь злобы, не искать мести, не отвечать злом на зло. Обличать нужно грех, а человека всё равно миловать. Потому что никто перед лицом Божиим не является совершенным, все мы, так или иначе, заповеди Господни преступаем. Но Отец Небесный по-прежнему долготерпит, и мы призваны к тому, чтобы никого не лишать надежды, никого не объявлять пропащим, проклятым, но в молитве просить милости и для себя, и для окружающих.

Таким образом, Великий пост, в который мы вступаем, это время для внимательного самоаудита на предмет того, чем на самом деле занято наше сердце. Или как говорит Спаситель: ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Что на самом деле представляет собой сокровище моей жизни? Чем я живу — Богом и Его благодатью или пытаюсь с помощью религиозных инструментов оправдать свою нелюбовь? Ответ может быть довольно болезненным, но без честного понимания тут не обойтись. И одним из важных показателей истинного состояния личной веры является прощение, без которого невозможно надеяться на милосердие Христово, без которого невозможно уподобиться Спасителю нашему Господу Иисусу.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Как люди верующие, если только мы ещё не совсем погрузились в рутину околорелигиозной жизни, мы призваны задумываться над тем, чего от нас хочет Бог? Причём, не когда-то вообще, но сегодня, на пороге Великого поста. Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 6-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 6.

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,

18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Помню как-то знакомый диакон подошёл ко мне после литургии и начал рассказывать, что именно за год нашего общения мной было сделано неправильно. Мы были в хороших отношениях и серьёзных обид я ему не нанёс, но какие-то вещи его тяготили и он, видимо, заранее всё обдумав, выкладывал их мне одну за другой. Наконец, он протянул мне руку и сказал: «Прости меня, а я тебя прощаю». Это было в Прощёное воскресенье. Конечно, этот день был выбран специально, потому что обижаться для верующего в него немыслимо. В этот день мы призваны просить прощения у ближних, взаимно их прощая. И всё же его подход показался мне странным. Как, в общем-то и всякий подобный подход, при котором люди в духовных и нравственных вещах ориентируются на формальные обстоятельства. Зачем было носить в себе все эти претензии? Если я не обидчивый, я не обижусь в любой день, а если обидчивый, то и в Прощёное воскресенье обижусь, ведь нельзя простить по заказу. Простить нельзя, но, образно говоря, направиться в сторону прощения можно. Ведь обида — это преграда, которая возникает в нашей душе, и связана она не столько с информацией, которую мы получаем, но с эмоциями, которые в нас возникают по этому поводу. Иногда, человек даже не хочет обижаться, но не может с собой справиться. Порой, напротив, отдаётся обиде охотно, находя в ней повод для охлаждения общения или вражды. Обида всегда связана с тем, как я воспринимаю себя, другого и наши отношения. Другой врывается своим поступком в мой мир, но в зависимости от того, как этот мир устроен, — я могу отреагировать по-разному. И тут есть два варианта: если я изначально забочусь о том, чтобы всё правильно воспринимать, — обиды не возникает. Если она возникла, значит что-то в моём внутреннем устройстве неправильно и в этом стоит попробовать разобраться. Мне могло казаться, что всё нормально, но я не заметил, как внутренне изменился, и боль обиды даёт мне повод навести порядок. Собственно предстоящий пост и Прощёное воскресенье — это и есть выделенное Церковью время для наведения порядка в душе. И если Бог сотворил нас для жизни во взаимной любви с Ним и друг с другом, то вопросы вражды и примирения — ключевые в нашей духовной жизни.

Сегодняшнее чтение начинается со слов, которые можно воспринять как своего рода шантаж, жёсткие условия прощения: Бог простит, только если ты простишь. Однако дело в том, что Бог не обижается. Он любит всегда, и наши ощущения Его гнева или любви зависят от чистоты нашего собственного сердца. Злого человека невозможно простить, потому что его собственное сердце закрыто для любви. Часто, начиная пост, верующие люди надевают одежду более мрачных цветов и делают строгие лица. Но Христос, как несложно убедиться, обратившись к тексту Евангелия, призывал обращаться не к внешнему, но к внутреннему. Искать не видимых сокровищ и подвигов, но заботиться о том, чтобы обогатиться любовью к Богу и ближнему.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
02.03.2025воскресенье
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ