Евангелие от Матфея, Глава 6, стихи 14-21
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Как люди верующие, если только мы ещё не совсем погрузились в рутину околорелигиозной жизни, мы призваны задумываться над тем, чего от нас хочет Бог? Причём, не когда-то вообще, но сегодня, на пороге Великого поста. Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 6-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Помню как-то знакомый диакон подошёл ко мне после литургии и начал рассказывать, что именно за год нашего общения мной было сделано неправильно. Мы были в хороших отношениях и серьёзных обид я ему не нанёс, но какие-то вещи его тяготили и он, видимо, заранее всё обдумав, выкладывал их мне одну за другой. Наконец, он протянул мне руку и сказал: «Прости меня, а я тебя прощаю». Это было в Прощёное воскресенье. Конечно, этот день был выбран специально, потому что обижаться для верующего в него немыслимо. В этот день мы призваны просить прощения у ближних, взаимно их прощая. И всё же его подход показался мне странным. Как, в общем-то и всякий подобный подход, при котором люди в духовных и нравственных вещах ориентируются на формальные обстоятельства. Зачем было носить в себе все эти претензии? Если я не обидчивый, я не обижусь в любой день, а если обидчивый, то и в Прощёное воскресенье обижусь, ведь нельзя простить по заказу. Простить нельзя, но, образно говоря, направиться в сторону прощения можно. Ведь обида — это преграда, которая возникает в нашей душе, и связана она не столько с информацией, которую мы получаем, но с эмоциями, которые в нас возникают по этому поводу. Иногда, человек даже не хочет обижаться, но не может с собой справиться. Порой, напротив, отдаётся обиде охотно, находя в ней повод для охлаждения общения или вражды. Обида всегда связана с тем, как я воспринимаю себя, другого и наши отношения. Другой врывается своим поступком в мой мир, но в зависимости от того, как этот мир устроен, — я могу отреагировать по-разному. И тут есть два варианта: если я изначально забочусь о том, чтобы всё правильно воспринимать, — обиды не возникает. Если она возникла, значит что-то в моём внутреннем устройстве неправильно и в этом стоит попробовать разобраться. Мне могло казаться, что всё нормально, но я не заметил, как внутренне изменился, и боль обиды даёт мне повод навести порядок. Собственно предстоящий пост и Прощёное воскресенье — это и есть выделенное Церковью время для наведения порядка в душе. И если Бог сотворил нас для жизни во взаимной любви с Ним и друг с другом, то вопросы вражды и примирения — ключевые в нашей духовной жизни.
Сегодняшнее чтение начинается со слов, которые можно воспринять как своего рода шантаж, жёсткие условия прощения: Бог простит, только если ты простишь. Однако дело в том, что Бог не обижается. Он любит всегда, и наши ощущения Его гнева или любви зависят от чистоты нашего собственного сердца. Злого человека невозможно простить, потому что его собственное сердце закрыто для любви. Часто, начиная пост, верующие люди надевают одежду более мрачных цветов и делают строгие лица. Но Христос, как несложно убедиться, обратившись к тексту Евангелия, призывал обращаться не к внешнему, но к внутреннему. Искать не видимых сокровищ и подвигов, но заботиться о том, чтобы обогатиться любовью к Богу и ближнему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов