Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если мы знаем Священное Писание, то мы знаем одну довольно очевидную и банальную вещь: всё было придумано до нас. К примеру, вырывать слова из контекста начали очень давно, занимались этим постыдным делом и оппоненты Христа. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 12-й главы Евангелия от Марка. В нём содержится диалог Спасителя с саддукеями, которые пытались жонглировать библейскими словами ради подтверждения своих религиозных взглядов. Давайте послушаем эту евангельскую историю.
Апостол Марк, упомянув саддукеев, упомянул и их неверие во всеобщее воскресение. Вообще, у такого неверия, которым поражены отнюдь не только саддукеи, есть свои основания, самое важное из которых состоит в том, что природа не знает возвращения от тления к жизни, опыт каждого человека показывает, что смерть необратима, и любое живое существо рано или поздно станет неживым, а через какое-то время и вовсе растворится в окружающей нас природе. Но это — наш субъективный человеческий опыт, несмотря на то что он всеобщий, он может быть далёк от истины, а потому верующие люди в большей степени склонны доверять не самим себе, а Священному Писанию.
Однако Священное Писание — таинственно и загадочно, при желании в нём можно найти подтверждение каким угодно идеям. И саддукеи, как мы услышали в только что прозвучавшем евангельском отрывке, с успехом находили подтверждение своим воззрениям на воскресение мёртвых. В качестве базы они взяли древний закон о так называемом левирате. Это закон появился во время Моисея, и он был связан с необходимостью увеличения избранного Богом народа, кроме того, в этом законе можно проследить и своеобразную идею бессмертия — бессмертие через детей.
Саддукеи использовали хорошо известный логический приём, который заключается в сведении к абсурду той или иной идеи. Есть закон, предписывающий брать в жёны вдову умершего брата, а что, если братьев много и все они друг за другом умерли? И что будет после всеобщего воскресения? Такие рассуждения хороши тогда, когда мы имеем дело с тем, что нас окружает, но если мы говорим о жизни будущего века, то эта логика перестаёт работать, именно на это и указал саддукеям Спаситель, сказав, что после воскресения люди будут подобны ангелам. Но что мы знаем об ангелах? Знаем лишь то, что они беспрекословно служат Богу и что они бессмертны. Нам неизвестны, скажем так, бытовые подробности жизни ангелов, да и само понятие быта вряд ли может быть к ним применимо.
Из этой евангельской истории следует как минимум три вывода. Во-первых, категорически не стоит размышлять о жизни будущего века в категориях земной жизни. Это грубая ошибка. Во-вторых, бессмертие — не сказка, не фантазия, не миф и не выдумка, бессмертие связано с Богом, Он даёт бытие как материальному творению, так и духовному, и Его воля состоит в том, чтобы никакое разумное творение, однажды обретя бытие, бытия не лишилось. Третий же вывод состоит в том, что не стоит пытаться подстраивать прочтение Писания под свои предпочтения, но стоит верить тому пониманию Библии, которое даёт нам Сам Бог в лице Господа нашего Иисуса Христа.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееРелигиозная элита Израиля времен Христа не была единой, она делилась на различные течения, по большому счёту — секты. Одна из них именовалась саддукеями. В честь основателя движения — Садока. Саддукеи желали гибели Христа и стремились Его дискредитировать. Об этом говорится в отрывке из 12-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте его послушаем.
Мы оказываемся свидетелями одной из последних попыток противников Христа уличить Его в ереси. К Спасителю подходят саддукеи. Наиболее яркой чертой этой секты было то, что её члены не верили в бессмертие души и воскресение мёртвых. В учении саддукеев причудливо соединились иудейские и античные представления о природе человека. В том числе, что тело — гробница для души.
Саддукеи, желая дискредитировать Христа, спрашивают Его о жизни вечной, в которую сами они не верили. Искусительный вопрос звучит так — каким образом специфический закон левирата, установленный Моисеем, будет действовать за порогом земного бытия? Левират — от «левир», то есть — деверь, брат мужа — предполагал, что младший брат умершего старшего брата должен был жениться на его вдове. И дети от этого брака считались детьми покойного мужчины, а не их настоящего отца. Саддукеи иллюстрируют вопрошание при помощи такой ситуации. Некая иудейка поочередно была женой семи братьев — чьей же женой она будет в итоге в Царстве Божием после воскресения? Первого мужа, второго, седьмого? Она ведь жила как жена с каждым из них. Саддукеи желали показать абсурдность, с их точки зрения, идеи о возможном воскресении мёртвых. И тем самым выставить Христа каким-то ретроградом. Или же, если Спаситель бы сказал нечто против вечной жизни, Его обвинили бы в отвержении иудейского предания.
Христос не поддаётся уловке противников и не ввязывается в пустую дискуссию. Он выводит её на новый уровень, начав разговор о бытии человека в Царстве Небесном. Спаситель развенчивает наивное представление о том, что после воскресения продолжится земная жизнь в её улучшенном варианте. Так сказать, в формате 2.0. Христос указывает, что это будет принципиально новая реальность, в которой не останется места для смерти. Таким образом, брак и деторождение утратят своё значение — уже не нужно будет продлевать бытие родителей через их наследников.
Спаситель не принижает брак, но даёт абсолютное иное понимание жизни будущего века. Его Он подкрепляет примерами из Пятикнижия, то есть пяти первых книг Библии, которые так уважали саддукеи. Христос ссылается на слова пророка Моисея, именовавшего Бога — Богом Авраама, Исаака и Иакова. Эти патриархи Израиля умерли в земном отношении, но для Господа остались живы.
Спаситель произносит удивительные для уха саддукеев слова: «Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы». И это наиболее важная часть рассуждений Христа. Чтобы понять её точно, следует обратиться к греческому оригиналу. В нём окончание фразы звучит не так, как мы читаем («ибо у Него все живы»), а чуть иначе — «ибо все (живые) для Него живут». Такое изложение позволяет сделать следующий вывод — вечную жизнь, как полноценное и радостное бытие, наследуют лишь те, кто поверил в Бога и сохранил эту веру вплоть до смерти.
Вера, соединённая с добрыми делами, станет залогом воскресения и наследования Царства Божия. И правителем этой новой реальности будет, конечно же, Христос. А Его Царство окажется выше всех человеческих представлений о золотом веке. Ведь, как пишет апостол Павел, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист