Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 18-27. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 18-27

Мк., 55 зач., XII, 18-27 (еп. Феоктист (Игумнов)
Поделиться Поделиться
епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если мы знаем Священное Писание, то мы знаем одну довольно очевидную и банальную вещь: всё было придумано до нас. К примеру, вырывать слова из контекста начали очень давно, занимались этим постыдным делом и оппоненты Христа. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 12-й главы Евангелия от Марка. В нём содержится диалог Спасителя с саддукеями, которые пытались жонглировать библейскими словами ради подтверждения своих религиозных взглядов. Давайте послушаем эту евангельскую историю.

Глава 12.

18 Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:

19 Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.

20 Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.

21 Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.

22 Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.

23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою.

24 Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?

25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.

26 А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?

27 Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.

Апостол Марк, упомянув саддукеев, упомянул и их неверие во всеобщее воскресение. Вообще, у такого неверия, которым поражены отнюдь не только саддукеи, есть свои основания, самое важное из которых состоит в том, что природа не знает возвращения от тления к жизни, опыт каждого человека показывает, что смерть необратима, и любое живое существо рано или поздно станет неживым, а через какое-то время и вовсе растворится в окружающей нас природе. Но это — наш субъективный человеческий опыт, несмотря на то что он всеобщий, он может быть далёк от истины, а потому верующие люди в большей степени склонны доверять не самим себе, а Священному Писанию.

Однако Священное Писание — таинственно и загадочно, при желании в нём можно найти подтверждение каким угодно идеям. И саддукеи, как мы услышали в только что прозвучавшем евангельском отрывке, с успехом находили подтверждение своим воззрениям на воскресение мёртвых. В качестве базы они взяли древний закон о так называемом левирате. Это закон появился во время Моисея, и он был связан с необходимостью увеличения избранного Богом народа, кроме того, в этом законе можно проследить и своеобразную идею бессмертия — бессмертие через детей.

Саддукеи использовали хорошо известный логический приём, который заключается в сведении к абсурду той или иной идеи. Есть закон, предписывающий брать в жёны вдову умершего брата, а что, если братьев много и все они друг за другом умерли? И что будет после всеобщего воскресения? Такие рассуждения хороши тогда, когда мы имеем дело с тем, что нас окружает, но если мы говорим о жизни будущего века, то эта логика перестаёт работать, именно на это и указал саддукеям Спаситель, сказав, что после воскресения люди будут подобны ангелам. Но что мы знаем об ангелах? Знаем лишь то, что они беспрекословно служат Богу и что они бессмертны. Нам неизвестны, скажем так, бытовые подробности жизни ангелов, да и само понятие быта вряд ли может быть к ним применимо.

Из этой евангельской истории следует как минимум три вывода. Во-первых, категорически не стоит размышлять о жизни будущего века в категориях земной жизни. Это грубая ошибка. Во-вторых, бессмертие — не сказка, не фантазия, не миф и не выдумка, бессмертие связано с Богом, Он даёт бытие как материальному творению, так и духовному, и Его воля состоит в том, чтобы никакое разумное творение, однажды обретя бытие, бытия не лишилось. Третий же вывод состоит в том, что не стоит пытаться подстраивать прочтение Писания под свои предпочтения, но стоит верить тому пониманию Библии, которое даёт нам Сам Бог в лице Господа нашего Иисуса Христа.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!