Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 1-10

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелие от Луки, Глава 19
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Жития святых свидетельствуют, что стремление к Богу и жизнь по заповедям Христовым всегда требуют от человека напряжения всех его сил, в том числе и сил интеллектуальных: святые были вынуждены непрестанно искать ответы на два основных вопроса, во-первых, на вопрос о воле Божией в той или иной конкретной ситуации, а во-вторых, на вопрос о том, как осуществить волю Божию. В Евангелии мы тоже видим портреты людей, которые стремились ко спасению, а потому были вынуждены предпринимать нетривиальные действия для его достижения. Один из примеров такого рода — мытарь Закхей, о котором повествует 19-я глава Евангелия от Луки. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.

Глава 19.

01 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

02 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

03 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,

04 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

05 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

06 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

07 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

08 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

09 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,

10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Закхей появляется на страницах Евангелия внезапно и как бы случайно. Город, в котором он жил — Иерихон — находился на пути следования Господа Иисуса Христа. И описание Христова пути послужило основой для появления Закхея в Евангелии от Луки. Апостол Лука даёт нам некоторые предварительные сведения о Закхее: он мытарь, он богат, он небольшого роста, и он хочет видеть Иисуса. Из этих сведений невозможно сделать вывод о том, с чем было связано желание Закхея увидеть Христа — то ли это простое любопытство, то ли нечто большее. Однако имеет ли значение побудительная причина? Кажется разумным предположение, что если причина не упомянута в Евангелии, то о ней и не стоит рассуждать, ведь есть масса примеров того, как люди, зайдя в храм фактически случайно, оказывались в нём навсегда. Само желание человека оказаться в храме, или, как в случае с Закхеем, увидеть Иисуса — уже от Бога, и неважно, чем оно вызвано с сугубо практической точки зрения.

Значительно интересней было бы поразмышлять вот о чём: Бог подсказывает нам благие и спасительные действия, но всегда ли у нас хватает мужества, чтобы поступать так, как того хочет Бог?

Спаситель зовёт к Себе всех, однако было бы глубочайшей ошибкой думать, что Его призыв предполагает бездействие с нашей стороны. В самом деле: если кто-то пригласит человека на встречу, то приглашённый должен предпринять некоторый труд ради того, чтобы откликнуться на приглашение. Так и со Христом: Он приглашает всех, но дальше призван действовать сам человек. В зависимости от обстоятельств мы должны думать о том, как попасть на эту встречу. История Закхея показала, что даже физическое присутствие Христа рядом требует для встречи с Ним смекалки и забвения собственного статуса. Если же мы говорим о встрече со Христом в наше время — в период между Вознесением Господним и Его Вторым Пришествием — то здесь необходимо значительно больше смекалки и несопоставимо больше смирения. Собственно, вся наша аскетическая литература говорит именно об этом, и дай Бог, чтобы мы, вдохновившись примером мытаря Закхея, а также известных нам святых, обрели способность искать и находить пути ко Христу в любой, даже самой нетривиальной, жизненной ситуации!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В прекрасном и вдохновенном 102-м псалме есть удивительные по своей глубине строки: «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его... Исполняющего благие желания твои, обновится, как у орла, юность твоя» (Пс. 102:2,5). Этими словами царь и псалмопевец Давид обращается к своей душе, призывая её помнить о всех благодеяниях, которые она получила от Бога, помнить и о том, что благодеяния Божии всегда превосходят то, о чём человек может мечтать. Есть, конечно, и определённое условие: желания должны быть благими, то есть не нацеленными на что-то земное, а устремлёнными исключительно к Богу.

Исполнение слов Давида мы видим и в истории мытаря Закхея. Его желание было благим: он хотел увидеть — всего лишь увидеть! — проходящего через Иерихон Христа. Мы можем только догадываться о том, каким образом у Закхея зародилось такое желание, впрочем, если вспомнить, что вообще любое благо имеет своим источником Бога, то и стремление Закхея увидеть Христа можно отнести к этому же источнику, именно так и поступил святитель Григорий Палама, он написал: «Я же думаю, что Божественная сила Иисусова неизреченным образом его манила и побуждала следовать: потому что он тяготел (ко Христу), поскольку имел добрый нрав и душу восприимчивую к добродетели, и поэтому горячо желал и стремился увидеть Иисуса».

Закхей мог по-разному поступить с возникшим в нём стремлением, он, к примеру, мог решить, что его статус начальственного человека позволяет ему встать в первых рядах встречающих Христа людей, или же решить, что само его горячее желание увидеть кого-либо несовместимо с общественным положением главы сборщиков податей, Закхей мог поступить самыми разными способами, но он их все отверг и, забыв о свойственном всякому взрослому человеку чувстве собственного достоинства, просто взобрался на дерево, этим своим действием он показал, что его желание было действительно благим, то есть устремлённым к Богу, потому что только стремясь к Богу человек способен отринуть свою гордыню и все общественные предрассудки. Далее с Закхеем произошло то, что значительно раньше описал Давид: Закхей не только увидел Христа, он сподобился значительно большего — Закхей говорил с Ним и принимал Спасителя в своём доме. Конечно, взбираясь на дерево, Закхей не мог и мечтать о таком развитии событий, но Бог исполняет наши «благие желания», исполняет их в совершенной и превосходной степени.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
02.02.2025воскресенье
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ