Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Жития святых свидетельствуют, что стремление к Богу и жизнь по заповедям Христовым всегда требуют от человека напряжения всех его сил, в том числе и сил интеллектуальных: святые были вынуждены непрестанно искать ответы на два основных вопроса, во-первых, на вопрос о воле Божией в той или иной конкретной ситуации, а во-вторых, на вопрос о том, как осуществить волю Божию. В Евангелии мы тоже видим портреты людей, которые стремились ко спасению, а потому были вынуждены предпринимать нетривиальные действия для его достижения. Один из примеров такого рода — мытарь Закхей, о котором повествует 19-я глава Евангелия от Луки. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Закхей появляется на страницах Евангелия внезапно и как бы случайно. Город, в котором он жил — Иерихон — находился на пути следования Господа Иисуса Христа. И описание Христова пути послужило основой для появления Закхея в Евангелии от Луки. Апостол Лука даёт нам некоторые предварительные сведения о Закхее: он мытарь, он богат, он небольшого роста, и он хочет видеть Иисуса. Из этих сведений невозможно сделать вывод о том, с чем было связано желание Закхея увидеть Христа — то ли это простое любопытство, то ли нечто большее. Однако имеет ли значение побудительная причина? Кажется разумным предположение, что если причина не упомянута в Евангелии, то о ней и не стоит рассуждать, ведь есть масса примеров того, как люди, зайдя в храм фактически случайно, оказывались в нём навсегда. Само желание человека оказаться в храме, или, как в случае с Закхеем, увидеть Иисуса — уже от Бога, и неважно, чем оно вызвано с сугубо практической точки зрения.
Значительно интересней было бы поразмышлять вот о чём: Бог подсказывает нам благие и спасительные действия, но всегда ли у нас хватает мужества, чтобы поступать так, как того хочет Бог?
Спаситель зовёт к Себе всех, однако было бы глубочайшей ошибкой думать, что Его призыв предполагает бездействие с нашей стороны. В самом деле: если кто-то пригласит человека на встречу, то приглашённый должен предпринять некоторый труд ради того, чтобы откликнуться на приглашение. Так и со Христом: Он приглашает всех, но дальше призван действовать сам человек. В зависимости от обстоятельств мы должны думать о том, как попасть на эту встречу. История Закхея показала, что даже физическое присутствие Христа рядом требует для встречи с Ним смекалки и забвения собственного статуса. Если же мы говорим о встрече со Христом в наше время — в период между Вознесением Господним и Его Вторым Пришествием — то здесь необходимо значительно больше смекалки и несопоставимо больше смирения. Собственно, вся наша аскетическая литература говорит именно об этом, и дай Бог, чтобы мы, вдохновившись примером мытаря Закхея, а также известных нам святых, обрели способность искать и находить пути ко Христу в любой, даже самой нетривиальной, жизненной ситуации!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееВ прекрасном и вдохновенном 102-м псалме есть удивительные по своей глубине строки: «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его... Исполняющего благие желания твои, обновится, как у орла, юность твоя» (Пс. 102:2,5). Этими словами царь и псалмопевец Давид обращается к своей душе, призывая её помнить о всех благодеяниях, которые она получила от Бога, помнить и о том, что благодеяния Божии всегда превосходят то, о чём человек может мечтать. Есть, конечно, и определённое условие: желания должны быть благими, то есть не нацеленными на что-то земное, а устремлёнными исключительно к Богу.
Исполнение слов Давида мы видим и в истории мытаря Закхея. Его желание было благим: он хотел увидеть — всего лишь увидеть! — проходящего через Иерихон Христа. Мы можем только догадываться о том, каким образом у Закхея зародилось такое желание, впрочем, если вспомнить, что вообще любое благо имеет своим источником Бога, то и стремление Закхея увидеть Христа можно отнести к этому же источнику, именно так и поступил святитель Григорий Палама, он написал: «Я же думаю, что Божественная сила Иисусова неизреченным образом его манила и побуждала следовать: потому что он тяготел (ко Христу), поскольку имел добрый нрав и душу восприимчивую к добродетели, и поэтому горячо желал и стремился увидеть Иисуса».
Закхей мог по-разному поступить с возникшим в нём стремлением, он, к примеру, мог решить, что его статус начальственного человека позволяет ему встать в первых рядах встречающих Христа людей, или же решить, что само его горячее желание увидеть кого-либо несовместимо с общественным положением главы сборщиков податей, Закхей мог поступить самыми разными способами, но он их все отверг и, забыв о свойственном всякому взрослому человеку чувстве собственного достоинства, просто взобрался на дерево, этим своим действием он показал, что его желание было действительно благим, то есть устремлённым к Богу, потому что только стремясь к Богу человек способен отринуть свою гордыню и все общественные предрассудки. Далее с Закхеем произошло то, что значительно раньше описал Давид: Закхей не только увидел Христа, он сподобился значительно большего — Закхей говорил с Ним и принимал Спасителя в своём доме. Конечно, взбираясь на дерево, Закхей не мог и мечтать о таком развитии событий, но Бог исполняет наши «благие желания», исполняет их в совершенной и превосходной степени.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист