Христианская традиция толкования Священного Писания очень богата и разнообразна. Отцы Церкви используют различные приёмы для того, чтобы сделать библейский текст понятным и актуальным для себя и своей паствы. Даже в простом рассказе об исторических событиях опытный экзегет умудряется найти глубокие духовные закономерности. Всякое слово Писания он превращает в рассуждения о жизни человеческой души и её отношениях с Богом. Как это происходит, можно проиллюстрировать на примере того отрывка из 12-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Притчу, которая только что прозвучала, можно понимать как рассказ, намекающий на вполне конкретные исторические обстоятельства. Виноградник — это Израиль, который был избран Богом для особой миссии. Именно через еврейский народ свет истинного богопочитания должен был распространиться по всей земле. Однако на протяжении своего существования Израиль противился Творцу. Его слуг-пророков убивали, а Его Единородного сына и наследника распяли. Слушатели Спасителя видят в причте именно этот исторический смысл. Он им очевиден.
В христианской традиции эта причта получает ещё одно прочтение. Виноградник — сам человек. Господь дал нам тело и душу, о которых мы должны заботиться с памятью о Боге, чтобы вернуть их в своё время Хозяину нашей жизни. Это наша миссия и предназначение. Однако мы периодически о ней забываем. Порой, всё, что волнует человека, — как бы не потерять своё и как бы получить ещё больше, чем он имеет. Мысль о служении другим и Творцу становится для нас странной и чуждой. Мы зациклены на себе, во всём ищем свою выгоду. А потому не принимаем посланцев от Бога, противимся Ему Самому. Другими словами, мы перестаём ощущать Его присутствие в нашей жизни. В результате она становится невыносимо тяжёлой. Как возникают подобные толкования? Ведь в самом тексте притчи прямо об этом не говорится.
Вся жизнь христианских толкователей была посвящена исполнению Евангелия. Иначе говоря, отцы-толкователи тщательно ухаживали за виноградником своей души и всегда помнили о Его настоящем Хозяине. Они непрестанно думали о том, как устроить свой быт, согласно заповедям Христа. Размышляли о том, что им мешает на этом пути. Вглядывались в себя. Молились Творцу, чтобы открыл им это. Делились своим размышлениями и опытом с теми, кто также идёт по этому пути духовного совершенствования. Всё, с чем они соприкасались, побуждало их размышлять о Боге и его отношениях с человеком. Они, подобно учёным, тщательно изучали механизмы и технологию этих отношений. Причём постоянно, на любом материале и в любой ситуации. Тем более, это происходило, когда они брали в руки Священное Писание. Они видели в нём не только прямые смыслы, но и те, которые их волновали. А потому подобные интерпретации не искусственны. Это плоды духовной борьбы христианских аскетов.
Подобное умонастроение должно стать нормой жизни для любого христианина. Всё, что с нами происходит в течение дня, и всё, что нас окружает, не следует воспринимать как изолированные объекты. Любого человека, предмет или обстоятельство необходимо учиться связывать с мыслью о Боге. То есть спрашивать Творца: а зачем мне эта ситуация сейчас? А как я должен вести себя с этим человеком? А как лучше применить эту вещь? Как я должен поступить со всем этим согласно Твоей воле? Это и есть непрестанное памятование о Боге. Такое памятование есть разновидность молитвы. Если будем воспитывать в себе этот навык, мир вокруг будет наполняться высоким, непреходящим смыслом. А мы в любой момент своей жизни будем готовы встретить не только тех вестников, которых нам посылает Господь, но и Его Самого.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЛюдей посредственных не существует. Каждый из нас по-своему уникален и талантлив. Просто не каждый смог раскрыть свой потенциал. Как же это сделать и, если сделал, как использовать свои дарования по назначению? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 12-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Притча о винограднике — это не просто назидательная история. Это аллегория, то есть иносказание. Используя хорошо знакомые Своим слушателям образы сельскохозяйственного быта, Христос при их помощи указывает на важную закономерность духовной жизни. Это и есть подлинный смысл этой истории. Какая же это закономерность?
В первую очередь Господь указывает на судьбы ветхозаветной Церкви. Он рассказывает о том, как Бог заботился о своём винограднике — Израильском народе. И как этот народ на протяжении истории отвергал Его заботу: преследовал и уничтожал Его посланников-пророков, и теперь готовится убить Сына Божия, Того, Кто рассказывает эту притчу. Под виноградником можно понимать и Церковь новозаветную. Святитель Феофан Затворник считал, что эту притчу можно применить и к ней. Ведь и в христианской Церкви за долгое время её существования появлялись злые виноградари. Люди, которые на время брали управление в свои руки. И мешали Богу проявлять Себя в судьбах церковного организма в полноте. Такими, например, были еретики, раскольники и все те, кто претендовали на место Христа. Так или иначе они делали себя посредниками между верующими людьми и Творцом.
Наконец, под виноградником можно понимать и душу каждого из нас. Ведь всякий крещёный человек, по словам апостола Павла, — это церковь Живого Бога. О каждом из нас Господь заботится особым образом, как хозяин о любимом винограднике. Всем нам Господь дал особые дары — разум, свободу и, самое главное, в Таинстве Крещения дал дары Святого Духа. В виде маленького семечка. Наша задача всю свою жизнь посвятить тому, чтобы культивировать это семечко. Заботиться о нём. Чтобы оно разрослось в нашей душе в полноценное соцветие добродетелей. Чтобы мы стали мирными, радостными, терпеливыми, милосердными, кроткими, сдержанными, мужественными, наполненными верой, надеждой, любовью. Чтобы мы не сопротивлялись людям и жизни. Не враждовали против окружающих. Не сидели в сварливости, раздражении, неприязни и бесконечных претензиях. Чтобы в нас не было уныния, тоски. Чтобы наша жизнь не была невыносимой для нас, а сами мы для себя ненавистны.
А потому постараемся не обманывать и не успокаивать себя тем, что с нас довольно и того, что мы крещены в истинной Церкви и время от времени исполняем её ритуалы. Если будем думать, что этого достаточно, что это делает нас неприкасаемыми, очень быстро и легко окажемся среди тех виноградарей, которые решили, что они неуязвимы. Что могут распоряжаться тем, что им не принадлежит, свободно, бессрочно и как им заблагорассудится. Подобное воодушевление длится недолго. Всего лишь несколько десятков лет. А потом возвращается Хозяин жизни. И приходит горькое осознание, что пора отдавать то, что я считал своим навеки. А это было дано лишь напрокат.
А потому нам уже здесь и сейчас необходимо воспитывать в себе навык возвращать Богу то, что принадлежит только Ему: моё тело, мою душу, мой ум. И сделать это проще простого: день за днём, сознательно и методично тратить своё время и силы на исполнение евангельских заповедей; изучать те духовные законы, по которым живёт моё сердце, и усилием воли направлять своё внимание на работу с ним; понуждать себя во всех своих делах искать и исполнять волю Творца. Лишь так, не на словах, а на деле, мы препоручаем всего себя Богу. А Он знает, как распорядиться нами по назначению. Он сможет найти достойное применение нашим талантам. Чтобы наша жизнь была на радость нам и тем, кто нас окружает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееКакую пользу мы можем извлечь из конфликтов и столкновений с другими людьми? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 12-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
На протяжении истории взаимоотношения еврейского народа и святых пророков не ладились. Посланники Божии призывали людей исполнять волю Творца. Люди этого не хотели. Поэтому они требовали пророков замолчать. Если те не замолкали, они их гнали от себя. Если пророки возвращались, их били и даже убивали. Так Иезекиля и Захарию побили камнями, Исаию перепилили деревянной пилой, Иоанна Крестителя обезглавили. И это самые известные случаи. Однако и их достаточно, чтобы понять — отношения между евреями и Богом были напряжённые.
Именно на этом Христос и делает акцент в только что прозвучавшей притче. Обратите внимание на реакцию слушателей. Они соглашаются, что факты, на которые намекает Господь, имели место. Действительно, пророков убивали и убивают. Более того, иудеи осознают, что сказанное напрямую касается их самих. Как вы думаете, что сделал бы здравомысляший и рассудительный человек на их месте? Скорее всего, он задал бы вопрос: «что конкретно я могу сделать, чтобы эта ситуация не повторялась?» Но вместо этого иудеи страшно негодуют. Они признают правдивость обличений Господа, но сердцем не могу принять их. Что-то внутри них встаёт на дыбы. Ключевой вопрос — что это?
Всё очень просто. Это наша больная самость. Мы любим, чтобы жизнь была безопасна, предсказуема, стабильна. Нам не нравится терять своё. Мы очень болезненно отказываемся от своего имущества. С трудом избавляемся от старых привычек. Мы очень тяжелы на подъём. Мы боимся всего нового и неизвестного. Поэтому нам тяжело развиваться физически, интеллектуально и духовно, но очень просто скатиться в свинство. И в этом свинстве нам бывает очень часто тепло и уютно. Да, запах не очень. Но зато свой и привычный. Когда к нам приходят и говорят, что хорошо бы прибраться в комнате, у нас внутри поднимается волна неприятия и агрессии. Вот это и есть действие самости. Это наш эгоизм. Склонность к тому, чтобы закрыться в своём футляре и сказать, что кроме него больше ничего не существует. Моя колея, мой образ жизни и мысли самый правильный. Поэтому и не принимаем людей. Поэтому не принимаем Бога.
Это в очередной раз напоминает нам важность рассудительности и трезвенности для духовной жизни. Любое замечание, которое нам делают, мы обязаны принять к рассмотрению. Обязаны провести его исследование так, как ученые-естественники исследуют строение материи. Вдруг мне указали на опасного паразита, который прижился на мне и сосёт мои жизненные силы. Если же в ответ на замечание окружающих я встаю на дыбы, это прямой сигнал к тому, что задет мой эгоизм. В этой точке моя самость сконцентрирована с особой силой. Вот она и корчится от боли. Она не хочет ничего менять. Она не хочет умирать. А это означает, что здесь я и должен усиленно работать. Об этой проблеме я должен обращаться в молитвах к Творцу и говорить с духовно опытными людьми в беседах и на исповеди. Слушать их опыт борьбы с этой заразой. В том месте, где болит, должно становиться меньше меня со своими представлениями о жизни и больше Бога. Если мы так будем относиться к тем конфликтным ситуациям, в которых порой оказываемся, то в итоге замечания даже от самых неприятных людей будут вызывать у нас не досаду и раздражение, а принесут огромную пользу и духовный плод.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий