Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 1-12. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 1-12

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Какую пользу мы можем извлечь из конфликтов и столкновений с другими людьми? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 12-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 12.

01 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.

02 И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника.

03 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.

04 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.

05 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.

06 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.

07 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.

08 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.

09 Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;

11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.

12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

На протяжении истории взаимоотношения еврейского народа и святых пророков не ладились. Посланники Божии призывали людей исполнять волю Творца. Люди этого не хотели. Поэтому они требовали пророков замолчать. Если те не замолкали, они их гнали от себя. Если пророки возвращались, их били и даже убивали. Так Иезекиля и Захарию побили камнями, Исаию перепилили деревянной пилой, Иоанна Крестителя обезглавили. И это самые известные случаи. Однако и их достаточно, чтобы понять — отношения между евреями и Богом были напряжённые.

Именно на этом Христос и делает акцент в только что прозвучавшей притче. Обратите внимание на реакцию слушателей. Они соглашаются, что факты, на которые намекает Господь, имели место. Действительно, пророков убивали и убивают. Более того, иудеи осознают, что сказанное напрямую касается их самих. Как вы думаете, что сделал бы здравомысляший и рассудительный человек на их месте? Скорее всего, он задал бы вопрос: «что конкретно я могу сделать, чтобы эта ситуация не повторялась?» Но вместо этого иудеи страшно негодуют. Они признают правдивость обличений Господа, но сердцем не могу принять их. Что-то внутри них встаёт на дыбы. Ключевой вопрос — что это?

Всё очень просто. Это наша больная самость. Мы любим, чтобы жизнь была безопасна, предсказуема, стабильна. Нам не нравится терять своё. Мы очень болезненно отказываемся от своего имущества. С трудом избавляемся от старых привычек. Мы очень тяжелы на подъём. Мы боимся всего нового и неизвестного. Поэтому нам тяжело развиваться физически, интеллектуально и духовно, но очень просто скатиться в свинство. И в этом свинстве нам бывает очень часто тепло и уютно. Да, запах не очень. Но зато свой и привычный. Когда к нам приходят и говорят, что хорошо бы прибраться в комнате, у нас внутри поднимается волна неприятия и агрессии. Вот это и есть действие самости. Это наш эгоизм. Склонность к тому, чтобы закрыться в своём футляре и сказать, что кроме него больше ничего не существует. Моя колея, мой образ жизни и мысли самый правильный. Поэтому и не принимаем людей. Поэтому не принимаем Бога.

Это в очередной раз напоминает нам важность рассудительности и трезвенности для духовной жизни. Любое замечание, которое нам делают, мы обязаны принять к рассмотрению. Обязаны провести его исследование так, как ученые-естественники исследуют строение материи. Вдруг мне указали на опасного паразита, который прижился на мне и сосёт мои жизненные силы. Если же в ответ на замечание окружающих я встаю на дыбы, это прямой сигнал к тому, что задет мой эгоизм. В этой точке моя самость сконцентрирована с особой силой. Вот она и корчится от боли. Она не хочет ничего менять. Она не хочет умирать. А это означает, что здесь я и должен усиленно работать. Об этой проблеме я должен обращаться в молитвах к Творцу и говорить с духовно опытными людьми в беседах и на исповеди. Слушать их опыт борьбы с этой заразой. В том месте, где болит, должно становиться меньше меня со своими представлениями о жизни и больше Бога. Если мы так будем относиться к тем конфликтным ситуациям, в которых порой оказываемся, то в итоге замечания даже от самых неприятных людей будут вызывать у нас не досаду и раздражение, а принесут огромную пользу и духовный плод.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!