Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 3, стихи 13-17

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Евангелие от Матфея, Глава 3
Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Сегодня, в день Богоявления — или Крещения Господня — для меня по-особому звучит мысль французского феноменолога Гастона Башляра об одной величайшей символической ценности, созданной человечеством — а именно... о воде! Эта мысль помогает нам лучше осознать Евангелие от Матфея, отрывок из 3-й главы которого мы слышим сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 3.

13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Почему же вода — «величайшая символическая ценность»? Гастон Башляр утверждает, что именно благодаря воде в нашем сознании существует «архетип чистоты» — вот как он пишет: «Чем стала бы идея чистоты без образа воды прозрачной и ясной — без этого прекрасного плеоназма (то есть удвоения смыслов) — чистая вода. Вода сосредоточивает в себе все образы чистоты».

Действительно, в любой религиозной традиции мы увидим, что вода будет использоваться для ритуальных омовений как образ не только физического, но и духовного очищения. Вода — прекрасный растворитель, причём — позволю себя такую вольность — очень «человеко-ориентированный». Грязь вода растворяет, а вот человеческой коже, напротив, никакого вреда не приносит — только пользу! Неудивительно, что такая «избирательность» воды была подмечена людьми и стала причиной особого отношения к воде как таковой. Ну а если вспомнить, что без воды всё живое просто бы исчезло с поверхности земли — то оснований для выделения воды в особый статус уже предостаточно.

То, что происходит на реке Иордан, — когда Иисус погружается в воды, подобно тому, как ровно то же самое делали приходившие к Иоанну Крестителю — напрямую связано с этими древними архетипическими представлениям. С одной только разницей: Христу, в отличие от остальных людей, в этой воде нечего оставлять, нечего «смывать»: Он — безгрешен и непорочен. Более того, как об этом пишут святые отцы, именно в момент погружения в воды происходит символическое «впитывание» чистым Христом всей той человеческой скверны и нечистоты, всего того мрака греха, которым и насыщался Иордан от приходивших к Иоанну. Погрузившись в эти воды, Иисус становится символически связанным, отягощённым греховностью людей как таковой: именно её Он и понесёт на Крест, чтобы навсегда избавить человеческую природу от этого обременения.

В завершение хочется поделиться ещё одной мыслью Башляра. «Всякая первозданно прозрачная вода... должна омрачаться, впитывая чёрные страдания. Всякая живая вода — это вода, которой суждено замедляться, тяжелеть. Всякая живая вода есть вода, готовая умереть». И когда мы говорим на Великом освящении воды, которое сегодня происходит во всех храмах, что эта святая вода «течёт в жизнь вечную» — мы не должны забывать, что условие этой «живости» — готовность принять в себя смерть, готовность Христа положить «душу Свою за друзей Своих».

Хороший образ для подражания каждому из нас, не так ли?..


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В Евангелии есть несколько эпизодов, которые для любого хоть немного осведомлённого в ветхозаветной религии звучат парадоксально, если не абсурдно. И сегодня в храмах мы слышим отрывок из 3-й главы Евангелия от Матфея, где в том числе именно о таком случае и идёт речь. Давайте послушаем.

Глава 3.

13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Возглас Иоанна, полный изумления, при встрече с грядущим креститься Иисусом, совершенно закономерен: ведь к нему шли грешники, то есть преступники закона Моисея, которые хотели в крещальной воде положить начало новой жизни, «обнулить» свои преступления, лишить их права и власти держать в своём плену грешника. Естественно, Иисусу, за всю жизнь не преступившему и самой малой части Закона, нечего было «обнулять». Именно это и хотел выразить Иоанн словами: «Тебе ли креститься от меня? Наоборот, это Ты меня должен крестить!»

Ответ Христа о том, что: «оставь теперь — так надлежит нас исполнить всякую правду» — очень интересен. По факту, Иисус... подыгрывает Иоанну: Он, будучи безгрешен, идёт вместе с остальным народом креститься — словно бы имел в этом нужду. «Оставь теперь» — значит, не ломай ради Меня те правила, которые однажды установлены и всем понятны: любой человек грешит, значит, каждый требует крещального омовения, значит, если ты — человек, то должен креститься!

Правда, о которой говорит Иисус, заключалась в том, что Безгрешный Агнец должен был принять на себя образ раба — то есть обычного, грешного человека. И на протяжение евангельской истории мы снова и снова будет встречаться с этим умалением Христовой непорочности и всевластия: и в умовении ног ученикам, и в падении под ношей Креста, и в Гефсиманском молении перед нами снова и снова живой, настоящий человек, а не какой-то «супергерой» или античное мифическое божество.

И это сознательное умаление Христа в принятии крещения тотчас получает ответ свыше: как пишет евангелист, «отверзаются Небеса», и пророк видит в образе голубя Дух Божий, нисходящий на Иисуса, и слышит Глас, свидетельствующий об Иисусе: «да, Он — долгожданный Мессия!»

Сегодняшний праздник Богоявления, или Крещения Господня — один из самых любимых православным народом. И дело не только в том, что из храма мы уносим великую святыню — агиасму, крещенскую воду. И не только потому, что на водоёмах толпятся желающие именно в этот день приобщиться архаическим ритуалам омовения, даже не осознавая этого. Главное, что греет сердце сегодня, — это ещё одно напоминание о том, насколько же Бог, явившийся в человеческом образе, ненавязчив, тих и деликатен!

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

«Почему люди так любят изучать своё прошлое, свою историю? Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения». Эти замечательные слова принадлежат настоящему классику отечественной исторической науки — Василию Ключевскому. В письмах историка можно найти много иных афоризмов. Василий Осипович был человеком острым на язык, но в то же время глубоко верующим. И всякий раз он очень переживал, когда понимал, что кого-то обидел неосторожным высказыванием.

Но вернёмся к цитате. Зачем она нам понадобилась? Дело в том, что понять прозвучавшее евангельское чтение невозможно без знания исторического контекста. А он, в свою очередь, объясняет, почему миссия пророка Иоанна не была принята современниками. Впрочем, как и миссия Иисуса Христа. Ну что же — приступим.

Ко времени начала новозаветных событий израильское общество находилось в довольно непростом положении. Римская оккупация разделила иудеев в плане отношения к окружающей действительности. Одни шли на компромисс с захватчиками и получали за это различные преференции от государства (саддукеи, например). Другие — создавали подпольные ячейки силового сопротивления (речь про зилотов). Третьи же — удалялись в пустынные места, где образовывали коммуны полумонашеского образа жизни (как ессеи). Из среды последних и происходил исторически пророк Иоанн. Однако его проповедь и миссия значительно превосходили аскетические идеалы иудеев-пустынников.

Иоанн Креститель являлся истинным посланником Божиим, которому были открыты вещи, не доступные обыкновенной религиозной интуиции. Предтеча обладал настоящим боговидением — качеством, позволившем ему среди толп паломников разглядеть Того Самого Человека — посланного Отцом Небесным Спасителя. Евангелие говорит нам о событии мгновенного узнавания, что было бы просто невозможно без помощи благодати Господа.

Иоанн сразу же признаёт главенство Христа и проявляет по отношению к Нему полное послушание. Даже в том случае, если требуемые Спасителем действия не соответствовали представлениям пророка, он готов был их исполнить. Речь, в первую очередь, об обряде крещения. В данном случае Писание имеет в виду не таинство крещения, а обряд, который иудеи совершали в знак покаяния за содеянные грехи. Омовение совершалось обычно самостоятельно. Если же обряд осуществлял над иудеем его соплеменник, то такое действие выражало ещё и духовное преклонение, подчинение авторитету совершителя омовения.

Христос, таким образом, подчиняется во время крещения пророку Иоанну. Но зачем? Тем самым Сын Божий выражает готовность служить не Предтече лично, а всему роду человеческому. Бог явился во плоти не для того, чтобы царствовать, но, чтобы положить жизнь Свою за всех людей, открыв для них путь в Царство Небесное. Желание Иисуса креститься для Иоанна сначала оставалось непонятным. Но он смиряется, услышав слова Христа — «нам нужно исполнить всякую правду», прежде всего — правду Божию, стать частью попечения Господа о мире.

Предтеча крестит Спасителя и тут же ощущает результат своих действий. Иоанн первым из людей узнаёт Откровения Бога о Себе Самом. Человечеству в лице Крестителя становится известным, что Господь есть Троица: Отец, Сын и Дух Святой. Сын стоял в водах Иордана, Отец свидетельствовал голосом с Небес, а Дух в виде голубя ниспускался на Сына. Вот почему праздник Крещения Господня называется также Богоявлением.

Учение о Боге-Троице имеет не только возвышенный, но и вполне практический смысл. Рассуждая над тайной триединого Бога, мы неминуемо начинаем говорить о любви. Любви, объединяющей Троицу и изливающейся на всех людей. Впрочем, дарованная нам Божественная любовь, не действует сам по себе, но требует от нас старания и усилий, приложенных не только в области личной аскетики, но и в области межчеловеческих отношений.

Спаситель не говорит — мне надлежит исполнить правду. Он, обращаясь к Предтече, произносит — нам надлежит. Тем самым, Христос указывает, что Его миссия возможна только в соработничестве с людьми. Ведь где двое или трое собраны во имя Господа Иисуса, там невидимо присутствует и Он Сам. Потому не нужно страшиться жить по заповедям Божиим, проявляя понимание и милосердие к окружающим. Ведь с теми, кто следует правде Господней, всегда рядом находится укрепляющий и помогающий Христос. И нет для человека счастья больше, чем стать со-работником Спасителя в продолжении Его миссии на земле.

С праздником! С Богоявлением — Крещением Господним!

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
19.01.2025воскресенье
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ