Евангелие от Матфея, Глава 3, стихи 13-17. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 3, стихи 13-17

13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

«Почему люди так любят изучать своё прошлое, свою историю? Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения». Эти замечательные слова принадлежат настоящему классику отечественной исторической науки — Василию Ключевскому. В письмах историка можно найти много иных афоризмов. Василий Осипович был человеком острым на язык, но в то же время глубоко верующим. И всякий раз он очень переживал, когда понимал, что кого-то обидел неосторожным высказыванием.

Но вернёмся к цитате. Зачем она нам понадобилась? Дело в том, что понять прозвучавшее евангельское чтение невозможно без знания исторического контекста. А он, в свою очередь, объясняет, почему миссия пророка Иоанна не была принята современниками. Впрочем, как и миссия Иисуса Христа. Ну что же — приступим.

Ко времени начала новозаветных событий израильское общество находилось в довольно непростом положении. Римская оккупация разделила иудеев в плане отношения к окружающей действительности. Одни шли на компромисс с захватчиками и получали за это различные преференции от государства (саддукеи, например). Другие — создавали подпольные ячейки силового сопротивления (речь про зилотов). Третьи же — удалялись в пустынные места, где образовывали коммуны полумонашеского образа жизни (как ессеи). Из среды последних и происходил исторически пророк Иоанн. Однако его проповедь и миссия значительно превосходили аскетические идеалы иудеев-пустынников.

Иоанн Креститель являлся истинным посланником Божиим, которому были открыты вещи, не доступные обыкновенной религиозной интуиции. Предтеча обладал настоящим боговидением — качеством, позволившем ему среди толп паломников разглядеть Того Самого Человека — посланного Отцом Небесным Спасителя. Евангелие говорит нам о событии мгновенного узнавания, что было бы просто невозможно без помощи благодати Господа.

Иоанн сразу же признаёт главенство Христа и проявляет по отношению к Нему полное послушание. Даже в том случае, если требуемые Спасителем действия не соответствовали представлениям пророка, он готов был их исполнить. Речь, в первую очередь, об обряде крещения. В данном случае Писание имеет в виду не таинство крещения, а обряд, который иудеи совершали в знак покаяния за содеянные грехи. Омовение совершалось обычно самостоятельно. Если же обряд осуществлял над иудеем его соплеменник, то такое действие выражало ещё и духовное преклонение, подчинение авторитету совершителя омовения.

Христос, таким образом, подчиняется во время крещения пророку Иоанну. Но зачем? Тем самым Сын Божий выражает готовность служить не Предтече лично, а всему роду человеческому. Бог явился во плоти не для того, чтобы царствовать, но, чтобы положить жизнь Свою за всех людей, открыв для них путь в Царство Небесное. Желание Иисуса креститься для Иоанна сначала оставалось непонятным. Но он смиряется, услышав слова Христа — «нам нужно исполнить всякую правду», прежде всего — правду Божию, стать частью попечения Господа о мире.

Предтеча крестит Спасителя и тут же ощущает результат своих действий. Иоанн первым из людей узнаёт Откровения Бога о Себе Самом. Человечеству в лице Крестителя становится известным, что Господь есть Троица: Отец, Сын и Дух Святой. Сын стоял в водах Иордана, Отец свидетельствовал голосом с Небес, а Дух в виде голубя ниспускался на Сына. Вот почему праздник Крещения Господня называется также Богоявлением.

Учение о Боге-Троице имеет не только возвышенный, но и вполне практический смысл. Рассуждая над тайной триединого Бога, мы неминуемо начинаем говорить о любви. Любви, объединяющей Троицу и изливающейся на всех людей. Впрочем, дарованная нам Божественная любовь, не действует сам по себе, но требует от нас старания и усилий, приложенных не только в области личной аскетики, но и в области межчеловеческих отношений.

Спаситель не говорит — мне надлежит исполнить правду. Он, обращаясь к Предтече, произносит — нам надлежит. Тем самым, Христос указывает, что Его миссия возможна только в соработничестве с людьми. Ведь где двое или трое собраны во имя Господа Иисуса, там невидимо присутствует и Он Сам. Потому не нужно страшиться жить по заповедям Божиим, проявляя понимание и милосердие к окружающим. Ведь с теми, кто следует правде Господней, всегда рядом находится укрепляющий и помогающий Христос. И нет для человека счастья больше, чем стать со-работником Спасителя в продолжении Его миссии на земле.

С праздником! С Богоявлением — Крещением Господним!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!