Евангелие от Матфея, Глава 3, стихи 13-17. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 3, стихи 13-17

Поделиться Поделиться
протоиерей Павел Великанов Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Сегодня, в день Богоявления — или Крещения Господня — для меня по-особому звучит мысль французского феноменолога Гастона Башляра об одной величайшей символической ценности, созданной человечеством — а именно... о воде! Эта мысль помогает нам лучше осознать Евангелие от Матфея, отрывок из 3-й главы которого мы слышим сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 3.

13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Почему же вода — «величайшая символическая ценность»? Гастон Башляр утверждает, что именно благодаря воде в нашем сознании существует «архетип чистоты» — вот как он пишет: «Чем стала бы идея чистоты без образа воды прозрачной и ясной — без этого прекрасного плеоназма (то есть удвоения смыслов) — чистая вода. Вода сосредоточивает в себе все образы чистоты».

Действительно, в любой религиозной традиции мы увидим, что вода будет использоваться для ритуальных омовений как образ не только физического, но и духовного очищения. Вода — прекрасный растворитель, причём — позволю себя такую вольность — очень «человеко-ориентированный». Грязь вода растворяет, а вот человеческой коже, напротив, никакого вреда не приносит — только пользу! Неудивительно, что такая «избирательность» воды была подмечена людьми и стала причиной особого отношения к воде как таковой. Ну а если вспомнить, что без воды всё живое просто бы исчезло с поверхности земли — то оснований для выделения воды в особый статус уже предостаточно.

То, что происходит на реке Иордан, — когда Иисус погружается в воды, подобно тому, как ровно то же самое делали приходившие к Иоанну Крестителю — напрямую связано с этими древними архетипическими представлениям. С одной только разницей: Христу, в отличие от остальных людей, в этой воде нечего оставлять, нечего «смывать»: Он — безгрешен и непорочен. Более того, как об этом пишут святые отцы, именно в момент погружения в воды происходит символическое «впитывание» чистым Христом всей той человеческой скверны и нечистоты, всего того мрака греха, которым и насыщался Иордан от приходивших к Иоанну. Погрузившись в эти воды, Иисус становится символически связанным, отягощённым греховностью людей как таковой: именно её Он и понесёт на Крест, чтобы навсегда избавить человеческую природу от этого обременения.

В завершение хочется поделиться ещё одной мыслью Башляра. «Всякая первозданно прозрачная вода... должна омрачаться, впитывая чёрные страдания. Всякая живая вода — это вода, которой суждено замедляться, тяжелеть. Всякая живая вода есть вода, готовая умереть». И когда мы говорим на Великом освящении воды, которое сегодня происходит во всех храмах, что эта святая вода «течёт в жизнь вечную» — мы не должны забывать, что условие этой «живости» — готовность принять в себя смерть, готовность Христа положить «душу Свою за друзей Своих».

Хороший образ для подражания каждому из нас, не так ли?..


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!