Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 28-37

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Евангелие от Марка, Глава 12
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Христианская традиция очень богата не только в догматическом и культурном смысле, но и, конечно, в смысле нравственном. Многие христианские ответы на нравственные вопросы могут помочь сориентироваться даже не очень церковному человеку. Однажды я видел книгу атеиста, который доказывал, что порой бывает полезно прийти в храм, будучи неверующим, просто для того, чтобы послушать проповедь, настраивающую на нравственный и добрый лад. Будет ли плодотворна христианская проповедь для человека неверующего? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 12-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 12.

28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?

29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;

30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь!

31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.

32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;

33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.

34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.

35 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?

36 Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.

37 Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.

Помнится, в юности мне попалась книга о пословицах и крылатых выражениях, которые пришли в русский язык из Библии. Я был просто поражён прочитанным, ведь оказалось, что их просто невероятное количество. В другой раз я услышал предположение, вполне правдоподобное, что советский лозунг «миру мир» напрямую заимствован из христианского богослужения, в котором мы каждый день просим Бога даровать мир всему миру. При этом я не раз замечал, что современные люди будто бы чураются христианства, как чего-то давно понятного и привычного. Так бывает с теми же пословицами и поговорками, так бывает с идеями и произведениями искусства. Совсем недавно я услышал, как один молодой человек говорил другому, что ему нравится древняя японская пословица «Время разбрасывать камни и время их собирать». Какая же, — думаю, — она японская, когда это прямая цитата из библейской книги Екклезиаста. Но если бы говорящий сослался на Библию, все бы решили, что он верующий, а ссылка на японскую пословицу, как будто бы ни к чему не обязывает и даже интригует экзотикой.

В чтении, которое мы сейчас услышали, евангелист пересказывает краткий диалог Христа с книжником. Судя по всему, таких небольших обменов мнениями могло быть очень много. Однако тот диалог, который мы услышали сегодня, отличается от многих тем, что спрашивающий Христа, как кажется, не имел цели Его смутить, но действительно хотел узнать Его мнение, как мнение Учителя.

Книжник спрашивает Спасителя о главной заповеди, и Христос, как известно, указывает на заповедь о любви. Причём речь идёт о любви двойственной: направленной, во-первых, к одному и единственному Богу, во-вторых, к ближним. Больше этой заповеди, по словам Христа, нет. Может показаться, что книжник провоцирует Его, ведь для иудеев все заповеди должны были быть одинаково важны, но по его реакции видно, что он искренне рад такому ответу. Более того, поразительным образом он даже оказывается готов поставить любовь выше жертв и всесожжений. Эта позиция приближает его к Царству Небесному, однако же, как понятно, не делает его причастным к нему.

Чего же ему не достаёт? Из слов Спасителя очевидно: ему не достаёт принятия Спасителя как мессии. Можно стремиться к любви, можно интересоваться Христом и Его мнением, на определённом этапе всё это важно и нужно. Но только приняв Иисуса Христа как Господа и Спасителя можно быть причастным Его Небесному Царству.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Человеческое сердце, к сожалению, по природе своей непостоянно. Сегодня нам нравится одно, завтра другое. И к первому объекту восхищения мы уже испытываем или равнодушие, или даже вражду. Нечто подобное случилось в отношении Самого Иисуса Христа. О чём и повествует отрывок из 12-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня во время богослужения в православных храмах. Давайте его послушаем.

Глава 12.

28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?

29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;

30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь!

31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.

32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;

33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.

34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.

35 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?

36 Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.

37 Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.

Обратим внимание на завершающий отрезок прозвучавшего текста — народ слушал Христа с услаждением. Чем же была обусловлена такая реакция? Причина состояла вовсе не в том, что евангельское учение Господа Иисуса согревало сердца слушателей. К сожалению, нет. Услаждение, о котором пишет евангелист Марк, имело в основании злорадство, адресованное фарисеям и прочим законникам. Народ радовался, что наконец-то нашёлся тот, кто оказался умнее этих гордецов, поставил их на место. Таким образом, речь в Писании идёт не о покаянии или духовном преображении, а просто о суетном наблюдении за дискуссией. Чем-то это всё сильно напоминает поведение публики на каком-нибудь ток-шоу.

К счастью, далеко не все слушатели Спасителя показали себя с данной стороны. Нашлись среди них и те, кого проповедь Христова действительно подвигла к покаянному изменению. Таковым, как кажется, становится один из законников. Ответ Спасителя о главной заповеди не просто рационально удовлетворяет этого человека, но заставляет его пересмотреть отношение и к закону Моисея, и к Христову толкованию Ветхого Завета. Законник, по слову Спасителя, духовно приблизился к Царству Небесному. Христос призывает и всю религиозную элиту Иерусалима пересмотреть имеющиеся у неё установки.

Он просит законников задуматься над смыслом содержания пророчества царя Давида: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Эти слова из 109-го псалма традиционно считались указанием на особенности служения грядущего Мессии. Спаситель спрашивает у фарисеев — как же так получается, что Мессия одновременно и сын Давида, и его Господь? Никто из собравшихся ничего ответить не смог. Иудеи ожидали Мессию как потомка Давида, монарха-триумфатора, земного царя, с приходом которого наступит золотой век, а Израиль станет самым могущественным народом мира. Но Иисус считал такие ожидания наивными и просто ложными. Мессия будет не просто Сыном Давидовым, земным наследником великого правителя прошлого, но кем-то неизмеримо большим, а именно сидящим одесную Бога-Отца Сыном Божьим, прославленным Господом всех людей, в том числе и Господом царя Давида.

Фарисеи видели чудеса Христа, а потому в глубине души понимали, что перед ними Сын Божий. Но переступить через гордость и властолюбие не могли. Потому и говорили, что Иисус обманщик, ведь Он отказывался от политической власти. Из-за этого и удалось фарисеям перетащить людей на свою сторону. Ведь то злорадное услаждение толпы, о котором мы говорили в начале, потребовало нового источника. И таковым стало стремление расправиться уже над самим Христом, не оправдавшим возложенных на Него надежд. Не будем же обманываться, не станем выдавать суетную правду этого мира за правду Божию. И тогда Господь убережёт нас от ошибок, исправить которые будет крайне тяжело. Или даже невозможно.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
15.01.2025среда
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ