Существует мнение, что правила нужны для того, чтобы их нарушали. Или обходили. Примерно так рассуждали между собой некоторые современники Христа, когда, с одной стороны, пытались создавать видимость исполнения заповедей, а, с другой, их фактически нарушали. Об этом речь идёт в отрывке из 5-й главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
В первой части сегодняшнего евангельского чтения речь идёт о клятве. Христос сначала вспоминает древнюю норму: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои!» На самом деле, именно такой формулировки в Ветхом Завете мы не найдём. Здесь объединено несколько мест из книг пророка Моисея, которые обязывали иудея быть честным. Это требование сочеталось с запретом на произнесение имени Бога всуе, зафиксированного в одной из 10 заповедей Моисея. Таким образом, фактически устанавливался запрет на клятву именем Божиим.
Однако, как с прочими элементами закона, и с данной нормой древнего права ко времени Рождества Христова произошла метаморфоза. Знатоки иудейской религии, толкуя заповеди Моисея, пришли к выводу, что да — клясться именем Божиим нельзя (в особенности, если собираешься обмануть), но можно для усиления клятвенных слов использовать небо, Иерусалим, свою голову. Это якобы не оскорбляет Господа, да и самому клянущемуся оставляет лазейку для отхода. Отзвук данной традиции мы находим в Евангелии от Матфея, написанного, согласно преданию, для христиан из числа евреев. Если в иных евангельских повествованиях говорится о Царстве Божием, то у Матфея используется выражение «Царство Небесное». Так принято было говорить у иудеев времён Христа, чтобы не подпасть под осуждение заповедью о произнесении имени Божьего всуе.
Но религиозная щепетильность в данном вопросе не упраздняла стремления обойти заветы Господа в тех ситуациях, когда выгодно было если не врать, то манипулировать информацией, используя те или иные клятвы. Христос, как и во всех прочих аналогичных ситуациях, рушит лукавую конструкцию и прямо говорит о том, что честный человек в клятве не нуждается. Всё, на самом деле, очень просто.
Спаситель призывает Своих слушателей, а вместе с ними и нас быть честными перед собой, людьми и Богом всегда. А тот, кто клянётся или даёт обет, как бы говорит своим ближним: «В этом случае вы можете мне верить. В этом случае я при любых обстоятельствах сдержу своё обещание!» А в других случаях?.. Получается, что мы имеем дело с какой-то избирательной честностью, принципиальностью. Конечно, подобное поведение является странным и недопустимым. Но тут речь идёт всё же о бытовым, ежедневным поведением.
Но как же быть, например, с военной или судебной присягой? Может ли христианин клясться в данном случае? К подобным клятвам следует относиться как к необходимым издержкам нашего несовершенного мира. Где законы по-прежнему существуют как защита от тех, кто не желает жить в гармонии и мире. Пока наш мир не переродился, не изменился благодаря Второму пришествию Христа, внешние ограничители (в том числе, присяга и государственный закон) необходимы.
В таком же ключе следует понимать и слова Христа, касающиеся того, как следует отвечать на зло. Древняя заповедь «око за око» и «зуб за зуб» сдерживала человеческую жестокость. За один выколотый глаз можно было выколоть обидчику тоже только один глаз. Спаситель призывает нас не терпеть зло, а активно бороться с ним. Бороться добром. Останавливать зло на себе, не отвечать злом на зло. Не потакать ему, а отвечать добром. Не мстить, не унижать, не укорять. С достоинством, осознанием своего положения высшего творения Божия, проявлять любовь, понимание и милосердие к людям. А в тех случаях, когда обижают слабых, вставать на защиту, поскольку и этого требует от нас любовь Христова.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В христианстве есть одно явление, которое самим фактом своего существования непрестанно будоражит общество, имя этому явлению — монашество. К монахам у обывателей масса вопросов, монахи редко бывают понятны современникам, монахов очень любят учить жизни далёкие от монашества люди, монахов не критикуют только ленивые, и иногда эта критика основывается на Священном Писании, ведь в Писании нет слов о монашестве, ну а Сам наш Спаситель Господь Иисус Христос освятил Своим присутствием свадьбу, но Он никогда не присутствовал на монашеских постригах. Более того, сами постриги с их обетами иной раз кажутся людям чем-то противоречащим Евангелию, в котором есть всем известные слова о недопустимости каких бы то ни было клятв. Содержащий эти Христовы слова отрывок 5-й главы Евангелия от Матфея звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
У слова «клятва» есть всем известное определение: клятва — это «торжественное утверждение, уверение, подкреплённое упоминанием чего-нибудь священного, ценного, авторитетного». Несмотря на то, что эти слова — цитата из современного толкового словаря русского языка, они в полной мере соответствуют библейскому пониманию клятвы, а потому-то мы и услышали в только что прозвучавшем евангельском отрывке упоминание святынь, которыми клялись современники Христа: в первую очередь престола Божия и Иерусалима, это были высшие святыни израильтян. Понятна нам и причина, которая толкала людей произносить клятвы: они нужны для большей убедительности произносимых обещаний. Однако Христос призывал и призывает изменить само отношение к произносимым нами словам — мы должны быть честны в каждом слове, и если мы таковы, то отпадает и необходимость каким-либо образом усиливать убедительность обещаний.
Но как бы мы ни были честны и как бы ни были чисты наши намерения, всегда есть то, что может помешать исполнению наших обещаний, и речь здесь не идёт о лени, о двоедушии, о перемене ума или о чём-то подобном, речь о слабости человека и о том, что на человека могут воздействовать противоборствующие Богу существа, перед которыми человек бессилен. Как же быть с нашими обещаниями с учётом всего этого? У Церкви есть ответ на этот вопрос: свои обещания христианин может облекать в форму молитвы, исповедуя собственную слабость и призывая Бога помочь в её преодолении. Собственно, именно так и выглядят монашеские обеты: монахи не клянутся пребывать в послушании, нищете, целомудрии, посте и молитве, монахи исповедует своё стремление прожить остаток жизни в этих добродетелях, и просят Бога помочь им, потому то во время монашеских постригов мы слышим не «клянусь», а «Богу содействующу», то есть «исполню при помощи Божией». Конечно, такая формулировка никоим образом не снимает ответственности с того, кто её произносит, а потому то и монашеские обеты невозможно отменить, впрочем, и никакое иное человеческое слово, по мнению Господа Иисуса Христа, не подлежит отмене или перемене, ведь, как мы помним: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Антоний Борисов