Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 28-37. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 28-37

Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Человеческое сердце, к сожалению, по природе своей непостоянно. Сегодня нам нравится одно, завтра другое. И к первому объекту восхищения мы уже испытываем или равнодушие, или даже вражду. Нечто подобное случилось в отношении Самого Иисуса Христа. О чём и повествует отрывок из 12-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня во время богослужения в православных храмах. Давайте его послушаем.

Глава 12.

28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?

29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;

30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь!

31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.

32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;

33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.

34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.

35 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?

36 Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.

37 Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.

Обратим внимание на завершающий отрезок прозвучавшего текста — народ слушал Христа с услаждением. Чем же была обусловлена такая реакция? Причина состояла вовсе не в том, что евангельское учение Господа Иисуса согревало сердца слушателей. К сожалению, нет. Услаждение, о котором пишет евангелист Марк, имело в основании злорадство, адресованное фарисеям и прочим законникам. Народ радовался, что наконец-то нашёлся тот, кто оказался умнее этих гордецов, поставил их на место. Таким образом, речь в Писании идёт не о покаянии или духовном преображении, а просто о суетном наблюдении за дискуссией. Чем-то это всё сильно напоминает поведение публики на каком-нибудь ток-шоу.

К счастью, далеко не все слушатели Спасителя показали себя с данной стороны. Нашлись среди них и те, кого проповедь Христова действительно подвигла к покаянному изменению. Таковым, как кажется, становится один из законников. Ответ Спасителя о главной заповеди не просто рационально удовлетворяет этого человека, но заставляет его пересмотреть отношение и к закону Моисея, и к Христову толкованию Ветхого Завета. Законник, по слову Спасителя, духовно приблизился к Царству Небесному. Христос призывает и всю религиозную элиту Иерусалима пересмотреть имеющиеся у неё установки.

Он просит законников задуматься над смыслом содержания пророчества царя Давида: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Эти слова из 109-го псалма традиционно считались указанием на особенности служения грядущего Мессии. Спаситель спрашивает у фарисеев — как же так получается, что Мессия одновременно и сын Давида, и его Господь? Никто из собравшихся ничего ответить не смог. Иудеи ожидали Мессию как потомка Давида, монарха-триумфатора, земного царя, с приходом которого наступит золотой век, а Израиль станет самым могущественным народом мира. Но Иисус считал такие ожидания наивными и просто ложными. Мессия будет не просто Сыном Давидовым, земным наследником великого правителя прошлого, но кем-то неизмеримо большим, а именно сидящим одесную Бога-Отца Сыном Божьим, прославленным Господом всех людей, в том числе и Господом царя Давида.

Фарисеи видели чудеса Христа, а потому в глубине души понимали, что перед ними Сын Божий. Но переступить через гордость и властолюбие не могли. Потому и говорили, что Иисус обманщик, ведь Он отказывался от политической власти. Из-за этого и удалось фарисеям перетащить людей на свою сторону. Ведь то злорадное услаждение толпы, о котором мы говорили в начале, потребовало нового источника. И таковым стало стремление расправиться уже над самим Христом, не оправдавшим возложенных на Него надежд. Не будем же обманываться, не станем выдавать суетную правду этого мира за правду Божию. И тогда Господь убережёт нас от ошибок, исправить которые будет крайне тяжело. Или даже невозможно.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!