Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Невозможно спорить с тем, что рождение и жизнь Иисуса Христа самым значительным образом повлияли на мировую историю. Причём, не секрет, что оценки этого влияния могут быть разными и зависят от мировоззрения того, кто смотрит. Человеку стороннему, который никогда не задумывался над ролью Христа в истории, может быть трудно её определить. Хотя бы отчасти помочь в этом может отрывок из второй главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
В наши дни, как в России, так и на Западе регулярно проходят диспуты между верующими и атеистами. Один из аргументов атеистов можно было бы назвать историческим. Они указывают на религиозные войны, которых в прошлом было немало, и говорят: «Вот посмотрите к чему приводит религия, верующие или разных религий или различных деноминаций внутри одной религии убивали друг друга, потому что религия воспитывает в человеке нетерпимость к чужой точки зрения». Конечно, небольшой комментарий на евангельский отрывок — не место для того, чтобы говорить подробно о причинах тех или иных войн, однако, сторонникам религии обычно хватает эрудиции, чтобы показать, что неверующие люди точно так же ведут войны, точно так же бывают нетерпимы к чужим точкам зрения и сама по себе религия здесь совершенно не причём. Скорее, можно говорить, что верующие люди, готовые убивать оппонента, в этот момент отходят от основ своей религии. По крайней мере про христианство так точно можно сказать.
Отрывок, который мы услышали, обычно читается в первое воскресение после праздника Рождества Христова. В нём, как мы слышали, говорится о событиях, которые произошли в течение первых двух-трёх лет жизни Спасителя. Казалось бы, если бы кому-то захотелось создать благостную и умилительную картинку, можно было бы обойтись без жестокости. Но евангелист с нами честен: внешне, сразу, автоматически пришествие в мир Богочеловека ничего и никого поменяло. Естественно, слушая историю избиения младенцев мы ужасаемся. Но знаем ли мы, что по законам Римской империи того времени любой глава семьи владел всеми своими домочадцами и мог спокойно приказать выбросить новорождённого на свалку, если количество детей казалось ему достаточным? И что Ирод, стремившийся убить Вифлеемских младенцев, действовал не как религиозный деятель, а как политик. В мире, где человек не считается образом Божиим, его ценность оказывается сведена к его функциям. Ни о каком достоинстве личности, ни о какой её ценности никто даже не задумывается. Да и с чего бы, если человек — просто высоко развитое животное? И если, услышав подобные рассуждения, человек возмутится и скажет: «не может быть, люди значимы и ценны сами по себе», значит, христианство на него повлияло. Мы можем быть верующими или не очень верующими, можем соглашаться с этим или нет, но сегодня мы ценим человека так высоко, потому что когда-то около двух тысяч лет назад, Бог так высоко его оценил, что Сам стал человеком, чтобы спасти людей от греха и смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееВ сегодняшнем чтении мы слышим рассказ о бегстве из Вифлеема в Египет. Оно совершается по повелению ангела, предупреждающего Иосифа о смертельной опасности для младенца Иисуса. Узнав от волхвов время появления звезды и осознав, что они не выдадут ему местонахождения младенца, Ирод повелел убить всех младенцев мужского пола, которые более-менее совпадали со Иисусом по месту рождения и возрасту. Он очень дорожил своей властью и страх её потерять породил крайнюю жестокость.
Конечно, эта трагичная история не может не вызывать вопросов. Я помню, как однажды меня спросили о том, как я оцениваю с нравственной точки зрения предупреждение только одних родителей и спасение только одного младенца, в то время как другие младенцы погибли... И я ответил очень просто. Если посмотреть на эту историю отдельно, в отрыве от евангельского повествования, она, без сомнения, выглядит безнравственно. У Бога было много возможностей остановить Ирода. Он мог наслать болезнь на него или на его войско, как это бывало с некоторыми правителями в рамках ветхозаветной истории. Ангел мог предупредить остальных и те могли попытаться спастись бегством... Да много чего можно придумать для того, чтобы изменить ужасный ход истории... истории мира, который во зле лежит. Но Бог ничего подобного не делает. Как не делал много раз до этого и не сделает после. И только если увидеть происходящее в контексте истории спасения, становится понятна логика Божественного замысла. Человек бесконечно важен для Него, но в самом человеке важна свободная воля. С помощью насилия можно выдрессировать зверушку, но нельзя сделать так, чтобы тебя полюбили. И Бог рождается младенцем, которого можно убить вместе со всеми, можно отвезти в Египет и спрятать там на время. Он свободно подчиняется логике человеческой жизни, чтобы вырасти и дать человеку возможность жить иначе. Он мог бы остановить Ирода с помощью чуда, но, во-первых, сразу возникает вопрос почему только Ирода? И, во-вторых, спасая одних, других, третьих и вмешиваясь в историю, Бог не сохранил бы главного — свободы человека и поэтому Христос поступил иначе. Он вырос и проповедовал — приглашая людей к новым отношениям с Богом. Сам в Себе Своим послушанием Отцу Он показал, что такие отношения возможны, и наконец, Своей смертью и воскресением, Он сделал так, чтобы смерть, не только Вифлеемских младенцев, но и вообще всякая смерть, не была окончательной правдой о нашем мире. И если нас возмущает история жестокого убийства, и мы хотим, чтобы подобных историй было меньше, значит Его проповедь уже коснулась нашего сердца. Если же мы стали Его учениками, мы должны ощутить свою ответственность за то, чтобы зла в мире стало меньше и начать нам стоит с собственного сердца.
Читать далееИстория бегства в Египет Святого семейства — очень поучительная. Особенно для тех глубоко религиозных людей, которые уверены, что когда они с Богом, — им всё по плечу. Казалось бы: при таком явном благорасположении Бога к Пречистой Деве, неужели Он, Творец Неба и земли, всего видимого и невидимого бытия, не мог чудесным образом сохранить Иисуса от грядущего избиения младенцев? Допустить, что у Пречистой Девы было недостаточно веры — язык не поворачивается: кто другой, кроме Неё, смог настолько доверить свою жизнь Богу? После всех невероятных событий, связанных с Рождением Иисуса, — явления ангельских воинств, чудесной звезды, издалека пришедших восточных мудрецов — и вдруг — такое малодушное бегство? Что именно хочет сказать нам Евангелие этой яркой историей?
Очень важный навык, который отличает христианина от неверующего — это навык смиренного принятия своей ограниченности. Конечно, никто не запретит мечтать, что когда будет достаточно веры — и горы одним словом сдвинем без проблем — но в реальности святое семейство ночью — да, да, именно ночью — чтобы никто не заметил — бежит в Египет. Перед нами разворачивается картина невероятного диапазона — от Безмужнего зачатия — до тайного и скрытного бегства.
И широта этого диапазона убеждает нас в одном: для Бога любая точка этой протяжённости — от чуда-пречудного до будней-пребудничных — имеет совершенно одинаковое значение! В любой точке Он действует совершенно равнозначно и полноценно: нет у Бога «не Его» мест, «не Его» времён, «не Его» ситуаций. «Не Его» — могут быть только существа, способные сказать Ему решительное «Нет!» — то есть люди и ангелы. И наше «Нет!» — вовсе не обязательно должно быть таким, как у Ивана Карамазова — с его пафосным глобальным «возвращением билета», чаще всего наши «нет» — очень маленькие. Кто-то позвонил невовремя — а наше «нет!» уже выскочило в виде недовольства. Где-то пропустили нас, не обратив внимание, — наше «нет!» начинает червоточинкой вгрызаться в сердце обидой и домыслами. Ребёнок забыл взять в школу сменку — наше «нет!» уже бурлит возмущением, ропотом и руганью — как будто мы сами в детстве никогда и ничего не забывали! И чем больше у человека самости — которая стремится всё собой заполнить — тем площадь соприкосновения с реальной жизнью будет больше, и ровно настолько же больше будет и пробоин от наших «нет!»
Я вспоминаю случай из одного патерика (историй из жизни монахов ранней Церкви) — когда два монаха никак не могли взять в толк, как люди ссорятся друг с другом. И один другому говорит: ну вот смотри, я тебе говорю: «Дай мне твой хлеб!» — а другой ему сразу же: «На, держи!» Так и не смогли они поссориться даже в «пилотном режиме» — потому что давно привыкли волю Божию и пользу другого предпочитать своему горделивому «Нет!»
А ведь и Иосиф мог бы сказать Ангелу — «Нет! Я лучше знаю, как и куда отправляться с новорождённым — ведь у нас особые, исключительные отношения с Самим Господом Богом!» — и вот тогда, несомненно, вся история развернулась бы совершенно иначе. Но он говорит решительное «Да!» — ни мало не смущаясь предстоящей скрытностью и бесславностью побега.
Учиться отлавливать наши вредные «Нет!» — и полюбить благословенные «Да!» — вот к чему зовёт нас сегодня Евангелие!
Читать далее
священник Стефан Домусчи