Что делать, если в сердце нет веры? Где её искать? Какие книги читать? С какими людьми беседовать? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 11-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Христос не один раз доказывал окружающим то, что Он Мессия. В первую очередь — Он подтверждал это Своими делами. Изгнания бесов, многочисленные исцеления и даже воскрешения мёртвых — всё это было весомым аргументом Божественного происхождения Спасителя. Но были и другие аргументы. Это свидетельство внешних авторитетов. Евангелие рассказывает нам, как люди, которых окружающие почитали за пророков Божиих, встретив Иисуса, узнавали в Нём Сына Божия. Одним из таких людей был Иоанн Креститель. Уважение к нему среди иудеев было огромным. А потому, когда он указал на Христа как на Мессию, у многих пропали всякие сомнения относительно личности Спасителя. Однако для многих представителей религиозной элиты евреев всех этих аргументов было недостаточно. В ответ на них они или молчат, или придумывают какие-нибудь каверзные вопросы и извороты, или не скрывают агрессии и в злобе нападают на Христа.
Вот и сегодня мы видим подобную ситуацию. Иудеи спрашивают Спасителя, какой природы Его власть: от Бога или от лукавого. Очевидно, что они хотят загнать Христа в ловушку. Ведь если Он скажет, что от Бога, тогда у них будет повод втянуть Спасителя в богословские дебаты. А вести схоластические споры они были мастера. Никто не мог с ними сравниться в искусстве казуистики. Господь видит их умысел. Он видит, что им нужен спор ради спора. Он не готов тратить Своё время и силы на переливание из пустого в порожнее, не собирается вязнуть в обсуждении мелочных вопросов. А потому в ответ Христос создаёт ситуацию, когда все окружающие видят подлинные мотивы книжников и фарисеев. Они просто пустословы. Истина им неинтересна. Они не готовы менять свою жизнь активно. Не готовы проверить на своём опыте: а может действительно Этот Иисус из Назарета прав? Да и сами иудеи чувствуют себя неловко и замолкают.
Вот оно неверие. Никакие аргументы не способны убедить неверующего человека. Если он захочет, он будет упорствовать до конца. Даже если очевидное налицо. Даже если есть факты и свидетельства. Потому что вера и неверие — это наши внутренние установки. Эти установки находится в самой глубине нашего существа. В той области, которая на языке Писания называется сердце. Именно сердце определяет, буду я принимать аргументы или не буду. Буду я соглашаться со своими чувствами или не буду. Буду принимать те или иные факты или буду отрицать. Наше мышление, наши чувства — это всего лишь надстройки над нашим сердцем. Верхушка айсберга. А потому часто бывает так, что человек рассуждает очень здраво в делах житейских. Однако, когда речь заходит о вере, его рассуждения очень близоруки и наивны. А всё потому, что он ничего не хочет менять. Ему и так нормально.
Что же нам делать, чтобы пробудить веру? Есть одна рекомендация, которая подойдёт для тех, кто искренне ищет истину. Если мы не имеем веры в Бога, или у нас много сомнений по этому поводу, но мы хотим действительно разобраться, как же обстоят дела на самом деле, нам нужно на время перестать искать ответы в богословских спорах. Вместо этого можно решиться на практический эксперимент. Суть его в том, что в течение какого-то срока мы пробуем жить так, как будто Бог есть. На ежедневной основе заставляем вести себя с людьми таким образом, будто я ученик Христов. Стараемся выполнять по отношению к окружающим те действия, о которых говорится в Евангелии. И постоянно обращаемся к Богу со словами молитвы, будто Он меня слышит. Помимо этого, мы можем прийти в Церковь и попробовать поисповедоваться. То есть сделать всё то, что делают настоящие верующие люди. Пусть это будет через силу и сопротивление. Как говорится, вслепую. Главное — это должно быть искренне. Если не получится, мы ничего не потерям. Ведь у нас и так ничего не было. Но представьте, вдруг верующие правы? Вдруг, если я буду совершать подобные действия, мне что-то откроется. И если это так, то мы приобретём бесценное сокровище. Господь даст нам цель в жизни. Наполнит её новым смыслом. И мы на опыте ощутим, что такое свет Его Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христос явил нам образ совершенного человека, а потому мы призваны учиться у Него всему и всегда, обращаться к Нему в молитве и просить, чтобы мы с Его помощью стали «неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными» (Флп. 2:15). Проще всего подражать во внешнем, но, чтобы внешнее стало выражением внутреннего состояния, необходимо изменить образ мысли. Конечно, мы не можем постичь мыслительный процесс Христа, но мы можем увидеть, что Он не допускал в Своих размышлениях так называемых логических разрывов, Господь мыслил последовательно, и одно его суждение всегда вытекало из другого. Эта способность Спасителя зачастую ставила в тупик Его оппонентов не меньше, чем и Его способность совершать необычайные чудеса. Один из примеров такого рода мы можем найти в том отрывке из 11-й главы Евангелия от Марка, который сегодня звучит во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Если мы обратим внимание на всю 11-ю главу Евангелия от Марка, то нам станет понятно, какими событиями были вызваны адресованные ко Христу вопросы: незадолго до этого Господь нарушил установившийся храмовый порядок — Он выгнал торгующих из Иерусалимского храма. Вполне естественно, что после этого к нему пришли те люди, которые, поправ библейские постановления о храме, допустили в нём торговлю. Эти люди находились на вершине иерархии израильского народа, они ощущали свою власть как полученную от Бога, а потому им и в самом деле необходимо было узнать, по какой причине Христос поступил так, как Он поступил. В действиях Спасителя эти люди видели превышение полномочий, они готовы были наказать Его, но для начала нужно было провести небольшое следствие и задать формальные вопросы. Именно это они и сделали.
А дальше мы видим сцену нарушения логики в суждениях первосвященников, книжников и старейшин: вопрос об Иоанне Предтече ставит их в тупик, они не могут найти безопасного для себя ответа на этот вопрос, ну а тупик стал возможен именно по той причине, что они искали ответ не истинный, а безопасный и удобный. Нечто подобное происходит всякий раз, когда человек избирает не следование благой и всесовершенной воле Божией, а удобное, безопасное и традиционное. Христос же мыслил и действовал не так, как первосвященники, книжники и старейшины, Он не искал ни удобного, ни безопасного, а потому мы не сможем найти даже намёка на логические разрывы в Его словах, Он всегда последователен и всегда предельно прозрачен в Своих суждениях, именно поэтому Его никто не мог «уловить в слове» (см. Лк. 20:26), оппоненты Спасителя неизбежно проигрывали Ему в дискуссии, и это понятно: беседовать на одном уровне с Ним смог бы лишь тот, кто, как и Спаситель, искал не удобного и безопасного, а истинного, то есть такой человек, каким был, к примеру, Предтеча Господень Иоанн, такой, какими были древние и новые христианские мученики, а также все угодившие Богу святые.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий